Использования народного прикладного искусства при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:

Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в творческом развитии детей старшего дошкольного дошкольного возраста;
Изучить своеобразие развития детского творчества;
Разработать примерный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным прикладным искусством и применение данных знаний в декоративном рисовании;
Выделить для своей исследовательской работы наиболее эффективные приемы обучения детей старшего дошкольного возраста, декоративному рисованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию…...………6

1.1. Своеобразие развития детского творчества………………………..………6

1.2. Особенности народного прикладного искусства…………..………10

1.3.Исследования педагогов и психологов по проблеме декоративного творчества в детском саду через знакомство с народным прикладным искусством………………………………………………………………..13

1.4 Методика обучения декоративному рисованию через использование народных промыслов……………………………………………………..17

Глава 2. Использование теоретических знаний в собственной

педагогической деятельности…………………………………………………...21

2.1. Условия базы практики и характеристики

детей исследуемой группы……………………………………….………21

2.2. Диагностика уровня творческого развития

детей старшей группы ……………………………………………..……..27

2.3. Методы и приемы обучения детей декоративному рисованию

на основе знакомства с народно-прикладным искусством………….....36

2.4. Анализ результатов работы. Повторная диагностика……..………42

Заключение……………………………………………………………………….44

Список используемой литературы………………………………………….…..45

Работа содержит 1 файл

Курсовая Дошвоспитание.doc

— 302.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Использования народного прикладного искусства  при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у  детей старшей дошкольной группы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию…...………6

1.1. Своеобразие  развития детского творчества………………………..………6

     1.2. Особенности народного прикладного  искусства…………..………10

    1.3.Исследования педагогов и психологов по проблеме декоративного     творчества в детском саду через знакомство с народным прикладным искусством………………………………………………………………..13

    1.4 Методика  обучения декоративному рисованию  через использование народных  промыслов……………………………………………………..17

Глава 2. Использование теоретических знаний в собственной 

педагогической  деятельности…………………………………………………...21

     2.1. Условия  базы практики и  характеристики 

     детей исследуемой группы……………………………………….………21

     2.2. Диагностика уровня творческого развития

     детей старшей группы ……………………………………………..……..27

       2.3. Методы и приемы обучения детей декоративному рисованию

     на  основе знакомства с народно-прикладным искусством………….....36

     2.4. Анализ результатов  работы. Повторная диагностика……..………42

Заключение……………………………………………………………………….44

Список  используемой литературы………………………………………….…..45

Приложения. 
 
 
 
 
 
 

               Введение 

     Каждое  поколение приносит в судьбу человечества что-то свое, что-то качественно новое, то чего раньше не было. Чтобы мир  развивался, чтобы совершались открытия мирового значения, подрастающее поколение должно почувствовать вкус к открытиям уже в дошкольном возрасте. Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно заложить основу для развития творческого мышления дошкольников, их эстетического развития.

     На  эстетическое и творческое развитие личности влияет народное искусство. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

     Важную  роль декоративно-прикладного искусства  в художественно – творческом развитии отмечали многие отечественные  искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Холезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Они не раз отмечали, что ребенок тянется ко всем яркому, красочному.

     Известный педагог Е,А.Флерина одной из первых выступила за активное использование  народного искусства для развития детского творчества, считая, что в  процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.

     Важное  воспитательное значение народного  искусства неоднократно подчёркивала в своих работах Н.П.Сакулина: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством».

     Народная  фантазия многообразна, особенно она  проявляется в различных орнаментах, которые составляются народными  мастерами из растительных элементов  и геометрических. Многие элементы просты и доступны для изображения детям дошкольного возраста.

     Объект  исследования: Развитие творчества на занятиях по декоративному рисованию.

     Предмет исследования: Народное прикладное искусство в развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию.

     Цель  исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.

     В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:

  • Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в творческом развитии детей старшего дошкольного дошкольного возраста;
  • Изучить своеобразие развития детского творчества;
  • Разработать примерный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным прикладным искусством и применение данных знаний в декоративном рисовании;
  • Выделить для своей исследовательской работы наиболее эффективные приемы обучения детей старшего дошкольного возраста, декоративному рисованию.

     Методы  исследования:

  • Беседа с детьми
  • Наблюдения за работой детей
  • Диагностика уровня художественного развития детей
  • Анализ результатов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  основы значения прикладного  искусства в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию 

1.1. Своеобразие развития  детского творчества 

       Формирование творческой личности  – одна из наиболее важных  задач педагогической теории  и практики на современном  этапе. Наиболее эффективное средство  для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.

     Еще Аристотель подчеркивал, что знания по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и писатели. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс детского сада занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого[30].

     Руководство детской изобразительной деятельностью  требует от воспитателя знания специфики  творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. Известный исследователь А. Лилов, свое понимание творчества выразил так: оно « имеет… общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы: творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного  общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью» [30].

     Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создать объективно новое по целому ряду причин (отсутствие  определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И тем не менее детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективное новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества[30].

     Многие  специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость.

     Исследовательница изобразительного творчества ребенка  Н.П.Сакулина: «Дети, конечно, не делаются художниками оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда» (Сакулина) [24].

     Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого  художника заключает  в себе общественно – исторический опыт поколений. Ребенок не может  усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, способствует развитию детской личности.

     В.Н.Шацкая подчеркнула: «Мы его (Детское художественное творчество. – Прим. Авт.) рассматриваем  в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как сознание объективных художественных ценностей» (Шацкая) [32].

     Е.А.Флерина  указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученых им через слово, картинку и другие виды искусства.Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» (Флерина) [29].

     И.Я.Лернер, включая в содержание образования  ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты:

     - самостоятельный перенос ранее  усвоенных знаний в новую ситуацию;

     - видение новой функции предмета (объекта);

     - видение проблемы в стандартной  ситуации;

     - видение структуры объекта;

     - способность к альтернативным  решениям;

     - комбинирование ранее известных  способов деятельности с новыми  методами (Лернер) [32]

     И.Я  Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения. Формирование этих черт, выделенных ученым, как показывает многолетний опыт и исследования, можно может начинаться в дошкольном детстве на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.

     Анализ  положений отечественных ученых о детском творчестве и многолетние  исследования позволили вывести  определение детского творчества.

     Творчество детей дошкольного возраста – это создание ребенком значимого, прежде всего для субъектов нового  продукта (рисунок, лепка; рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим  создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движения, проявление инициативы во всем. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задач (изобразительной, игровой, музыкальной) [30].

Информация о работе Использования народного прикладного искусства при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной