Использование проблемных ситуаций при усвоении новых знаний на уроках русского языка в 4 классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: раскрытие теоретических основ проблемного обучения и практическая организация проблемного обучения в 4 классе. На основе этой цели были определены задачи:
раскрыть исторический аспект и современное состояние проблемного обучения в психолого-педагогической науке;
раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;
проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………… 7
1.1 Исторические аспекты и современное состояние использования проблемного обучения в младших классах…………………………………… 7
1.2. Методы проблемного обучения и особенности их применения
в процессе обучения…………………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………. 20
2.1. Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку
для 4 класса с целью определения возможностей использования
проблемного обучения…………………………………………………………. 20
2.2. Анализ и результаты опытно-педагогической работы по
использованию проблемного обучения на уроках
русского языка в 4 классе………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

дипломная работа рус.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

При проблемном обучении используются эвристические методы, связанные с самостоятельной  поисковой деятельностью учащихся, с постановкой и решением познавательных задач, причем в проблемном обучении применяются не все виды познавательных задач, а лишь те из них, которые требуют организации поиска.

Школьные поисковые  задачи способствуют возникновению у учащихся потребности в самостоятельных наблюдениях, опытах, анализе явлений природы и общественной жизни, заинтересованности в учебных и внеклассных занятиях.

Теоретические соображения  и практика обучения приводят к выводу о том, что необходима не случайная совокупность познавательных задач, а их система, отвечающая определенным показателям: 1) охват основных типов доступных учащимся проблем данной науки и смежных с ней, 2) охват важных в общеобразовательном отношении и доступных методов науки, 3) проявление важнейших характеристик творческой деятельности, 4) охват разных уровней сложности задач, 5) учет дидактических требований к структуре и содержанию задач. (9)

Проблемное обучение учит мыслить научно, логично, диалектически  и творчески, преодолевать встречающиеся затруднения, делает учебный материал более доказательным, а его изучение более основательным и прочным, способствует тем самым превращению знаний в убеждения, вызывает у учащихся положительное эмоциональное отношение к учению, формирует познавательные интересы. Вследствие этого проблемное обучение успешно выполняет главную задачу – формирование личности учащихся и их развитие.

Содержание деятельности учителя и учащихся при использовании  различных методов проблемного  обучения, классифицируемых по уровням познавательной деятельности, можно представить в таблице (прил.1 таблица1).

Основные функции и  отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М. И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные.

Общие функции проблемного обучения:

усвоения учениками  системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности  и творческих способностей;

формирование диалектико-материалистического  мышления школьников;

формирование всесторонне  и гармонично развитой личности.

Специальные функции  проблемного обучения:

воспитание навыков  творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или  отдельных способов творческой деятельности);

воспитание навыков  творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение  методами научного исследования, решение  практических проблем и художественного отображения действительности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

II.1. Анализ Госстандарта начального образования по русскому языку в свете проблемного обучения

В условиях суверенного  Казахстана уроки русского языка  должны способствовать формирования творческой языковой личности, способной к общественной жизни. «Основная задача начальной школы – обеспечить первоначальное становление личности ребёнка, выявить и развить его способности».

Цель уроков русского языка не только в том, чтобы вооружить учащихся определённым кругом знаний и умений, но и в том, чтобы они увидели и почувствовали красоту и величие русского языка, освоили его огромные богатства и пользовались этими возможностями в своей речи.

«Да будет же честь  и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса», - писал Н.М.Карамзин.

На современном этапе  перед каждым педагогом встают вопросы: как сделать, чтобы дети, которых  доверили учителю, могли понимать язык и чувствовать его красоту? Как  сделать каждый урок русского языка радостным и интересным? Как активизировать деятельность учащихся? Как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность  узнавать всё больше и больше?

Для этого требуется творческий подход к делу со стороны учителя. И задача педагога начальной школы – развить творческие способности в ученике, потому что в момент своего творчества он полностью поглощен предметом труда и способен на многое. Как важно учителю хоть однажды разбудить в ученике именно такое состояние!

Л.Н.Толстой говорил: «Хочешь  наукой воспитывать своего ученика  – люби свою науку и знай её, и  ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». С этим нельзя не согласиться!

Основное содержание учебного предмета «Русский язык» на начальной ступени школы определяется лингвистической наукой. В начальных классах закладываются основы знаний о строе языка, язык изучается пропедевтически. Здесь формируются и совершенствуются орфографические и пунктуационные умения и навыки. Программа по русскому языку разработана на основе государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования (Алматы, 2002).

Базовое содержание образования  по предмету «Русский язык» представлено такими разделами лингвистики, как  фонетика и графика, состав слова, грамматика, лексика, а также культура речи. Учебный материал расположен в соответствии с линейно-концентрическим принципом, который позволяет «учитывать возрастные возможности учащихся, обеспечивать раннее ознакомление учащихся с теоретическим материалом, а также прочность усвоения в результате двух - трёхкратного возвращения к теме на новом уровне» (М.Р.Львов).

Основная цель обучения русскому языку в начальных классах  – сформировать умение пользоваться родным языком в различных ситуациях общения.

На основе данной цели в Госстандарте и программе сформулированы основные задачи:

формирование учебной  деятельности детей младшего школьного  возраста (разносторонняя мотивация  и умение учиться, развитие языковой личности, самостоятельность мышления);

формирование и совершенствование  навыков сознательного, выразительного, беглого чтения, грамотного письма, развитой связной речи;

развитие языкового  чутья, эстетического вкуса, внимания и интереса учащихся к чтению книг;

изучение начального курса грамматики: осознание учениками системности и функциональности явлений языка;

усвоение языка как  средства общения, умение работать с  текстом;

уточнение и расширение представлений детей об окружающем мире посредством уроков русского языка;

воспитание культуры речи, речевого этикета в общении.

Содержание программы  определено в соответствии с общедидактическими принципами доступности, наглядности, преемственности и прочности  усваиваемых  знаний, принципом развивающего обучения, принципом научности преподаваемого материала.

Содержание предмета «Русский язык» основано на современных  данных языкознания, лингводидактики  и других наук, на которые опирается  «Русский язык» как дисциплина, преподаваемая  на начальной ступени школы.

Языковое образование  обеспечивается изучением всех разделов лингвистики – фонетического, грамматического, лексического, стилистического, орфографического, орфоэпического. Все уровни курса должны изучаться во взаимосвязи, взаимообусловленности. Рассмотрим базовое содержание программы по русскому языку в 4 классе.

Общее количество часов  за учебный год – 136 часов. Программа предусматривает изучение русского языка по следующим разделам:

Повторение изученного в 3 классе (16 часов).

Части речи (68 часов).

Синтаксис (18 часов).

Развитие речи (12 часов).

Лексика (6 часов).

Повторение изученного (16 часов).

Так как в нашей исследовательской работе мы рассматриваем темы морфологии, обратимся к содержанию раздела «Части речи». Данный раздел включает:

Имя существительное. Распознавание  падежей. Неизменяемые имена существительные. Умение правильно употреблять предлоги с именами существительными в различных падежах.

Имя прилагательное. Склонение  имен прилагательных в единственном и множественном числе. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Роль имени прилагательного в предложении (второстепенный член предложения - определение). Употребление прилагательных в прямом и переносном смысле.

Местоимение. Склонение  личных местоимений, употребление их в  косвенных падежах. Раздельное написание  предлогов с местоимениями.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Правописание числительных.

Глагол. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание –тся, -ться. Глаголы в  прошедшем времени. Употребление глаголов в прямом и переносном значениях. Умение использовать в тексте глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без них. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Наречие. Наречия времени (завтра, сегодня, вчера), места (далеко, близко, влево), образа действия (хорошо, быстро, весело) и др.

Союз. Соединительные союзы  И, ДА.

Как видим, в 4 классе подробно изучаются практически все части  речи русского языка: знаменательные и  служебные, завершается формирование грамматического фундамента.

Требования к учебно-методическому  обеспечению учебного процесса предъявляются  в соответствии с Государственным  образовательным стандартом начального общего образования Республики Казахстан. В настоящее время обеспечение  учебного процесса на уроках русского языка в 4 классе осуществляется посредством использования учебно-методического комплекса, куда входят:

      1. Учебник «Русский язык». Учебник для 4 класса общеобразовательной школы. Авторы: Р.Т.Мендикинова, С.А.Никитина, К.У.Кунакова, Т.А.Кульгильдинова. Алматы, «Атамура», 2004.
      2. Методическое руководство для учителей к работе по учебнику «Русский язык». Авторы: Р.Т.Мендикинова, С.А.Никитина, К.У.Кунакова, Т.А.Кульгильдинова. Алматы, «Атамура», 2001.
      3. Дидактический материал по русскому языку. Авторы: Р.Т.Мендикинова, Ж.К.Кайкенова. Алматы, «Атамура», 2001.

 

Учебник «Русский язык»  разработан на основе Государственного стандарта и отвечает его требованиям. Авторы включили в учебник довольно обширный круг тем, подробно останавливаясь на наиболее сложных и важных из них. Учебник состоит из разделов:

        • Повторение изученного в 3 классе.
        • Части речи.
        • Синтаксис.
        • Развитие речи.
        • Лексика.
        • Повторение изученного.

Внутри каждого раздела  дан материал, который расположен от простого к сложному, что дает учителю понять, как вводится тема и что дети должны знать к концу её изучения. Все темы соответствуют программе по русскому языку для начальной школы, утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан. В учебнике также представлен дополнительный материал – рассказы о языке, которые учитель использует на уроке, чтобы сделать его более познавательным, а значит, лучше воспринимаемым. Также в него вошли задания для любознательных, что помогает учителю планировать проблемное изучение темы (раздела), что обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучаемых и делает процесс познания более целенаправленным и осмысленным.

К окончанию обучения на начальной ступени школы, т.е. к концу 4 класса, учащиеся в рамках программы русского языка в начальной  школе должны практически применять значения, уметь:

      • Производить фонетический анализ, каллиграфически правильно писать буквы, делить слова на слоги, правильно переносить слова с одной строки на другую;
      • Разбирать слова по составу; анализировать имена прилагательные и существительные, выделять в глаголах окончания;
      • Характеризовать изученные части речи (по данной схеме);
      • Определять синтаксическую функцию частей речи;
      • Производить разбор по членам предложения (по данному порядку);
      • Устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из них словосочетания;
      • Правильно ставить знаки препинания в повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях;
      • Работать с текстом, определять тип текста, делить текст на части, выделять опорные слова, озаглавливать текст;
      • Писать текст под диктовку (75-80 слов);
      • Писать изложения по коллективно составленному плану (75-80 слов);
      • Писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картине, личным наблюдениям;
      • В соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
      • Распознавать и употреблять в тексте изученные лексические единицы;
      • Соблюдать гигиенические навыки письма, правильно писать буквы русского алфавита (в соответствии с графическим обликом заглавных и строчных букв), правильно соединять буквы в словах.

Информация о работе Использование проблемных ситуаций при усвоении новых знаний на уроках русского языка в 4 классе