Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших познавательных психических процессов является мышление, которое порождает новое знание на основе творческого отражения и преобразования действительности.
Мышление человека может развиваться, а его интеллектуальные способности — совершенствоваться. К этому выводу давно пришли многие психологи в результате наблюдений за изменениями уровня интеллектуального развития человека в течение его жизни и успешного применения на практике различных методов развития мышления.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретическое исследование мышления детей дошкольного возраста
1.1 Мышление: понятие, характеристика, виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Особенности мышления ребенка дошкольного возраста
и проблема его развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2 Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста
2.1 Цели, задачи и организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2 Обработка и анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
2.3 Методика развития мышления дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение А Картинка к методике «Нелепицы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Приложение Б Картинки к методике «Что здесь лишнее?» . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Приложение В Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры» . . .42
Приложение Г Материалы для развития мышления дошкольников . . . .

Работа содержит 1 файл

мышление дошкольников Курсовая №1 2011 зима.doc

— 827.00 Кб (Скачать)

 

2.1 Цели, задачи  и организация исследования 

 

Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Словесно-логический вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Исследование проводилось на базе МДОУ № 136 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании принимали участие дошкольники в количестве 15 человек в возрасте 5,5 - 6 лет.

Цель исследования: выявить особенности развития мышления детей дошкольного возраста.

Для проведения исследования использовались следующие методики: «Нелепицы», «Что здесь лишнее?», «Вырежи фигуры».

Методика № 1. «Нелепицы».

Цель: выявить уровень элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Ход исследования: вначале ребенку показывают картинку, в которой имеются несколько нелепых ситуаций с животными. Картинка представлена в приложении А. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию.

Инструкция: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла   — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл  — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц. Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий уровень развития;

8 – 9 баллов -  высокий;

4 – 7 – средний;

2 – 3 низкий;

0 – 1 – очень низкий.

Методика № 2. «Что здесь лишнее?»

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Ход работы: детям предлагается серия картинок, представленных в приложении Б, на которых изображены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

Инструкция: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1 ,5 до 2,0 мин.

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла   — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл     — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методика № 3. «Вырежи фигуры»

Цель: исследование наглядно-действенного мышления детей.

Ход исследования: ребенок должен быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рисунке, представленном в приложении В, в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем).

Инструкция: Тебе необходимо ножницами вырезать фигуры, изображенные на рисунках как можно точнее и правильнее.

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

10 баллов   — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов — все  фигуры вырезаны ребенком за  время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-5 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.

0-1 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Все методики проводятся с дошкольниками индивидуально, так как требуется непосредственный контакт с ребенком.

 

2.2. Обработка и анализ результатов исследования

 

Исследование уровня и особенностей развития мышления детей дошкольного возраста проводилось на базе МДОУ № 136 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании принимали участия дети  в возрасте 5,5 - 6 лет в количестве 15 человек.

В ходе проведения исследования были получены следующие результаты.

Выявление общих элементарных представлений дошкольников об окружающем мире показало следующее. Данные занесем в таблицу 2.1.

Из 15 обследованных дошкольников средним уровнем развития элементарных образных представлений об окружающем мире обладают 11 детей, что составляет 73,3 %; низким и очень низким уровнем не обладает никто; высоким уровнем развития элементарных представлений обладают трое дошкольников (20 %); очень высоким – один (6,7 %).

Таким образом, можно  сделать вывод, что обследованные  дошкольники обладают уровнем элементарных представлений об окружающем мире –  в норме.

 

Таблица 2.1 – Уровень общих элементарных представлений старших

                       дошкольников об окружающем мире

 

ФИ ребенка

баллы

уровень развития

1

Николаев Алексей

8 - 9

высокий

2

Бурдакова Ольга

6 - 7

средний

3

Смирнова Екатерина

10

очень высокий

4

Гриняев Андрей

4 - 5

средний

5

Левченко Анна

6 - 7

средний

6

Козлов Леонид

4 - 5

средний

7

Михайлов Паша

6 - 7

средний

8

Жуков Олег

4 - 5

средний

9

Лисин Павел

6 - 7

средний

10

Назарова Вика

6 - 7

средний

11

Зуева Маша

4 - 5

средний

12

Петрова Оля

4 - 5

средний

13

Лисина Маша

8 - 9

высокий

14

Никитин Стас

6 - 7

средний

15

Линев Андрей

8 - 9

высокий


 

Графически полученные данные представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Уровень общих  элементарных представлений старших

дошкольников об окружающем мире

  Исследование процессов образно-логического мышления показало результаты, отраженные в таблице 2.2. Из 15 обследованных дошкольников высокий уровень развития образно-логического мышления показали 2 дошкольника, что составляет 13,3 %, средний уровень – 8 человек – 53,3 %; низкий уровень развития образно-логического мышления – 5 человек, что составляет 33,3 %.

Таблица 2.2 – Уровень развития образно-логического мышления старших

                        дошкольников

ФИ ребенка

баллы

уровень развития

1

Николаев Алексей

8 - 9

высокий

2

Бурдакова Ольга

6 - 7

средний

3

Смирнова Екатерина

8 - 9

высокий

4

Гриняев Андрей

4 - 5

средний

5

Левченко Анна

6 - 7

средний

6

Козлов Леонид

2 - 3

низкий

7

Михайлов Паша

6 - 7

средний

8

Жуков Олег

2 - 3

низкий

9

Лисин Павел

2 - 3

низкий

10

Назарова Вика

6 - 7

средний

11

Зуева Маша

2 - 3

низкий

12

Петрова Оля

4 - 5

средний

13

Лисина Маша

4 - 5

средний

14

Никитин Стас

6 - 7

средний

15

Линев Андрей

2 - 3

низкий


 

Графически полученные данные представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Уровень развития образно-логического мышления старших                         дошкольников

Исследование наглядно-действенного мышления дошкольников показало результаты, занесенные в таблицу 2.3.

Таблица 2.3 – Уровень развития наглядно-действенного мышления

Информация о работе Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста