Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:17, курсовая работа
Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в творческом развитии детей старшего дошкольного дошкольного возраста;
Изучить своеобразие развития детского творчества;
Разработать примерный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным прикладным искусством и применение данных знаний в декоративном рисовании;
Выделить для своей исследовательской работы наиболее эффективные приемы обучения детей старшего дошкольного возраста, декоративному рисованию.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию…...………6
1.1. Своеобразие развития детского творчества………………………..………6
1.2. Особенности народного прикладного искусства…………..………10
1.3.Исследования педагогов и психологов по проблеме декоративного творчества в детском саду через знакомство с народным прикладным искусством………………………………………………………………..13
1.4 Методика обучения декоративному рисованию через использование народных промыслов……………………………………………………..17
Глава 2. Использование теоретических знаний в собственной
педагогической деятельности…………………………………………………...21
2.1. Условия базы практики и характеристики
детей исследуемой группы……………………………………….………21
2.2. Диагностика уровня творческого развития
детей старшей группы ……………………………………………..……..27
2.3. Методы и приемы обучения детей декоративному рисованию
на основе знакомства с народно-прикладным искусством………….....36
2.4. Анализ результатов работы. Повторная диагностика……..………42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы………………………………………….…..45
Источник: Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания.
Инструкция к проведению задания.
Предлагаем ребенку на выбор две любые бумажные геометрические фигуры. После того как ребенок выбрал фигуры, спрашиваем:
«Как называются эти геометрические формы?
На что они могли бы быть похожи, если их украсить узором?»
Затем предлагаем ребенку украсить геометрические фигуры растительным орнаментом.
После выполнения задания опрашиваем ребенка, что у него получилось.
Анализ результатов: Показатель — умение рисовать орнамент из растительных элементов в различных геометрических формах.
Высокий уровень. Ребенок правильно называет все геометрические фигуры. Самостоятельно составляет узор из геометрических и растительных форм, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка. В процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, без труда выполняет декоративные элементы — точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д. Для украшения используют печатку-тычок.
Средний уровень. Ребенок не всегда правильно называет геометрические фигуры. При составлении узора иногда обращается за помощью к педагогу. Допускает незначительные ошибки при украшении геометрических форм растительным и геометрическим орнаментом. Испытывает незначительные затруднения при смешивании на палитре красок для лучения нужного оттенка. В процессе рисования в основном владеет навыками кистевой росписи, но затрудняется выполнять некоторые декоративные элементы (тонкие линии, капельки, листики и завитки). Для украшения использует печатку-тычок.
Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется назвать основные геометрические фигуры. При составлении узора постоянно обращается помощью к педагогу. Допускает значительные ошибки при украшении растительным и геометрическим орнаментом геометрических форм и испытывает затруднения при смешивании на палитре красок для получен нужного оттенка. В процессе рисования показывает слабые навыки кист вой росписи. Испытывает затруднения при выполнении декоративна элементов (прямая и волнистая линии, точки, кружки, капельки, листики и т.д.). При украшении совсем не использует печатку-тычок.
В процессе использования каждой из конкретных методик обращаем внимание на ряд общих моментов.
После проведения диагностики
все полученные данные были
зафиксированы, затем была
Полученные результаты предоставлены в таблице № 2.
Рисунки
детей предоставлены в приложении
№ 1.
Таблица № 2.
Диагностическая таблица обследования уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста в декоративно - прикладном рисовании
симметрия | центр | ритм | цвет | Технические навыки | |
Исслед группа | |||||
1 | В | в | в | в | в |
2 | с | в | с | с | в |
3 | н | н | н | н | н |
4 | С | в | с | с | с |
5 | С | в | в | в | с |
6 | С | с | в | в | с |
7 | В | в | в | в | в |
8 | н | н | н | н | н |
В ходе исследования детям старшей группы на занятиях по рисованию каждому индивидуально было предложено нарисовать орнамент. Затем эти рисунки были собраны и сделан анализ.
Анализ результатов следующий: Из восьми человек высокий результат показали только два ребенка. Это Эля К., Ира Б. Дети правильно называли все геометрические фигуры. Самостоятельно составляли узор из растительных форм, используя ритм и симметрию в композиционном построении. В рисунках прослеживается уравнивание левой и правой стороны рисунка, прослеживается центр, соблюдается повторяемость одних и тех же компонентов рисунка, используют всю цветовую гамму самостоятельно, работает с оттенками. Хорошо владеют техническими навыками и умениями.
Четыре ребенка из группы показали средний уровень умений.
Эти дети не всегда правильно называли геометрические фигуры. При составлении узора, Лиза Ж., Андрей Р., Даша Ш., Миша К., обращались за помощью к педагогу. Лиза Ж., Андрей Р., допускали незначительные ошибки при украшении геометрических форм растительным и геометрическим орнаментом.
Все дети испытывали незначительные затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка.
В процессе рисования показали не плохое владение навыками кистевой росписи, но затруднялись выполнить некоторые декоративные элементы (тонкие линии, капельки, листики и завитки). Для украшения цветка все пытались использовать печатку-тычок.
Двое детей из группы показали низкий результат. Это Соня Ч., Дима Щ. Дети затруднялись назвать основные геометрические фигуры. При составлении узора постоянно обращались за помощью к педагогу. Допускали значительные ошибки при украшении растительным и геометрическим орнаментом геометрических форм и испытывали затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка. В процессе рисования показали слабые навыки кистевой росписи. Испытывали затруднения при выполнении декоративных элементов (прямая и волнистая линии, точки, кружки, капельки, листики и т.д.). При украшении совсем не использовали печатку-тычок.
В
процентном соотношении это можно
показать следующим образом.
Высокий – 20 % (2 детей)
Средний – 40 % (4 детей)
Низкий
–20 % (2 детей).
Диаграмма № 1
Проведенное нами исследование
позволило сделать вывод о
возможности использования
Нами была разработана программа «Художники - умельцы» (См.Приложение № 2), в основу которой были положены задачи работы и учтены результаты констатирующего этапа эксперимента
При составлении программы основное внимание уделялось формированию оригинальности, нестандартности, гибкости мышления.
Были использованы различные формы работы с дошкольниками: беседы, экскурсии, занятия, вначале по ознакомлению с народными промыслами, затем занятия, игры, упражнения.
Работа по формированию творческого мышления на занятиях по декоративному рисованию осуществлялась в несколько этапов.
Первоначально детей знакомили с видами декоративно-прикладного искусства, их характерными особенностями, элементами, колоритом и т.д.
Затем дети осваивали технику исполнения систем элементов различных видов росписи.
Усложнение
заданий состояло в проявлении детьми
инициативности, самостоятельности, оригинальности
в решении изобразительных
Перед детьми стояла задача создания не шаблонных предметов народных промыслов, а оригинальных сочетаний элементов росписи, композиционного построения узора.
На
контрольном этапе
2.3.
Методы и приемы
обучения детей декоративному
рисованию на основе
знаний о народном декоративно-прикладному
искусстве
На основе перспективного плана мы отобрали, на наш взгляд, эффективные приемы обучения детей дошкольного возраста составлению орнамента.
Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковской игрушки – использование трафарета с изображением игрушек, «мастерские» народных мастеров, «художественные салоны», «выставки народного искусства» и прочее), что повышает интерес детей к занятиям.
Связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров, выделение тех задач, решение которых затем находит отражение в рисунке, лепке, аппликации.
Сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа.
Использование движения руки – очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета.
Упражнения в начале занятия с детьми при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность.
Показ способов изображений новых наиболее сложных для детей.
Использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения.
Название элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании («завиток ведем вверх, потом вниз…»).
Взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач по декоративной деятельности.
Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора, также и обучения способам лепки, вырезывания в аппликации. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точками) и т.д.
Организуя
работу с детьми по ознакомлению с
декоративным искусством, следует предусмотреть
ее систематичность и
Конспекты занятий составлялись на основе разработанной системы (циклов занятий). Это занятия по знакомству с одним из видов росписи а также итоговые занятия по замыслу или творческие занятия, когда дети могут быть поставлены в новые условия (украсить юбку, расписать доску) (См.приложение 3), конспекты занятий (См. приложение № 4)
Для проведения занятия на тему: «Ткань для юбки дымковской барыни», мы подготовили изделия дымковских мастеров, иллюстрации городецкой росписи, композиционная схема последовательности выполнения элементов в цветовом узоре, образцы элементов росписи. Для каждого ребенка трафарет дымковской барыни, гуашь, кисть, тычка (дети скручивают сами из бумаги), баночка с водой.