Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:14, дипломная работа
Цель исследования: раскрытие теоретических основ проблемного обучения и практическая организация проблемного обучения в 4 классе. На основе этой цели были определены задачи:
раскрыть исторический аспект и современное состояние проблемного обучения в психолого-педагогической науке;
раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;
проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………… 7
1.1 Исторические аспекты и современное состояние использования проблемного обучения в младших классах…………………………………… 7
1.2. Методы проблемного обучения и особенности их применения
в процессе обучения…………………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………. 20
2.1. Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку
для 4 класса с целью определения возможностей использования
проблемного обучения…………………………………………………………. 20
2.2. Анализ и результаты опытно-педагогической работы по
использованию проблемного обучения на уроках
русского языка в 4 классе………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………43
При проблемном обучении используются эвристические методы, связанные с самостоятельной поисковой деятельностью учащихся, с постановкой и решением познавательных задач, причем в проблемном обучении применяются не все виды познавательных задач, а лишь те из них, которые требуют организации поиска.
Школьные поисковые задачи способствуют возникновению у учащихся потребности в самостоятельных наблюдениях, опытах, анализе явлений природы и общественной жизни, заинтересованности в учебных и внеклассных занятиях.
Теоретические соображения и практика обучения приводят к выводу о том, что необходима не случайная совокупность познавательных задач, а их система, отвечающая определенным показателям: 1) охват основных типов доступных учащимся проблем данной науки и смежных с ней, 2) охват важных в общеобразовательном отношении и доступных методов науки, 3) проявление важнейших характеристик творческой деятельности, 4) охват разных уровней сложности задач, 5) учет дидактических требований к структуре и содержанию задач. (9)
Проблемное обучение учит мыслить научно, логично, диалектически и творчески, преодолевать встречающиеся затруднения, делает учебный материал более доказательным, а его изучение более основательным и прочным, способствует тем самым превращению знаний в убеждения, вызывает у учащихся положительное эмоциональное отношение к учению, формирует познавательные интересы. Вследствие этого проблемное обучение успешно выполняет главную задачу – формирование личности учащихся и их развитие.
Содержание деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов проблемного обучения, классифицируемых по уровням познавательной деятельности, можно представить в таблице (прил.1 таблица1).
Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М. И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные.
Общие функции проблемного обучения:
усвоения учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;
формирование диалектико-
формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Специальные функции проблемного обучения:
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
II.1. Анализ Госстандарта начального образования по русскому языку в свете проблемного обучения
В условиях суверенного Казахстана уроки русского языка должны способствовать формирования творческой языковой личности, способной к общественной жизни. «Основная задача начальной школы – обеспечить первоначальное становление личности ребёнка, выявить и развить его способности».
Цель уроков русского языка не только в том, чтобы вооружить учащихся определённым кругом знаний и умений, но и в том, чтобы они увидели и почувствовали красоту и величие русского языка, освоили его огромные богатства и пользовались этими возможностями в своей речи.
«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса», - писал Н.М.Карамзин.
На современном этапе перед каждым педагогом встают вопросы: как сделать, чтобы дети, которых доверили учителю, могли понимать язык и чувствовать его красоту? Как сделать каждый урок русского языка радостным и интересным? Как активизировать деятельность учащихся? Как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать всё больше и больше?
Для этого требуется творческий подход к делу со стороны учителя. И задача педагога начальной школы – развить творческие способности в ученике, потому что в момент своего творчества он полностью поглощен предметом труда и способен на многое. Как важно учителю хоть однажды разбудить в ученике именно такое состояние!
Л.Н.Толстой говорил: «Хочешь наукой воспитывать своего ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». С этим нельзя не согласиться!
Основное содержание учебного предмета «Русский язык» на начальной ступени школы определяется лингвистической наукой. В начальных классах закладываются основы знаний о строе языка, язык изучается пропедевтически. Здесь формируются и совершенствуются орфографические и пунктуационные умения и навыки. Программа по русскому языку разработана на основе государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования (Алматы, 2002).
Базовое содержание образования по предмету «Русский язык» представлено такими разделами лингвистики, как фонетика и графика, состав слова, грамматика, лексика, а также культура речи. Учебный материал расположен в соответствии с линейно-концентрическим принципом, который позволяет «учитывать возрастные возможности учащихся, обеспечивать раннее ознакомление учащихся с теоретическим материалом, а также прочность усвоения в результате двух - трёхкратного возвращения к теме на новом уровне» (М.Р.Львов).
Основная цель обучения русскому языку в начальных классах – сформировать умение пользоваться родным языком в различных ситуациях общения.
На основе данной цели в Госстандарте и программе сформулированы основные задачи:
формирование учебной деятельности детей младшего школьного возраста (разносторонняя мотивация и умение учиться, развитие языковой личности, самостоятельность мышления);
формирование и
развитие языкового чутья, эстетического вкуса, внимания и интереса учащихся к чтению книг;
изучение начального курса грамматики: осознание учениками системности и функциональности явлений языка;
усвоение языка как средства общения, умение работать с текстом;
уточнение и расширение представлений детей об окружающем мире посредством уроков русского языка;
воспитание культуры речи, речевого этикета в общении.
Содержание программы
определено в соответствии с общедидактическими
принципами доступности, наглядности,
преемственности и прочности
усваиваемых знаний, принципом развивающего
обучения, принципом научности
Содержание предмета «Русский язык» основано на современных данных языкознания, лингводидактики и других наук, на которые опирается «Русский язык» как дисциплина, преподаваемая на начальной ступени школы.
Языковое образование обеспечивается изучением всех разделов лингвистики – фонетического, грамматического, лексического, стилистического, орфографического, орфоэпического. Все уровни курса должны изучаться во взаимосвязи, взаимообусловленности. Рассмотрим базовое содержание программы по русскому языку в 4 классе.
Общее количество часов за учебный год – 136 часов. Программа предусматривает изучение русского языка по следующим разделам:
Повторение изученного в 3 классе (16 часов).
Части речи (68 часов).
Синтаксис (18 часов).
Развитие речи (12 часов).
Лексика (6 часов).
Повторение изученного (16 часов).
Так как в нашей исследовательской работе мы рассматриваем темы морфологии, обратимся к содержанию раздела «Части речи». Данный раздел включает:
Имя существительное. Распознавание падежей. Неизменяемые имена существительные. Умение правильно употреблять предлоги с именами существительными в различных падежах.
Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных в единственном и множественном числе. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Роль имени прилагательного в предложении (второстепенный член предложения - определение). Употребление прилагательных в прямом и переносном смысле.
Местоимение. Склонение личных местоимений, употребление их в косвенных падежах. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Правописание числительных.
Глагол. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание –тся, -ться. Глаголы в прошедшем времени. Употребление глаголов в прямом и переносном значениях. Умение использовать в тексте глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без них. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Наречие. Наречия времени (завтра, сегодня, вчера), места (далеко, близко, влево), образа действия (хорошо, быстро, весело) и др.
Союз. Соединительные союзы И, ДА.
Как видим, в 4 классе подробно
изучаются практически все
Требования к учебно-
Учебник «Русский язык» разработан на основе Государственного стандарта и отвечает его требованиям. Авторы включили в учебник довольно обширный круг тем, подробно останавливаясь на наиболее сложных и важных из них. Учебник состоит из разделов:
Внутри каждого раздела дан материал, который расположен от простого к сложному, что дает учителю понять, как вводится тема и что дети должны знать к концу её изучения. Все темы соответствуют программе по русскому языку для начальной школы, утвержденной Министерством образования и науки Республики Казахстан. В учебнике также представлен дополнительный материал – рассказы о языке, которые учитель использует на уроке, чтобы сделать его более познавательным, а значит, лучше воспринимаемым. Также в него вошли задания для любознательных, что помогает учителю планировать проблемное изучение темы (раздела), что обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучаемых и делает процесс познания более целенаправленным и осмысленным.
К окончанию обучения на начальной ступени школы, т.е. к концу 4 класса, учащиеся в рамках программы русского языка в начальной школе должны практически применять значения, уметь: