Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших познавательных психических процессов является мышление, которое порождает новое знание на основе творческого отражения и преобразования действительности.
Мышление человека может развиваться, а его интеллектуальные способности — совершенствоваться. К этому выводу давно пришли многие психологи в результате наблюдений за изменениями уровня интеллектуального развития человека в течение его жизни и успешного применения на практике различных методов развития мышления.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретическое исследование мышления детей дошкольного возраста
1.1 Мышление: понятие, характеристика, виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Особенности мышления ребенка дошкольного возраста
и проблема его развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2 Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста
2.1 Цели, задачи и организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.2 Обработка и анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
2.3 Методика развития мышления дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Приложение А Картинка к методике «Нелепицы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Приложение Б Картинки к методике «Что здесь лишнее?» . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Приложение В Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры» . . .42
Приложение Г Материалы для развития мышления дошкольников . . . .

Работа содержит 1 файл

мышление дошкольников Курсовая №1 2011 зима.doc

— 827.00 Кб (Скачать)

             дошкольников

ФИ ребенка

баллы

уровень развития

1

Николаев Алексей

10

очень высокий

2

Бурдакова Ольга

8 - 9

высокий

3

Смирнова Екатерина

10

очень высокий

4

Гриняев Андрей

4 - 5

средний

5

Левченко Анна

8 - 9

высокий

6

Козлов Леонид

8 - 9

высокий

7

Михайлов Паша

6 - 7

средний

8

Жуков Олег

8 - 9

высокий

9

Лисин Павел

6 - 7

средний

10

Назарова Вика

6 - 7

средний

11

Зуева Маша

6 - 7

средний

12

Петрова Оля

4 - 5

средний

13

Лисина Маша

8 - 9

высокий

14

Никитин Стас

6 - 7

средний

15

Линев Андрей

6 - 7

средний


 

Из 15 обследованных дошкольников очень высокий уровень показали 2 человека – 13,3 %; высокий уровень – 5 человек – 33,3 %; средний уровень – 8 человек – 53,3 % обследованных дошкольников.

Графически полученные данные отражены на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 - Уровень развития наглядно-действенного мышления

дошкольников

Сравним полученные данные по исследованным видам мышления и занесем результаты в таблицу 2.4.

Полученные данные свидетельствуют  о том, что общий уровень мышления обследуемых дошкольников является средним у 83,3 % детей; высокий – 16,6 %. При этом уровень развития наглядно-действенного мышления выше уровня развития образно-логического мышления, что говорит о развитии мышления детей по пути от наглядно-действенного к образному мышлению.

Таблица 2.4 - Сравнение развития типов мышления у дошкольников

ФИ

Уровень элементарных представлений

образно-логического

наглядно-действенного

Средний уровень

1

Николаев Алексей

высокий

высокий

очень высокий

высокий

2

Бурдакова Ольга

средний

средний

высокий

средний

3

Смирнова Екатерина

очень высокий

высокий

очень высокий

высокий

4

Гриняев Андрей

средний

средний

средний

средний

5

Левченко Анна

средний

средний

высокий

средний

6

Козлов Леонид

средний

низкий

высокий

средний

7

Михайлов Паша

средний

средний

средний

средний

8

Жуков Олег

средний

низкий

высокий

средний

9

Лисин Павел

средний

низкий

средний

средний

10

Назарова Вика

средний

средний

средний

средний

11

Зуева Маша

средний

низкий

средний

средний

12

Петрова Оля

средний

средний

средний

средний

13

Лисина Маша

высокий

средний

высокий

высокий

14

Никитин Стас

средний

средний

средний

средний

15

Линев Андрей

высокий

низкий

средний

средний


 

человек – 53,3 % обследованных  дошкольников.

Графически полученные данные отражены на рисунке 2.4.

Таким образом, можно  сделать следующие выводы:

  • уровень развития элементарных представлений об окружающем мире дошкольников соответствует особенностям возрастного развития;
  • уровень развития образно-логического мышления несколько ниже, чем уровень развития элементарных представлений об окружающем мире;
  • уровень развития наглядно-действенного мышления выше чем уровень развития образно-логического мышления.

Рисунок 2.4 - Сравнение  развития типов мышления у дошкольников

 

Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась: в старшем дошкольном возрасте наиболее развитым является наглядно-действенное мышление.

 

2.3 Методика  развития мышления дошкольников

 

Необходимо развивать  образно-логическое мышление дошкольников. Для этого можно использовать различные методики.

Необходимо учить  ребенка   описывать   различные   свойства окружающих  его предметов. Можно попросить ребенка описать любой предмет или игрушку. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего  предназначена? Можно сделать игру более интересной, развивать не только речь, но и воображение, попросив ребенка рассказать о данном предмете сказку или необычную фантастическую историю. Например: яблоко. Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет тоже о яблоке или яблоках.

Необходимо знакомить ребенка со свойствами предметов. Например, спрятать игрушку или какой-либо предмет, затем описать ребенку внешний вид, то есть свойства спрятанного предмета. Если ребенок правильно сможет назвать игрушку или предмет (а это может быть какой-либо фрукт, сладости, конфеты),  то  получит  ее  в  подарок.

Знакомство со свойствами предметов можно проводить и следующим образом: попросите ребенка назвать как можно больше определений для известных ему общеупотребляемых слов. Допустим, слова «книга». Обязательно следует дать пример: «красочная книга». Затем задаете вопрос: «Какая еще бывает книга?» Время выполнения задания сначала может быть неограниченным, можно помогать ребенку. Но затем, предлагая новое слово (карандаш, кресло, диван, автомобиль и т. д.), ограничьте время выполнения задания 3 минутами. Результаты оцениваются по двум показателям: скорость и количество определений и их оригинальность.

Знакомство со свойствами предметов можно проводить в виде игры, представленной в приложении Г.

Одним из видов упражнений для знакомства с признаками предметов могут стать загадки. Для детей 5 - 6 лет, возможно, эта форма работы будет немного трудной, но следует попробовать.

Необходимо давать задания для лучшего знакомства со способами применения или  использования предметов.

Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета. Обязательно приводим пример: «Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования? Можно использовать и другие предметы для данного задания: книга, тетрадь, консервная банка, ведро, лопата, табурет и т. д.

Необходимо учить ребенка искать одинаковые свойства или признаки  предметов.

Можно  использовать  следующие  задания:

а) В   полотняный   мешочек   положите   несколько мелких   вещей:    2   катушки,    пуговицу,   резиновую игрушку,   ложку.   Попросите  ребенка  на  ощупь  определить,   что   это   за   вещи.   Пусть   он   опишет   и назовет   их.   Есть   ли   среди  предложенных   вещей одинаковые?

б) Среди  нескольких  игрушек  или  предметов  ребенку предложите отыскать два одинаковых.

Необходимо учить ребенка сравнивать  предметы.

Необходимо учить ребенка искать различные свойства предметов.

Могут быть использованы и другие упражнения. Например, среди нескольких игрушек или предметов предложить ребенку отыскать предмет, отличающийся от других. Попросите ребенка объяснить, чем отличается предмет.

Наряду с перечисленными существует еще целый ряд методик  и упражнений, способствующих развитию различного вида мышления дошкольников.

Задания для развития представлены в приложении Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мышление – процесс  познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и  опосредованным отражением действительности.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление обладает рядом отличительных особенностей и признаков, а именно: мышление – это обобщенное отражение действительности опосредованное познание объективной реальности; мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности; неразрывно связано с речью.

Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. Кроме этого выделяют: наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление.

Общая  линия развития мышления детей дошкольного возраста - переход от решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями во внешнем плане. С помощью внешних действий ребенок переходит к решению их в уме с помощью образов и элементарных интеллектуальных действии. Это путь от наглядно-действенной формы мышления к наглядно-образной. Кроме того, в деятельности дошкольников формируются обобщения, закрепляющиеся в понятиях, приемы классификации, элементы умственного моделирования, что свидетельствует об овладении детьми знаковой деятельностью и становлении элементов понятийного мышления. На протяжении дошкольного возраста совершенствуются функция планирования и контроль над собственными интеллектуальными действиями.

Характерной особенностью мышления дошкольника является его эгоцентрический характер.

Мышление в дошкольном возрасте необходимо развивать. Для  этого существует целый ряд различных  методик.

Исследование особенностей развития мышления старших дошкольников проводилось на базе МДОУ № 136 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании принимали участие  дошкольники в количестве 15 человек  в возрасте 5,5 - 6 лет.

Цель исследования: выявить особенности развития мышления детей дошкольного возраста. Для проведения исследования использовались следующие методики: «Нелепицы», «Что здесь лишнее?», «Вырежи фигуры».

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: уровень развития элементарных представлений об окружающем мире дошкольников соответствует особенностям возрастного развития; уровень развития образно-логического мышления несколько ниже, чем уровень развития элементарных представлений об окружающем мире; уровень развития наглядно-действенного мышления выше чем уровень развития образно-логического мышления.

Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась: в старшем дошкольном возрасте наиболее развитым является наглядно-действенное  мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Аткинсон, Р. Л. Введение в психологию: Учебник для университетов / Р. Л. Аткинсон, Р. С. Аткинсон, Э. Е. Смит и др. / Пер. с англ. под ред. В. П. Зинченко. – М. : Тривола, 2002. – 329 с.
  2. Брунер, Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком / Дж.  Брунер // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 574 с.
  3. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 574 с.
  4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 326 с.
  5. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 216 с.
  6. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб. : Питер, 2004. – 398 с.
  7. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – СПб. : Питер, 2004. – 526 с.
  8. Лурия, А. Р. Язык и мышление / А. Р. Лурия. – М., 1979.
  9. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2004. – 437 с.
  10. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2002. – 428 с.
  11. Немов, Р. С. Общая психология / Р. С. Немов. – СПб. : Питер, 2007. – 218 с.
  12. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. – Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 437 с.
  13. Пиаже, Ж. Избранные психологические произведения / Ж. Пиаже // Хрестоматия по общей психологии. – СПб. : Питер, 2006. – 438 с.
  14. Подьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Подьяков. - М. : Педагогика, 2007. – 288 с.
  15. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А. А. Бадалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2008. – 386 с.
  16. Психология. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб. : Питер, 2005. – 328 с.
  17. Психология: Учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. – СПб. : Лидер, 2004. – 439 с.
  18. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. Ред. В. Н. Дружинина. – СПб. : Питер, 2003. – 430 с.
  19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2005. – 484 с.
  20. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей / А. Э. Симановский. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 362 с.
  21. Славкина, М. А. Возрастная психология / М. А. Славкина. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 274 с.
  22. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды / А. А. Смирнов. М. : Педагогика, 2007.- 366 с.
  23. Соколов, А. Н. Психофизиологическое исследование внутренней речи / А. Н.  Соколов // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 574 с.
  24. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика / Л. Д. Столяренко, Столяренко В. Е. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 438 с.
  25. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 214 с.

Информация о работе Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста