Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:17, курсовая работа
Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в творческом развитии детей старшего дошкольного дошкольного возраста;
Изучить своеобразие развития детского творчества;
Разработать примерный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным прикладным искусством и применение данных знаний в декоративном рисовании;
Выделить для своей исследовательской работы наиболее эффективные приемы обучения детей старшего дошкольного возраста, декоративному рисованию.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию…...………6
1.1. Своеобразие развития детского творчества………………………..………6
1.2. Особенности народного прикладного искусства…………..………10
1.3.Исследования педагогов и психологов по проблеме декоративного творчества в детском саду через знакомство с народным прикладным искусством………………………………………………………………..13
1.4 Методика обучения декоративному рисованию через использование народных промыслов……………………………………………………..17
Глава 2. Использование теоретических знаний в собственной
педагогической деятельности…………………………………………………...21
2.1. Условия базы практики и характеристики
детей исследуемой группы……………………………………….………21
2.2. Диагностика уровня творческого развития
детей старшей группы ……………………………………………..……..27
2.3. Методы и приемы обучения детей декоративному рисованию
на основе знакомства с народно-прикладным искусством………….....36
2.4. Анализ результатов работы. Повторная диагностика……..………42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы………………………………………….…..45
1. Эля К. Общее развитие ребёнка высокое: Ребёнок активный заинтересован в выполнении заданий на занятии, усидчив, работоспособен. Программу детского сада усваивает, трудности в практической части заданий (подсказки), игра соответствует возрасту, умеет развернуть игровые действия и в сюжетной игре. Проявляет интерес к изобразительной деятельности.
Особенности речевого развития: звукопроизношение в норме, речь связная, грамматически правильная, словарный запас соответствует возрасту, монологическая речь присутствует, умеет составить рассказ по сюжетной картинке.
Психические функции ребёнка: внимание устойчивое, память хорошая, мышление соответствует возрасту, сравнивает, группирует, классифицирует предметы, легко вступает в контакт с окружающими, взаимоотношения со сверстниками бывают конфликты но дети ребёнка любят., на замечания взрослого реагирует адекватно.
2. Лиза Ж. Общее развитие ребёнка высокое: активный не только на занятиях но и в свободной деятельности, заинтересован в выполнении заданий выполняет их аккуратно, не мешает другим, усидчив, работоспособен, начатое дело доводит до конца.
Игра соответствует возрасту, умеет развивать игровые действия с предметами заместителями.
Особенности речевого развития в норме, умеет составлять рассказ по картинке, запоминает стихи, присутствует монологическая речь. Словарный запас соответствует возрасту. Внимание устойчивое, память хорошая, мышление соответствует возрасту. Особенности характера ребёнка легко вступает в контакт с детьми и взрослыми, с детьми дружелюбен. На замечания взрослого реагирует адекватно.
3. Соня Ч. Общее развитие ребёнка низкое: не усидчив, вертится мешает детям и воспитателю, быстро устаёт. В выполнении заданий не заинтересован. Игровая деятельность носит манипулятивный характер, соответствует более раннему возрасту. Особенности речевого развития: звукопроизношение в норме, словарный запас ограничен бытовой лексикой, присутствует диалогическая речь Внимание неустойчивое, память развита слабо, трудно даётся пересказ, составление рассказа по картине. Особенности характера: в контакт с окружающими идёт не сразу, со сверстниками сходится трудно, конфликтует иногда дерётся, ссорится, плачет. Реакция ребёнка на замечания взрослого: сердится. Мелкая мускулатура недостаточно развита: слабые пальцы, мускулатура рук.
4. Андрей Р. Общее развитие ребёнка высокое: обладает обширными сведениями о себе и семье, представление об окружающем мире объёмные и точные, к занятию относится с интересом, активен, работоспособность высокая но испытывает небольшие трудности в изо деятельности.
Программу детского сада по всем разделам усваивает. В игре выполняет лидерскую роль, разворачивает игровое действие, объединяет несложные сюжеты в один. Особенности речевого развития: звукопроизношение норма, словарный запас соответствует возрасту, грамматический строй речи правильный, связная речь развита. Развита монологическая речь, легко пересказывает текст и составляет собственные рассказы по картине и по плану.
Психические функции: внимание устойчивое, переключаемость хорошая, зрительное восприятие в норме, память быстро запоминает, точность воспроизведения, мышление: умеет выделять существенное в сюжетной картине, тексте. Способен сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, устанавливать причинно - следственную связь.
Особенности характера ребёнка: спокойный, уравновешенный, легко вступает в контакт, взаимоотношения со сверстниками занимает лидирующее положение, на замечания взрослых реагирует адекватно.
5. Миша К. Общее развитие ребёнка среднее - круг представлений об окружающем неточный, недостаточно знаний о стране, не выделяет элементарные причинно следственные связи, хотя фактически материал усваивает, усидчив, проявляет интерес к практическим заданиям, в игровой деятельности умеет развернуть несложный сюжет. Особенности речевого развития: звукопроизношение нормальное, словарный запас соответствует возрасту, грамматический строй речи нормальный, связная речь развита, может самостоятельно составить несложный сюжет рассказа.
Психические функции: внимание устойчивое, переключаемость хорошая; величину, цвет определяет правильно; память хорошая, воспроизводит точно; мышление: выделяет существенные признаки, умеет сравнивать и обобщать. Ребенок спокойный, уравновешенный, легко вступает в контакт с окружающими, со сверстниками, добрый, адекватно реагирует на замечания взрослых.
6. Даша И. Общее развитие ребенка среднее - представление об окружающем не точное, ребёнок работоспособный СС удовольствием занимается, активность на занятиях высокая, но свою мысль высказывает с трудом, испытывает небольшие трудности на занятиях по математике. В сюжетной игре может развернуть несложное игровое действие.
Особенности речевого развития: небольшие дефекты в звукопроизношении слов, словарный запас соответствует возрасту, грамматический строй речи не всегда верный, может составить несложный рассказ по сюжетной картине, но преобладает речь диалогическая.
Психические функции: внимание устойчивое, хорошая переключаемость, память средняя, мышление: умеет выделять существенное в картине, при обобщении и классификации предметов испытывает небольшие трудности, пытается установить элементарные причинно следственные связи. Ребёнок спокойный, уравновешенный; легко вступает в контакт с окружающими, добрый, адекватно реагирует на замечания взрослых.
7. Ира Б. Общее развитие ребёнка среднее - занимается с удовольствием но недостаточно усидчив и активен на занятиях,
Программу детского сада усваивает не полностью, испытывает трудности в математике: сравнение по длине, ширине, представление об окружающем не полное, в сюжетной игре развернуть игровое действие не может. Особенности речевого развития: звукопроизношение нормальное, словарный запас ограничен бытовой лексикой, речь не грамотная, на уровне диалоговой, может составить рассказ по образцу. Психические функции: внимание часто рассеянное, не очень быстро запоминает и неточно воспроизводит, мышление: испытывает сложности при установлении, причинно следственной связи. Особенности характера: не уравновешенный, конфликтный, на замечания взрослых реагирует спокойно.
8.
Дима Щ. Общее развитие ребёнка низкое
круг представлений об окружающем неполный,
недостаточно знает о стране, не выделяет
элементарных причинно следственных связей,
не усидчив, работоспособность низкая,
испытывает трудности в порядковом и количественном
счёте. Особенности игровой деятельности:
стереотипное манипулирование предметами.
Особенности речевого развития: есть дефекты
в звукопроизношении, словарный запас
ниже нормы, речь не грамотная, диалогическая.
Психические функции: внимание развито
слабо, мышление: не умеет выделять существенное
в сюжетной картинке, не может сравнивать,
обобщать, не классифицирует предметы,
не установить причинно следственную
связь. Характер ребёнка: не уравновешенный,
испытывает трудности в общении с окружающими,
со сверстниками конфликтный, реакция
ребёнка на замечания взрослых адекватна.
2.2.
Диагностика уровня
художественного творчества
развития детей старшей
группы
Для решения поставленных задач нам необходимо было провести диагностику на установление уровня художественного творчества развития детей старшего дошкольного возраста.
Следует отметить, что при проведении эксперимента для получения достоверных результатов обязательно наличие контрольной группы.
В нашем случае контрольная группа отсутствует, (так как детский сад малокомплектный) контрольный эксперимент после проведения формирующего заменили контрольным срезом, где выяснили результативность проведенных занятий с детьми исследуемой группы.
Педагогический эксперимент включал в себя 3 этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный срез.
Целью
нашего исследования явился поиск наиболее
эффективных педагогических условий использования
народных промыслов в обучении детей составлению
орнамента.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать систематизировать и внедрить в практику диагностические методики, направленные на выявление уровня умений детей 5 - 6 лет в рисовании орнамента из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.
2. Разработать содержание по обучению рисованию орнамента детьми 5-6 лет и внедрить в практику.
3.
Проверить эффективность
4.
Составить методические
При отборе диагностики мы придерживались следующих педагогических условий:
Диагностика должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
знакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства;
использовать
в работе с детьми задания, направленные
на развитие креативности, инициативности
и самостоятельности детей в продуктивной
деятельности;
создании предметно-развивающей среды,
способствующей проявлению творчества.
Среди изученных нами диагностик, направленных на изучение уровня условий художественного развития детей по декоративно – прикладному рисованию, мы отобрали наиболее отвечающие данным требованиям и целям нашего исследования.
В ходе работы мы руководствовались требованиями программы для старшей группы.
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской игрушке и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с её цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов, тщательность исполнения.
Продолжать знакомить с Городецкой росписью, её цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов, учить использовать для украшения оживки.
Познакомить с росписью Полхов - Майданов. Включать Городецкую и полхов - майдановскую роспись в творческую работу детей.
Учить создавать узоры по мотивам Городецкой, полхов -майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, трава, усики, завитки, оживки).
Для оценки развития детей старшего возраста в декоративном рисовании нами были использованы параметры, разработанные Комаровой Т.С. (см. таблицу № 1):
- выделение композиционного центра в рисунке;
- использование цвета;
- чередование элементов;
- соблюдение симметрии;
- аккуратность.
Для проведения исследовательской работы было предложено задание «Нарисуй орнамент» (индивидуальное) (Источник: Программа дополнительного образования. Автор Соломенникова О.А. Радость творчества: ознакомление детей 5 – 6 лет с народным декоративно – прикладным искусством)
Цель: Определить уровень умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.
Материалы. Геометрические формы из бумаги белого цвета: квадрат (15х15 см); прямоугольник (8х22 см); равносторонний треугольник (15 см); овал (8х26 см); круг (Д-18 см). Круглая кисть № 3 - № 4, печатка-тычка (Д-1см), гуашь 12 цветов, палитра, салфетка, баночка с вдой.
Таблица №1
Параметры развития детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании
|