Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:14, дипломная работа
Цель исследования: раскрытие теоретических основ проблемного обучения и практическая организация проблемного обучения в 4 классе. На основе этой цели были определены задачи:
раскрыть исторический аспект и современное состояние проблемного обучения в психолого-педагогической науке;
раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;
проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………… 7
1.1 Исторические аспекты и современное состояние использования проблемного обучения в младших классах…………………………………… 7
1.2. Методы проблемного обучения и особенности их применения
в процессе обучения…………………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………. 20
2.1. Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку
для 4 класса с целью определения возможностей использования
проблемного обучения…………………………………………………………. 20
2.2. Анализ и результаты опытно-педагогической работы по
использованию проблемного обучения на уроках
русского языка в 4 классе………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ВОПРОСЫ
1.К данным толкованиям подбери нужные слова:
1. Стихотворное творчество.
2. Антоним слова «вражда».
3. Обучение животных.
4. Антоним слова «ложь».
5. Антоним слова «тихо».
2. Какие из двух написаний слов в предложении выберешь? Почему?
1. Я дА/Ою корову. – Я дА/Ою сигнал.
2. У реки пасутся вА/Олы. – В море поднимались вА/Олы.
3. Придумай и запиши
несколько слов по данной
4. Спиши слова, подбирая к каждому другое – близкое по значению.
Объединять, преданность, говорить.
5. Составь и запиши предложения по данным схемам:
1. что? Что делает? Где?
Какая?
2. кто? Что делаю?
Какую? Куда? (Во что?)
6. Подбери к глаголам синонимы.
Любопытствовать - ….. .
Мерзнуть - …….. .
Сверкать - ……… .
7. Противоположны ли признаки по значению? Найди ошибку и исправь.
1. У меня карандаши цветные, а у тебя маленькие.
2. Жили два брата – один умный, а другой красивый.
3. У меня костюм чёрный, а у тебя большой.
8. Где приставки, где предлоги?
Мы сделали (на)вес. – такие люди (на)вес золота.
Днем (с)огнем не найти. – (С)огнем лист пополам.
(Под)ушки положили (под)ушки.
9. по данной схеме составь предложения.
1.
2. . . . . И . .
3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ТАБЛИЦА 2.
Уровни |
Высокий |
средний |
Низкий | |||
Опытный |
5 |
20% |
16 |
64% |
4 |
16% |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Таблица 3.
Предлоги |
Вопросы | |
Именительный |
_______ |
Кто? Что? |
Родительный |
От, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме. |
Кого? Чего? (где? Куда? Откуда?) |
Дательный |
К, по. |
Кому? Чему? (Где? Куда?) |
Винительный |
В, на, за, про, через. |
Кого? Что? (Где? Куда?) |
Творительный |
С, за, под, над, между. |
Кем? Чем? (Где? Куда?) |
Предложный |
О, об, в, во, на, при. |
О ком? О чем? (где?) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
В воскресенье мы с другом ходили в зоопарк. Там мы видели разных животных и птиц: сову, кенгуру, волка, шимпанзе, лису и других. А в клетке с попугаями мы увидели красивую и интересную птицу какаду. После зоопарка мы зашли в кафе, повешали пальто на вешалку и сели за стол. Заказали кофе и пюре. Затем пошли в парк и там играли в домино.
Задание 1 уровень. Выписать неизменяемые имена существительные.
Задание 2 уровень. Определи падеж неизменяемых имен существительных.
Задание 3 уровень. Придумай и запиши несколько предложений со словами кафе, домино, кино, метро, кашне.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
ВОПРОСЫ
1. замени выражения одним словом, близким по значению:
1. идти черепашьим шагом.
2. Как по маслу.
3. Спустя рукава.
4. Как кот наплакал.
5. Рукой подать.
2.составь по данным схемам предложения, запиши их.
3. к следующим схемам подбери слова.
4. К данным выражениям подбери синонимы.
Сидеть, сложа руки. Работать, засучив рукава. Работать, не покладая рук.
5. прочитай. Можно ли это предложение оставить в таком виде?
Бай спрашивает у Алдара-Косе неужели ты не замерз, - а сам от холода ежится.
6. вставь правильные окончания.
Метр…, кин.., эским.., пальт.., домин.., фортепиан… .
7. Напиши правильно частицу Не с глаголами.
Не люблю, не хочу, не годую, не могу, не навижу.
8. Определи падеж имени прилагательного.
В красивой школе, по широкому полю, день яркий, широкой лентой.
9. По данным схемам составь предложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
ТАБЛИЦА 4.
УРОВНИ КЛАССЫ |
ВЫСОКИЙ |
СРЕДНИЙ |
НИЗКИЙ | |||
Опытный |
7 |
28% |
16 |
64% |
2 |
8% |
До начала опытно-педагогической работы
В конце опытно-педагогической работы