Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:17, курсовая работа
Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в творческом развитии детей старшего дошкольного дошкольного возраста;
Изучить своеобразие развития детского творчества;
Разработать примерный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным прикладным искусством и применение данных знаний в декоративном рисовании;
Выделить для своей исследовательской работы наиболее эффективные приемы обучения детей старшего дошкольного возраста, декоративному рисованию.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию…...………6
1.1. Своеобразие развития детского творчества………………………..………6
1.2. Особенности народного прикладного искусства…………..………10
1.3.Исследования педагогов и психологов по проблеме декоративного творчества в детском саду через знакомство с народным прикладным искусством………………………………………………………………..13
1.4 Методика обучения декоративному рисованию через использование народных промыслов……………………………………………………..17
Глава 2. Использование теоретических знаний в собственной
педагогической деятельности…………………………………………………...21
2.1. Условия базы практики и характеристики
детей исследуемой группы……………………………………….………21
2.2. Диагностика уровня творческого развития
детей старшей группы ……………………………………………..……..27
2.3. Методы и приемы обучения детей декоративному рисованию
на основе знакомства с народно-прикладным искусством………….....36
2.4. Анализ результатов работы. Повторная диагностика……..………42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы………………………………………….…..45
Работа по обучению старших дошкольников декоративному рисованию, проводимая силами кафедры художественно-эстетического образования ребенка Орловского государственного университета, включила в себя следующие три этапа [29].
Подготовительный
Когнитивный
Обобщающе-игровой
1.4.
Методика обучения
декоративному рисованию
через использование
народных промыслов
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством и развивать творческие способности можно практически через все виды деятельности детей. В данной работе рассматриваем использование народных промыслов в обучении детей составлению орнамента.
Но прежде рассмотрим общие задачи, принципы и методы обучения дошкольников декоративному рисованию [25]:
1.Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к своей Родине, народу.
2. Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимая его особенности; желания знать искусство местного края, различать стили наиболее известные видов декоративной живописи(хохломской, городецкой дымковской, жостовской и др.)
3.Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.
4.Формирование
обобщенных знаний и
воспитывать при этом чувства формы, ритма, симметрии.
5. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций). Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.
Методы обучения декоративной деятельности те же, что при обучении изображению предметов, сюжетов. Однако они имеют свою специфику.
Метод наблюдения необходимо использовать в системе работы, когда узоры народных мастеров выполнены по растительным мотивам, включают стилизованные изображения животных, птиц.
Наблюдения помогают взрослым объяснить, а детям - понять истоки творчества народных художников. Именно в этих наблюдениях закладываются основы поисковой деятельности детей, побуждаемой взрослыми.
Широко
применяется и метод
Таким образом, выделяются и называются главные элементы узора, их цвет, величина, месторасположение. Затем выделяются и называются другие элементы (по степени их значимости в композиции). Определяется цвет. Старших детей можно спросить, как выполняется этот элемент кистью, как его можно изобразить. Элементы узора можно выделять сухой кистью, тем самым более отчетливо их вычленяя и апробируя подходящее изобразительное движение.
В зависимости от ведущих задач занятия содержание такого анализа может меняться, ограничиваться только выделением сложного элемента (например, «розан» в городецком узоре). В том случае, если центральной задачей является освоение композиции или цвета, можно рассмотреть несколько узоров, фиксируя внимание детей только на этой особенности.
Особое место занимает в обучении декоративному рисованию образец воспитателя. Первые образцы для обучения детей декоративному рисованию по мотивам народного искусства были разработаны Е.И.Ковальской. Свой образец воспитатель вынужден использовать, так как в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия [25].
Образец
воспитателя должен быть выполнен в
стиле той или иной росписи
народного декоративного
Существуют разные виды образца. Образцы для прямого следования, т.е. узор или какой-то один новый элемент либо новая композиция предлагаются для прямого подражания, поскольку дети впервые начинают осваивать эти элементы или композиции. Кроме этого, существуют неоконченные образцы.
Детям предлагается воспроизвести часть узора по образцу, а остальную часть узора придумать самим, используя знакомые элементы в стиле той же росписи.
Имеют место в обучении и примерные (вариативные) образцы, в которых представлены разные варианты решения одной и той же задачи.
Например, на 2-3 образцах демонстрируется узор, выполненный на круге. Элементы и композиция одинаковые, а цвет элементов, их сочетания разные.
На таком вариативном уровне может быть представлено композиционное решение (элементы, цветовое решение - одинаковы на всех образцах, а композиции, например, на круге - разные). В образцах может быть представлен вариант применения разных элементов при одинаковости композиции и цвета.
Эффективны в обучении детей фланелеграфы или панно, выполненные из бархатистой бумаги, на которой можно выкладывать узоры из форм-элементов той или иной росписи. Хороши самодельные настольные игры, сутью которых является то же самое: выкладывание узоров в стиле Хохломы, городецкой и других росписей из вырезанных из картона форм-частей тех или иных сложных элементов. (Так, дети с большим удовольствием в свободное время выкладывали сложный элемент «розан» (городецкая роспись) до рисования и после него, что облегчало процесс его освоения.) На таком материале дети достаточно быстро и легко осваивают разные композиции [29].
Показ способов изображения элементов, демонстрация способов действия (техники) с кистью широко применяются в обучении декоративному рисунку. Здесь особенно важны показ и усвоение технических приемов работы с кистью. Часто кисть в руках мастеров находится в вертикальном положении, что нелегко дается детям. Требования к показу воспитателем способа действия те же, что и в других видах изобразительной деятельности.
Применение в системе обучения художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетаются народное изобразительное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами (потешками, прибаутками), со сказками.
Все
эти методы и приемы применяются
в контексте занятий в
Таким
образом, исследования педагогов и психологов
говорят о том, что народное прикладное
искусство является средством развития
творчества на занятиях по декоративному
рисованию.
Глава
2. Использование
теоретических знаний
в собственной
педагогической деятельности
2.1.
Условия базы
практики и характеристики
детей исследуемой группы
Исследовательская работа проводилась в МДОУ «Детский сад № 11 г.Вологда «Дюймовочка», который функционирует с 1971 года. В ДОУ 6 групп, из них одна раннего возраста, семь дошкольного возраста.
Проектная наполняемость: 185 человек от 2 лет до 7 лет.
В детском саду работают специалисты с высоким образовательным цензом, с большим педагогическим опытом работы.
Воспитательно
– образовательный процесс
В их числе: заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, старшая медсестра, логопед.
Учебный
план МДОУ № 11 г. Вологда «Дюймовочка»
разработан на основе требований государственного
стандарта дошкольного
Теоретическая база опыта:
Детский
сад реализует программы
В ДОУ имеются специалисты: - старший воспитатель;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физкультуре;
- инструктор по плаванию;
- педагог - психолог;
- логопед;
- педагоги по квалификации;
- старшая медсестра;
-
заместитель заведующей по
В детском саду функционируют:
- музыкальный зал;
- физкультурный зал;
- плавательный бассейн;
Кружки: обучение грамоте «Родничок»;
Приоритетными направлениями ДОУ является направление преемственности детского сада и школы, экологическое и социальное развитие воспитанников.
В детском саду реализуются «Программа воспитания и развития» под ред. М.А. Васильевой и новая образовательная программа "Школа - 2100". (А.А. Леонтьев), организована приемственность в работе.
Для
обеспечения целостности
Парциальные программы С.Николаевой «Юный эколог», «Наш дом – природа» (Н.Рыжова).
Технологии и методики по
- Дополнительные занятия:
- по оздоровительной программе "Здоровье";
- музыкальное воспитание;
- хореография;
- физическое воспитание;
-
по изобразительной
- с логопедом;
- по ОБЖ
и
много другого не менее интересного
и полезного для детей...
В нашем детском саду работает творческая
группа педагогов, которая помогает внедрять
современные педагогические технологии.
Диагностика проводилась в старшей группе с детьми в возрасте 5-6 лет с нормальным речевым развитием. В группе 22 ребёнка
Содержание развивающей среды в группе.
Уголок манипулятивных игр, «центр» здравствуй книжка, центр уголка отдыха, спортивный «физкультурный» центр, Центр природы, центр музыки, центр театрализованных игр, центр математики, центр строителей, центр сюжетноролевой игры, центр уголка ряженья, центр продуктивной деятельности (изо): мелки, гуашь, цветные ручки, пластилин, сангина, глина, цветная и белая бумага, картон. Кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, тычки, трафареты, раскраски.
Характеристика детей исследуемой группы.
В ходе исследования по теме работы «Использование народных промыслов в обучении детей составлению орнамента» участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве восьми человек. На каждого ребенка на основе беседы с психологом и методистом ДОУ была составлена психолого – педагогическая характеристика.