Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа
Одним из важнейших познавательных психических процессов является мышление, которое порождает новое знание на основе творческого отражения и преобразования действительности.
Мышление человека может развиваться, а его интеллектуальные способности — совершенствоваться. К этому выводу давно пришли многие психологи в результате наблюдений за изменениями уровня интеллектуального развития человека в течение его жизни и успешного применения на практике различных методов развития мышления.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретическое исследование мышления детей дошкольного возраста
1.1 Мышление: понятие, характеристика, виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Особенности мышления ребенка дошкольного возраста
и проблема его развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2 Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста
2.1 Цели, задачи и организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2 Обработка и анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
2.3 Методика развития мышления дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение А Картинка к методике «Нелепицы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Приложение Б Картинки к методике «Что здесь лишнее?» . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Приложение В Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры» . . .42
Приложение Г Материалы для развития мышления дошкольников . . . .
2.1 Цели, задачи и организация исследования
Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Словесно-логический вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.
Исследование проводилось на базе МДОУ № 136 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании принимали участие дошкольники в количестве 15 человек в возрасте 5,5 - 6 лет.
Цель исследования: выявить особенности развития мышления детей дошкольного возраста.
Для проведения исследования использовались следующие методики: «Нелепицы», «Что здесь лишнее?», «Вырежи фигуры».
Методика № 1. «Нелепицы».
Цель: выявить уровень элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Ход исследования: вначале ребенку показывают картинку, в которой имеются несколько нелепых ситуаций с животными. Картинка представлена в приложении А. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию.
Инструкция: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц. Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий уровень развития;
8 – 9 баллов - высокий;
4 – 7 – средний;
2 – 3 низкий;
0 – 1 – очень низкий.
Методика № 2. «Что здесь лишнее?»
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Ход работы: детям предлагается серия картинок, представленных в приложении Б, на которых изображены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
Инструкция: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1 ,5 до 2,0 мин.
4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методика № 3. «Вырежи фигуры»
Цель: исследование наглядно-действенного мышления детей.
Ход исследования: ребенок должен быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рисунке, представленном в приложении В, в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.
Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем).
Инструкция: Тебе необходимо ножницами вырезать фигуры, изображенные на рисунках как можно точнее и правильнее.
Оценка результатов
В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.
10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.
8-9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.
6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.
4-5 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.
2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.
0-1 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Все методики проводятся
с дошкольниками индивидуально,
так как требуется
2.2. Обработка и анализ результатов исследования
Исследование уровня и особенностей развития мышления детей дошкольного возраста проводилось на базе МДОУ № 136 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании принимали участия дети в возрасте 5,5 - 6 лет в количестве 15 человек.
В ходе проведения исследования были получены следующие результаты.
Выявление общих элементарных представлений дошкольников об окружающем мире показало следующее. Данные занесем в таблицу 2.1.
Из 15 обследованных дошкольников средним уровнем развития элементарных образных представлений об окружающем мире обладают 11 детей, что составляет 73,3 %; низким и очень низким уровнем не обладает никто; высоким уровнем развития элементарных представлений обладают трое дошкольников (20 %); очень высоким – один (6,7 %).
Таким образом, можно сделать вывод, что обследованные дошкольники обладают уровнем элементарных представлений об окружающем мире – в норме.
Таблица 2.1 – Уровень общих элементарных представлений старших
дошкольников об окружающем мире
ФИ ребенка |
баллы |
уровень развития | |
1 |
Николаев Алексей |
8 - 9 |
высокий |
2 |
Бурдакова Ольга |
6 - 7 |
средний |
3 |
Смирнова Екатерина |
10 |
очень высокий |
4 |
Гриняев Андрей |
4 - 5 |
средний |
5 |
Левченко Анна |
6 - 7 |
средний |
6 |
Козлов Леонид |
4 - 5 |
средний |
7 |
Михайлов Паша |
6 - 7 |
средний |
8 |
Жуков Олег |
4 - 5 |
средний |
9 |
Лисин Павел |
6 - 7 |
средний |
10 |
Назарова Вика |
6 - 7 |
средний |
11 |
Зуева Маша |
4 - 5 |
средний |
12 |
Петрова Оля |
4 - 5 |
средний |
13 |
Лисина Маша |
8 - 9 |
высокий |
14 |
Никитин Стас |
6 - 7 |
средний |
15 |
Линев Андрей |
8 - 9 |
высокий |
Графически полученные данные представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Уровень общих элементарных представлений старших
дошкольников об окружающем мире
Исследование процессов образно-логического мышления показало результаты, отраженные в таблице 2.2. Из 15 обследованных дошкольников высокий уровень развития образно-логического мышления показали 2 дошкольника, что составляет 13,3 %, средний уровень – 8 человек – 53,3 %; низкий уровень развития образно-логического мышления – 5 человек, что составляет 33,3 %.
Таблица 2.2 – Уровень развития образно-логического мышления старших
дошкольников
№ |
ФИ ребенка |
баллы |
уровень развития |
1 |
Николаев Алексей |
8 - 9 |
высокий |
2 |
Бурдакова Ольга |
6 - 7 |
средний |
3 |
Смирнова Екатерина |
8 - 9 |
высокий |
4 |
Гриняев Андрей |
4 - 5 |
средний |
5 |
Левченко Анна |
6 - 7 |
средний |
6 |
Козлов Леонид |
2 - 3 |
низкий |
7 |
Михайлов Паша |
6 - 7 |
средний |
8 |
Жуков Олег |
2 - 3 |
низкий |
9 |
Лисин Павел |
2 - 3 |
низкий |
10 |
Назарова Вика |
6 - 7 |
средний |
11 |
Зуева Маша |
2 - 3 |
низкий |
12 |
Петрова Оля |
4 - 5 |
средний |
13 |
Лисина Маша |
4 - 5 |
средний |
14 |
Никитин Стас |
6 - 7 |
средний |
15 |
Линев Андрей |
2 - 3 |
низкий |
Графически полученные данные представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Уровень развития образно-логического мышления старших
Исследование наглядно-
Таблица 2.3 – Уровень развития наглядно-действенного мышления
Информация о работе Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста