Использование проблемных ситуаций при усвоении новых знаний на уроках русского языка в 4 классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: раскрытие теоретических основ проблемного обучения и практическая организация проблемного обучения в 4 классе. На основе этой цели были определены задачи:
раскрыть исторический аспект и современное состояние проблемного обучения в психолого-педагогической науке;
раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;
проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………… 7
1.1 Исторические аспекты и современное состояние использования проблемного обучения в младших классах…………………………………… 7
1.2. Методы проблемного обучения и особенности их применения
в процессе обучения…………………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………. 20
2.1. Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку
для 4 класса с целью определения возможностей использования
проблемного обучения…………………………………………………………. 20
2.2. Анализ и результаты опытно-педагогической работы по
использованию проблемного обучения на уроках
русского языка в 4 классе………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

дипломная работа рус.doc

— 275.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ УСВОЕНИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

 

 

Дипломная работа

По специальности 031540 – Педагогика и методика начального обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………… 7

1.1 Исторические аспекты  и современное состояние использования  проблемного обучения в младших  классах…………………………………… 7

1.2. Методы проблемного  обучения и особенности их применения

 в процессе обучения…………………………………………………………… 12

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………. 20

2.1. Анализ учебно-методического  комплекса по русскому языку 

для 4 класса с целью  определения возможностей использования

проблемного обучения…………………………………………………………. 20

2.2. Анализ и результаты  опытно-педагогической работы по 

использованию проблемного  обучения на уроках

 русского языка  в 4 классе………………………………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».

В новой социокультурной  ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.

Основной ценностью  гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории. (1)

В настоящее время  существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же: Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С., Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

    • индивидуализация образования;
    • исследовательское обучение;
    • проблематизация.

 

В дипломной работе мы хотим доказать, что в использовании проблемных ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и другие всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. В настоящее время вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.В. Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и др.

Но почему же именно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели: развитие творческого  мышления? Какие существуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках русского языка?

На эти вопросы будет  дан ответ в нашей дипломной  работе.

Анализ исследования по проблемному обучению показал, что в поиске путей эффективности этого процесса, в определении его структуры и содержания в отношении готовности к проблемному обучению, нет единой научно-педагогической концепции.

В связи с этим возникает необходимость исследования, направленного на разрешение противоречия:

- между необходимостью  формирования готовности к проблемному  обучению у младших школьников  в учебном процессе школы и  неразработанностью методики формирования  готовности к проблемному обучению в теории и практике педагогики.

Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы эффективные условия, способствующие формированию и развитию готовности младших школьников к проблемному обучению в условиях учебного процесса школы в целях формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей.

В связи с этим выделили.

Объект исследования – развитие творческого мышления школьников на уроках.

Предмет исследования – использование проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе как средство развития творческого               мышления детей.

Цель исследования: раскрытие теоретических основ проблемного обучения и практическая организация проблемного обучения в 4 классе. На основе этой цели были определены задачи:

    1. раскрыть исторический аспект и современное состояние проблемного обучения в психолого-педагогической науке;
    2. раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;
    3. проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, наблюдение, опытно-педагогическая работа.

Практическая значимость нашей исследовательской работы состоит в разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями творческого мышления.

База исследования: средняя школа им. Аль-Фараби, 4 «А» класс.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

В первой главе «Теоретические основы проблемного обучения младших  школьников» раскрываются базовые  понятия, позволяющие определить сущность, содержание, структуру проблемного  обучения; разработана теоретическая  модель готовности к проблемному обучению, на основе которой выявлено исходное состояние исследуемой готовности среди младших школьников общеобразовательных школ, выявлена зависимость между готовностью к проблемному обучению и качеством успеваемости учащихся.

Во второй главе «Использование проблемных ситуаций в обучении русскому языку» разработана теоретическая модель формирования готовности к проблемному обучению, которая легла в основу методики формирования исследуемого качества личности; представлены результаты опытно-педагогической работы; выявлены эффективные педагогические условия формирования готовности к проблемному обучению.

В заключении формулируются  выводы и рекомендации по итогам опытно-педагогической работы, определяются перспективы дальнейшего  изучения проблемы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

I.1 Исторические аспекты и современное состояние использования проблемного обучения в младших классах.

Современное общество нуждается  в личности, способной самостоятельно решать жизненные проблемы, самостоятельно принимать решения.

Главная задача современного образования видится в оснащении  специалистов методологией творческого  преобразования мира. Процесс творчества включает, прежде всего, открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решений.

Традиционная система  обучения предполагает усвоение «готового  знания», но она не может обеспечить формирования такой личности. При  традиционной педагогической стратегии  – от знаний к проблеме – учащиеся не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые результаты. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Репродуктивные психические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации просто неэффективны. (2)

Проблемное обучение – не абсолютно новое явление  в педагогике. Оно берет начало в древности. В прошлом с проблемным обучением связаны известные  имена – Сократ, Руссо, Дистервег, Ушинский и другие.

«Плохой учитель преподносит  истину, хороший – учит ее находить» (Дистервег Ф. А., 1790-1866).

Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения  в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в пифагорейской школе.

Прогрессивно мыслящие педагоги всегда искали методические пути превращения учебной деятельности в радостный процесс познания мира, пути развития умственных сил  учащихся.

«Великая дидактика» чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670) направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».

Также за развитие умственных способностей ребенка и внедрение  в обучение исследовательского подхода  боролся и французский философ  Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Он говорил: «Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы…, ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял…» В этих словах выражена идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов.

К.Д. Ушинский (1824-1870) создал дидактическую систему, направленную на развитие умственных сил учащихся. Будучи сторонником активного обучения, он выдвигал идею познавательной самостоятельности. «Ученикам следует передавать не только те или другие познания, но и способствовать самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».

Исследовательскому подходу  давались различные названия: лабораторно-эвристический (Ф.А.Винтергальтер), опытно-испытательный (А.Я.Герд), лабораторных уроков (К.П.Ягодовский), эвристический метод (Армстронг) и другие.

Учитывая естественную сущность близости указанных терминов, Б.Е.Райков еще в 1913 году заменил  их термином «исследовательский метод», суть которого видел в том, что:

он способствует формированию навыков умственной деятельности и развитию логического мышления;

соответствуют законам  интеллектуального и психического развития ребенка, природным свойством  которого является любознательность.

Говоря о самостоятельном  исследовании учащихся, Б.Е.Райков указывает на то, что их самостоятельные выводы будут «открытиями» только для самих учеников, а не для науки. Учитель заведомо знает, что «откроет» ученик, каким путем он это сделает, но это не умаляет педагогической ценности ученического «открытия».

Понятие «проблемное  обучение» получило распространение  в 20-30 годы 20 века как в советских, так и в зарубежных школах. Проблемное обучение основывается на теоретических  положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), основавшего в 1895 году экспериментальную школу в Чикаго. Он сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, даст гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний. (3)

«Правильное построение обучения должно быть проблемным» - считает  Д.Дьюи.

учитель должен внимательно  следить за развитием интересов  учащихся, «подбрасывать» им посильные  для понимания и разрешения проблемы. Учащиеся, в свою очередь, должны быть уверены, что разрешая эти проблемы, они открывают новые и полезные для себя знания. Уроки строятся на основе «полного акта мышления», чтобы учащиеся на них сумели:

Информация о работе Использование проблемных ситуаций при усвоении новых знаний на уроках русского языка в 4 классе