Использования народного прикладного искусства при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Определить возможности использования народного прикладного искусства при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной группы.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:

Проанализировать особенности народного прикладного искусства и его значение в творческом развитии детей старшего дошкольного дошкольного возраста;
Изучить своеобразие развития детского творчества;
Разработать примерный план ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным прикладным искусством и применение данных знаний в декоративном рисовании;
Выделить для своей исследовательской работы наиболее эффективные приемы обучения детей старшего дошкольного возраста, декоративному рисованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы значения прикладного искусства в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию…...………6

1.1. Своеобразие развития детского творчества………………………..………6

1.2. Особенности народного прикладного искусства…………..………10

1.3.Исследования педагогов и психологов по проблеме декоративного творчества в детском саду через знакомство с народным прикладным искусством………………………………………………………………..13

1.4 Методика обучения декоративному рисованию через использование народных промыслов……………………………………………………..17

Глава 2. Использование теоретических знаний в собственной

педагогической деятельности…………………………………………………...21

2.1. Условия базы практики и характеристики

детей исследуемой группы……………………………………….………21

2.2. Диагностика уровня творческого развития

детей старшей группы ……………………………………………..……..27

2.3. Методы и приемы обучения детей декоративному рисованию

на основе знакомства с народно-прикладным искусством………….....36

2.4. Анализ результатов работы. Повторная диагностика……..………42

Заключение……………………………………………………………………….44

Список используемой литературы………………………………………….…..45

Работа содержит 1 файл

Курсовая Дошвоспитание.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

     Необходимо  целенаправленное обучение детей художественному  творчеству. Творческое начало ребенка  проявляется даже в изменении  величины предметов, в дополнении изображений  какими –то деталями, в изменении  цвета. Усложняется и решение изобразительной задачи. Дети с огромным удовольствием передают фантастические образы,придумывают сказочных героев, волшебную природу. У большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для плноценного эстетического развития и формирования художественно – творческих  спрособностей детей необходимы определенные условия.

  • Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности.
  • Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно – творческие способности.
  • Необходимо создавать художественную эстетическую среду.
  • Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации.
  • Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, представляемые детям.
  • Педагогу следует исключать из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа сюжета.
  • Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и результатам деятельности.
  • Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку.
  • Рекомендуется региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно – речевой, игровой и других форм художественной деятельности.

      Н.К.Крупская указывала: «Если мы хотим, чтобы  дети овладели техникой, мы должны развивать их зрительную память, должны развивать умение отображать виденное и мыслить определенным образом». 

     1.2.   Особенности народного прикладного искусства 

     Народное  искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций  – восприятия. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере [7].

     И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

     Народное  искусство, являясь первоосновой профессионального  искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, прежде, окружающей действительности.

     Источниками народного творчества является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного  быта [20].

     Народное  искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образов.

     В народном декоративном искусстве нет  ничего лишнего, в нем отобрано и  сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличаются особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким дошкольникам [31].

     Произведения народного декоративного искусства отличает красочность, яркость. Смелые контрасты цветовые сочетания, особая насыщенность цвета характерны для большинства народных росписей.

     Особенности декоративного искусства близки и понятны детям, они соответствуют  их мировоззрению.

     К наиболее ярким особенностям народного  прикладного искусства прошлого следует отнести необыкновенно  меткие, правдивые характеристики конкретного  образа, переданного с большей  выразительностью, причем форма, в которую  вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.

     Другой  характерной особенностью произведений народного прикладного искусства  является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания отличают произведения народного  мастера, делают их необыкновенно красивыми [31,32].

     Исследователь русского народного прикладного искусства М.Н.Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров отмечают два вида изображений сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует прежде всего отметить изображения птиц и животных. Часто эти образы имели символические значения. Лев, барс и орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображение молодой девушки олицетворяло собой весну и т.д. Помимо символических образов большое распространение получили и сказочные образы: птица сирин, китоврас – получеловек-полузверь, единорог – конь с рогом во лбу, крылатый зверь гриф и т.д. Созданные народной фантазией, они встречаются  во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы. Эти изображения в то же время сохраняли черты традиционной условности [32].

     Большое развитие в народном прикладном искусстве  прошлого достигает орнамент. Он состоит  главным образом из многообразных  растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и прочее. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент, как правило, почти не оставляет фона. Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток,звезд, переплетающихся между собой в разнообразных направлениях, распространяются во всех видах народного прикладного искусства. Отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Обожествляя природу, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Так, обожествляя солнце, несущее земные блага, они изображали его в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеря своей первоначальной языческий смысл, все эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнаменте этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигуры всадников. В прошлом они, очевидно, свое культовое значение, эти образы вошли в народный орнамент как привычные его элементы [25].

     Народное  прикладное искусство традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм и мотивов. Благодаря свойственной народному искусству способности хранить и развивать свои наиболее ценные достижения, оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративно-прикладного искусства. 

1.3. Исследования педагогов и психологов по проблеме     декоративного рисования в детском саду через знакомство с народным прикладным искусством 

     Прикладное  народное творчество в дошкольной  педагогике давно признано незаменимым  средством развития творчества, формирования эстетического вкуса, гуманного  отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия (Н.А.Ветлугина, А.Л.Грибовская, Е.Г.Ковальская, И.А.Лыкова, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Е.В.Харчевникова и др.), формирования личного отношения к действительности (З.А.Богатеева, Р.Н.Васильева, Р.Н.Смирнова и др.) [7;12;23;29;30].

     В ряде работ (Ю.В.Максимова, Г.Н.Пантелеева, Е.С.Роголева) определены принципы отбора произведений прикладного искусства для ознакомления с ними детей дошкольного возраста, намечены пути педагогического руководства декоративно-орнаментальной деятельностью, выделены основные приемы создания декоративных узоров на полосках и объемных формах [18].

     В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами. В последнее  время особое внимание на занятиях, на которых дошкольники приобретают навыки создания декоративных композиций (Л.Д.Вавилова, Р.Н.Смирнова), уделяется краеведческим мотивам.

     Однако  исследования, проводимые на кафедре  художественно-эстетического образования  ребенка Орловского государственного университета, показали: к 5-6 годам у дошкольников пропадает интерес к занятиям декоративно-орнаментальной деятельностью: 80% всех обследуемых детей (всего156 человек) предпочли декоративному рисованию другие виды деятельности (игра, рассматривание книг, ручной художественный труд и т.п.). Отсутствие интереса приводит к тому, что у детей отмечается достаточно низкий уровень овладения навыками создания декоративных композиций и отсутствие умения использовать средства выразительности для создания собственных орнаментов [25]

     Установлено, что причина этих недостатков кроется в следующем:

  • Процесс обучения декоративно-орнаментальному рисованию несколько технологизирован (обучение построению узоров и орнаментов происходит в процессе знакомства с изделиями народных мастеров и копирования их композиций);
  • В декоративной композиции отсутствует содержательный смысл, который и обеспечил бы яркий эмоциональный фон деятельности (эмоциональный фон создается только благодаря красочности произведений народных мастеров, а иногда и хорошо выполненным образцом);
  • Отсутствует дифференцированный подход к обучению декоративно-орнаментальной деятельности девочек и мальчиков;
  • Данному виду деятельности, как правило, отводится весьма ограниченное время (в средней группе – девять занятий в год, в старшей и подготовительной к школе – 18 занятий в год).

       Все вышесказанное не означает, что высокохудожественные произведения  народных мастеров мешают процессу  обучения, но они должны использоваться  не как образцы для копирования,  а как средство для понимания  эмоциональной сути содержания росписи.

     Как показывает анализ этнографической, искусствоведческой и исторической литературы (А.Н.Афанасьева, С.Н.Бибиков, Л.А.Лелеков, Б.А.Рыбаков, В.В.Стасов и др.), все то, что воспринимается нами просто как декор, издавна наполнялось  глубочайшим смыслом. По сути дела, очень долгое время не существовало даже самого понятия декоративное рисование (декор значит украшение, декоративное рисование – рисование для украшения). Элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а их сочетанию всегда придавалось строго определенное значение.

     В этом выражалась утилитарная функция  орнамента. Эстетическая функция появилась  позже. Например, когда предмет переставал выполнять свое первоначальное назначение. Очень хорошо это иллюстрирует народная глиняная игрушка, которая, по мнению А.В.Бакушинской, изначально служила атрибутом для отправления религиозных обрядов. На дымковских, каргопольских и многих других игрушках часто встречается знак солнца – предмет особого поклонения наших предков. В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т.е. дождь, черные точки – семена в земле. Смысл орнамента ясен -  согретое солнцем и наполненное небесной влагой прорастает зерно – начинается новая жизнь [27].

     В каргопольской игрушке линии, пересекающие солярный знак (знак солнца), показывают суточное вращение солнца и местонахождение  его утром (слева), днем (сверху), вечером (справа) и ночью (внизу).

     Преподнесенный  детям в сказочно-занимательной  форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре, поможет:

  • Пробудить интерес к народному искусству;
  • Создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментальной деятельности;
  • Наполнить повседневным смыслом общую композицию;
  • Сформировать понятие об условности и стилизованости декоративных элементов;

     Процесс обучения декоративному рисованию  в старшем дошкольном возрасте по мнению А.В.Бакушинского, Е.И.Игнатова, В.С.Мухиной, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной и других, должен быть ориентирован на половозрастные интересы детей 5-7 лет, т.е. необходимо отобрать эмоционально значимое для занятий содержание; определить форму организации обучения мальчиков и девочек декоративному рисованию.

Информация о работе Использования народного прикладного искусства при развитии творчества на занятиях по декоративному рисованию у детей старшей дошкольной