Использования народного прикладного искусства при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:

Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в творческом развитии детей старшего дошкольного дошкольного возраста;
Изучить своеобразие развития детского творчества;
Разработать примерный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным прикладным искусством и применение данных знаний в декоративном рисовании;
Выделить для своей исследовательской работы наиболее эффективные приемы обучения детей старшего дошкольного возраста, декоративному рисованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию…...………6

1.1. Своеобразие развития детского творчества………………………..………6

1.2. Особенности народного прикладного искусства…………..………10

1.3.Исследования педагогов и психологов по проблеме декоративного творчества в детском саду через знакомство с народным прикладным искусством………………………………………………………………..13

1.4 Методика обучения декоративному рисованию через использование народных промыслов……………………………………………………..17

Глава 2. Использование теоретических знаний в собственной

педагогической деятельности…………………………………………………...21

2.1. Условия базы практики и характеристики

детей исследуемой группы……………………………………….………21

2.2. Диагностика уровня творческого развития

детей старшей группы ……………………………………………..……..27

2.3. Методы и приемы обучения детей декоративному рисованию

на основе знакомства с народно-прикладным искусством………….....36

2.4. Анализ результатов работы. Повторная диагностика……..………42

Заключение……………………………………………………………………….44

Список используемой литературы………………………………………….…..45

Работа содержит 1 файл

Курсовая Дошвоспитание.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

     Источник: Комарова Т.С. Школа эстетического  воспитания.

     Инструкция  к проведению задания.

       Предлагаем ребенку на выбор две любые бумажные геометрические фигуры. После того как ребенок выбрал фигуры,  спрашиваем:

     «Как  называются эти геометрические формы?

     На  что они могли бы быть похожи, если их украсить узором?»

     Затем  предлагаем ребенку украсить геометрические фигуры растительным орнаментом.

     После выполнения задания опрашиваем ребенка, что у него получилось.

     Анализ  результатов: Показатель — умение рисовать орнамент из растительных элементов в различных геометрических формах.

     Высокий уровень. Ребенок правильно называет все геометрические фигуры. Самостоятельно составляет узор из геометрических и растительных форм, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка. В процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, без труда выполняет декоративные элементы — точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д. Для украшения используют печатку-тычок.

     Средний уровень. Ребенок не всегда правильно называет геометрические фигуры. При составлении узора иногда обращается за помощью к педагогу. Допускает незначительные ошибки при украшении геометрических форм растительным и геометрическим орнаментом. Испытывает незначительные затруднения при смешивании на палитре красок для лучения нужного оттенка. В процессе рисования в основном владеет навыками кистевой росписи, но затрудняется выполнять некоторые декоративные элементы (тонкие линии, капельки, листики и завитки). Для украшения использует печатку-тычок.

     Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется назвать основные геометрические фигуры. При составлении узора постоянно обращается помощью к педагогу. Допускает значительные ошибки при украшении растительным и геометрическим орнаментом геометрических форм и испытывает затруднения при смешивании на палитре красок для получен нужного оттенка. В процессе рисования показывает слабые навыки кист вой росписи. Испытывает затруднения при выполнении декоративна элементов (прямая и волнистая линии, точки, кружки, капельки, листики и т.д.). При украшении совсем не использует печатку-тычок.

     В процессе использования каждой из конкретных методик обращаем внимание на ряд  общих моментов.

  1. Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно установит, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.
  2. Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
  3. Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.

        После проведения диагностики  все полученные данные были    зафиксированы, затем была сделана  их интерпретация. 

     Полученные  результаты  предоставлены в таблице  № 2.

     Рисунки детей предоставлены в  приложении № 1. 
 

     Таблица №  2.

     Диагностическая таблица обследования уровня художественного  развития детей старшего дошкольного  возраста в декоративно - прикладном рисовании

       симметрия центр ритм      цвет      Технические навыки
     Исслед  группа                                   
     1      В      в      в      в      в
     2      с      в      с      с      в
     3      н      н      н      н      н
     4      С      в      с      с      с
     5      С      в      в      в      с
     6      С      с      в      в      с
     7      В      в      в      в      в
     8      н      н      н      н      н
 

     В ходе исследования детям старшей  группы на занятиях по рисованию каждому  индивидуально было предложено нарисовать орнамент. Затем эти рисунки были собраны и сделан анализ.

     Анализ результатов следующий: Из восьми человек высокий результат показали только два ребенка. Это Эля К., Ира Б. Дети правильно называли все геометрические фигуры. Самостоятельно составляли узор из растительных форм, используя ритм и симметрию в композиционном построении. В рисунках прослеживается уравнивание левой и правой стороны рисунка, прослеживается центр,  соблюдается повторяемость одних и тех же компонентов рисунка, используют всю цветовую гамму самостоятельно, работает с оттенками. Хорошо владеют техническими навыками и умениями.

     Четыре  ребенка из группы показали средний  уровень умений.

     Эти дети не всегда правильно называли геометрические фигуры. При составлении  узора, Лиза Ж., Андрей Р., Даша Ш., Миша К., обращались за помощью к педагогу. Лиза Ж., Андрей Р., допускали незначительные ошибки при украшении геометрических форм растительным и геометрическим орнаментом.

     Все дети испытывали незначительные затруднения  при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка.

     В процессе рисования показали не плохое владение навыками кистевой росписи, но затруднялись выполнить некоторые декоративные элементы (тонкие линии, капельки, листики и завитки). Для украшения цветка все пытались использовать печатку-тычок.

     Двое  детей из группы показали низкий результат. Это Соня Ч., Дима Щ. Дети затруднялись назвать основные геометрические фигуры. При составлении узора постоянно обращались за помощью к педагогу. Допускали значительные ошибки при украшении растительным и геометрическим орнаментом геометрических форм и испытывали затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка. В процессе рисования показали слабые навыки кистевой росписи. Испытывали затруднения при выполнении декоративных элементов (прямая и волнистая линии, точки, кружки, капельки, листики и т.д.). При украшении совсем не использовали печатку-тычок.

     В процентном соотношении это можно  показать следующим образом. 

     Высокий – 20 % (2  детей)

     Средний – 40 % (4 детей)

     Низкий  –20 % (2 детей).  
 
 
 

     Диаграмма № 1

     

       Проведенное нами исследование  позволило сделать вывод о  возможности использования народных  промыслов в обучении детей  составлению орнамента и для  повышения уровня художественного  развития провести формирующий  эксперимент.

     Нами  была разработана программа «Художники - умельцы» (См.Приложение № 2), в основу которой были положены задачи работы и учтены результаты констатирующего этапа эксперимента

     При составлении программы основное внимание уделялось формированию оригинальности, нестандартности, гибкости мышления.

     Были  использованы различные формы работы с дошкольниками: беседы, экскурсии, занятия, вначале по ознакомлению с  народными промыслами, затем занятия, игры, упражнения.

     Работа  по формированию творческого мышления на занятиях по декоративному рисованию осуществлялась в несколько этапов.

     Первоначально детей знакомили с видами декоративно-прикладного  искусства, их характерными особенностями, элементами, колоритом и т.д.

     Затем дети осваивали технику исполнения систем элементов различных видов росписи.

     Усложнение  заданий состояло в проявлении детьми инициативности, самостоятельности, оригинальности в решении изобразительных задач.

     Перед детьми стояла задача создания не шаблонных  предметов народных промыслов, а оригинальных сочетаний элементов росписи, композиционного построения узора.

     На  контрольном этапе исследовательской работы мы выявили динамику развития детей старшего дошкольного возраста в обучении декоративному рисованию и повышению творческого развития. 

     2.3. Методы и приемы  обучения детей декоративному рисованию на основе знаний о народном декоративно-прикладному искусстве 

     На  основе перспективного плана мы отобрали, на наш взгляд, эффективные приемы обучения детей дошкольного возраста составлению орнамента.

     Создание  игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковской игрушки – использование трафарета с изображением игрушек, «мастерские» народных мастеров, «художественные салоны», «выставки народного искусства» и прочее), что повышает интерес детей к занятиям.

     Связь рассматривания изделий  народных мастеров с  последующим составлением узоров, выделение тех задач, решение которых затем  находит отражение в рисунке, лепке, аппликации.

     Сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа.

     Использование движения руки –  очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета.

     Упражнения  в начале занятия с детьми при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность.

     Показ способов изображений новых наиболее сложных для детей.

     Использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения.

     Название  элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании («завиток ведем вверх, потом вниз…»).

     Взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач по декоративной деятельности.

     Обучение  технике рисования и приемам  кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных  движений, быстроте создания узора, также  и обучения способам лепки, вырезывания в аппликации. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точками) и т.д.

     Организуя работу с детьми по ознакомлению с  декоративным искусством, следует предусмотреть  ее систематичность и последовательность.

     Конспекты занятий составлялись на основе разработанной  системы (циклов занятий). Это занятия  по знакомству с одним из видов росписи  а также итоговые занятия по замыслу или творческие занятия, когда дети могут быть поставлены в новые условия (украсить юбку, расписать доску) (См.приложение 3), конспекты занятий (См. приложение № 4)

     Для проведения занятия на тему: «Ткань для юбки дымковской барыни», мы подготовили изделия дымковских мастеров, иллюстрации городецкой росписи, композиционная схема последовательности выполнения элементов в цветовом узоре, образцы элементов росписи. Для каждого ребенка трафарет дымковской барыни, гуашь, кисть, тычка (дети скручивают сами из бумаги), баночка с водой.

Информация о работе Использования народного прикладного искусства при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной