Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:14, дипломная работа
Цель исследования: раскрытие теоретических основ проблемного обучения и практическая организация проблемного обучения в 4 классе. На основе этой цели были определены задачи:
раскрыть исторический аспект и современное состояние проблемного обучения в психолого-педагогической науке;
раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;
проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………… 7
1.1 Исторические аспекты и современное состояние использования проблемного обучения в младших классах…………………………………… 7
1.2. Методы проблемного обучения и особенности их применения
в процессе обучения…………………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………. 20
2.1. Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку
для 4 класса с целью определения возможностей использования
проблемного обучения…………………………………………………………. 20
2.2. Анализ и результаты опытно-педагогической работы по
использованию проблемного обучения на уроках
русского языка в 4 классе………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………43
-почувствовать конкретную трудность;
-определить её (выявить проблему);
-сформулировать гипотезу по её преодолению;
-получить решение проблемы или её части;
-проверить гипотезу
с помощью наблюдения или
Однако, несмотря на революционный во многих отношениях характер дидактики Дьюи, в ней обнаруживаются недостатки. Практика показывает, что обучение не может быть «сплошь проблемным». Ограниченность дидактики Дьюи в том, что учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний, развития определенных умений.
Сегодня, сохраняя все лучшее из прогрессивной системы Д.Дьюи, разработана современная технология обучения, которая придерживается концептуальных положений, выдвинутых американским педагогом:
ребенок в антитезе повторяет путь человечества в познании;
усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникших у него потребностей в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения;
условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (удивление и любопытство); активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Таким образом, суть проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится ряд последовательных проблем, т.е. определенных познавательных задач, и учащиеся с помощью учителя или самостоятельно (в зависимости от характера и сложности поставленной проблемы) осуществляют творческий поиск путей их решения. В связи с этим, под проблемным обучением следует понимать дидактическую систему, основанную на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающую специфическое сочетание приемов преподавания и учения, которому присущи основные черты научного поиска.
Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Назначения метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы побудить познавательную деятельность ученика, его интерес к решению той или иной задачи. В современных условиях задача обучения выходит за рамки обеспечения учащихся необходимым запасом знаний и дополняется качественно новым требованием – выработать у школьников потребность постоянного пополнения и обновления знаний, навыки творческой мыслительной деятельности. Требование это обусловлено состоянием научно-технического прогресса и вытекает из такой закономерности, как объективная необходимость планомерного и целенаправленного развития творческих способностей всех членов общества. Школа должна формировать у учащихся умение учиться самостоятельно, всемерно развивать элементы творчества в познавательной деятельности, причем творчество понимается как противоположность подражанию, копированию, репродуктивности, работе по установленному шаблону, по готовым образцам.
Процесс познания нельзя представлять себе как простое зеркальное отражение предметов, фактов и явлений действительности в сознании человека. Образы реальных объектов возникают в сознании людей в результате преобразовательного отражения, обязательно включающего в себя творческую деятельность. В связи с этим объективно возникает необходимость применения исследовательского подхода в процессе обучения, обеспечивающего самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Исследования Ю.Н.Кулюткина показали большое значение использования так называемых эвристических методов (от греческого эврика – я нашел) ,особенно в таких видах учебной работы, как самостоятельный вывод формул и закономерностей, решение нестереотипных задач по математике, физике, химии, доказательство теорем, стилистические упражнения, практические и лабораторные работы. Творческий поиск учащихся при этом оказывает положительное воздействие на развивающий характер обучения, который в данном случае находит свое отражение в том, что у школьников вырабатывается уверенность в решении достаточно сложных и новых для них задач, понимание значимости познавательной творческой деятельности.
По мнению И.Я.Лернера, использование в процессе обучения познавательных задач является основным условием развития познавательной деятельности учащихся. В повседневную практику обучения необходимо включать как подготовку к самостоятельному решению учащимися познавательных задач, так и само решение этих задач, поскольку «умение их решать – важнейший критерий достигнутой познавательной самостоятельности, а все возрастающая сложность этих задач – решающий показатель уровня познавательной самостоятельности». (4)
Решение познавательных задач придает обучению характер завершенности, так как завершенным современный процесс обучения можно считать только тогда, когда ученики, накопив определенный запас знаний, приобретают навыки их использования для самостоятельного познания и практической деятельности. (5)
I.2. Методы проблемного обучения и особенности их применения
в процессе обучения.
Суть проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится ряд последовательных проблем, т.е. определенных познавательных задач, и учащиеся с помощью учителя или самостоятельно (в зависимости от характера и сложности поставленной проблемы) осуществляют творческий поиск путей их решений. В связи с этим под проблемным обучением следует понимать дидактическую систему, основанную на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающую специфическое сочетание приемов преподавания и учения, которому присущи основные черты научного поиска. Проблемное обучение обеспечивает прочное усвоение основ наук, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся. (6)
Проблемное обучение создает оптимальные условия для организации творческой познавательной деятельности учащихся, самостоятельного «открытия» тех или других истин. В процессе проблемного обучения различают четыре основных звена: 1) осознание общей проблемной ситуации; 2) анализ ее и формулировка конкретной проблемы; 3) решение проблемы путем выдвижения, обоснования гипотез и последовательной их проверки; 4) проверка правильности решения проблемы. Сущность проблемного обучения состоит в создании проблемных ситуаций и в управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем.
Под проблемным обучением понимают такую разновидность задачи, задания, теоретического или практического вопроса, решение которых не может быть достигнуто с помощью имеющихся знаний и поэтому требует от учащихся определенных действий по приобретению новых знаний. Не всякий вопрос и не всякая задача могут быть проблемами. Так, например, вопросы: Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает глагол? И подобные им не являются проблемами, так как не требуют творческого поиска, ответ на них легко можно найти в справочнике или энциклопедии.
Проблемное обучение отличается такой организацией, при которой учащиеся самостоятельно «добывают» знания в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Технология проблемного обучения не имеет особой вариативности, поскольку включение учащихся в активную познавательную деятельность проходит ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно. Важный этап проблемного обучения – создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап. На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») ученик анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в «добывание» недостающей информации. Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Он завершается возникновением «озарения». Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения приобретенных знаний, умений. (7)
Преимущества проблемного обучения хорошо известны: самостоятельное «добывание» знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
В проблемном обучении можно выделить пути развития у учащихся творческого подхода к учебной деятельности.
Рассмотрим некоторые из них.
Проблемное изложение (от греч. Problema – задача, задание) – является своеобразной подготовкой учащихся к проблемному обучению, т.е. такому обучению, когда перед учащимися ставится познавательные задачи, и они самостоятельно или при помощи учителя ищут пути их решения. Суть проблемного изложения учебного материала заключается в том, что учитель сам ставит проблему, сам ее решает, показывая учащимся пример ее решения. Различными приемами он активизирует их мышление, и учащиеся следят за ходом решения проблемы. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблемы. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий. Наибольший эффект приносит такая постановка проблемного изложения, когда учителю удается сделать школьника соучастником решения. При этом учитель пользуется такими средствами активизации мышления, как демонстрации опытов, диафильмов, кинофильмов, постановка вопросов и высказывания учащимися предположений до начала опыта. Таким образом, удается вызвать неослабленное внимание учащихся к опыту, включить их в мыслительную деятельность, в обобщение данных опыта, формулирования выводов.
Но учащиеся не смогут овладеть методами научного мышления, если они будут только наблюдать, как идет к решению проблемы учитель. Этой цели служит постепенное включение самих школьников в поисковую деятельность.
В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый или эвристический метод обучения. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Эвристический метод предполагает включение учащихся в поисковую деятельность на различных ее этапах:
нахождения проблемы;
формулирования гипотезы;
нахождения способов доказательств;
формулирования выводов.
Каждый шаг поиска решения проблемы предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы отсутствует.
Частично – поисковый метод – это своеобразный мостик от проблемного изложения к проблемному обучению, самостоятельной постановке задачи и самостоятельному их решению.
Проблемное обучение призвано решать важнейшие задачи построения современного общества – подготовку творческой личности, обладающей твердыми убеждениями и способной к постоянному самообразованию. Использование проблемного обучения в определенной системе будет способствовать решению указанных задач.
Психология и дидактика исходят из того, что начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять.
Проблемная ситуация – это состояние, вызванное определенным затруднением, путь преодоления которого должен быть найден. Основанием для создания проблемной ситуации и постановки проблемы служат многообразные противоречия умственной деятельности, возникающие в условиях проблемного обучения и являющиеся движущей силой умственного развития. Одним из таких противоречий является несоответствие между имеющимися знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися при решении задач. Трудности разрешения учащимися этого и других противоречий должны быть оптимальными, так как ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации. (5)
Также в проблемном обучении применяются проблемно-поисковые методы обучения. При этом учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание.
Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, законов и теории, а не на сообщение фактической информации; когда содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний; когда содержание доступно для самостоятельного поиска школьников; когда содержание выявляет причинно-следственные и другие связи между явлениями, ведет к обобщениям и т.п. применяются поисковые методы в тех случаях, когда учитель подготовил учащихся к деятельности по разрешению проблемных ситуаций.
В. Оконь устанавливает следующие признаки проблемно-поисковых дидактических ситуаций: