Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:14, дипломная работа
Цель исследования: раскрытие теоретических основ проблемного обучения и практическая организация проблемного обучения в 4 классе. На основе этой цели были определены задачи:
раскрыть исторический аспект и современное состояние проблемного обучения в психолого-педагогической науке;
раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;
проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………… 7
1.1 Исторические аспекты и современное состояние использования проблемного обучения в младших классах…………………………………… 7
1.2. Методы проблемного обучения и особенности их применения
в процессе обучения…………………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………. 20
2.1. Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку
для 4 класса с целью определения возможностей использования
проблемного обучения…………………………………………………………. 20
2.2. Анализ и результаты опытно-педагогической работы по
использованию проблемного обучения на уроках
русского языка в 4 классе………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………43
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ УСВОЕНИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Дипломная работа
По специальности 031540 – Педагогика и методика начального обучения
2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………… 7
1.1 Исторические аспекты
и современное состояние
1.2. Методы проблемного обучения и особенности их применения
в процессе обучения…………………………………………………………
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………. 20
2.1. Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку
для 4 класса с целью определения возможностей использования
проблемного обучения…………………………………………………………
2.2. Анализ и результаты
опытно-педагогической работы
использованию проблемного обучения на уроках
русского языка в 4 классе………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
В настоящее
время абсолютной ценностью личностно-
В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории. (1)
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же: Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С., Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:
В дипломной работе мы хотим доказать, что в использовании проблемных ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и другие всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. В настоящее время вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.В. Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и др.
Но почему же именно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели: развитие творческого мышления? Какие существуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках русского языка?
На эти вопросы будет дан ответ в нашей дипломной работе.
Анализ исследования по проблемному обучению показал, что в поиске путей эффективности этого процесса, в определении его структуры и содержания в отношении готовности к проблемному обучению, нет единой научно-педагогической концепции.
В связи с этим возникает необходимость исследования, направленного на разрешение противоречия:
- между необходимостью
формирования готовности к
Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы эффективные условия, способствующие формированию и развитию готовности младших школьников к проблемному обучению в условиях учебного процесса школы в целях формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей.
В связи с этим выделили.
Объект исследования – развитие творческого мышления школьников на уроках.
Предмет исследования – использование проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.
Цель исследования: раскрытие теоретических основ проблемного обучения и практическая организация проблемного обучения в 4 классе. На основе этой цели были определены задачи:
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, наблюдение, опытно-педагогическая работа.
Практическая значимость нашей исследовательской работы состоит в разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями творческого мышления.
База исследования: средняя школа им. Аль-Фараби, 4 «А» класс.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
В первой главе «Теоретические основы проблемного обучения младших школьников» раскрываются базовые понятия, позволяющие определить сущность, содержание, структуру проблемного обучения; разработана теоретическая модель готовности к проблемному обучению, на основе которой выявлено исходное состояние исследуемой готовности среди младших школьников общеобразовательных школ, выявлена зависимость между готовностью к проблемному обучению и качеством успеваемости учащихся.
Во второй главе «Использование проблемных ситуаций в обучении русскому языку» разработана теоретическая модель формирования готовности к проблемному обучению, которая легла в основу методики формирования исследуемого качества личности; представлены результаты опытно-педагогической работы; выявлены эффективные педагогические условия формирования готовности к проблемному обучению.
В заключении формулируются выводы и рекомендации по итогам опытно-педагогической работы, определяются перспективы дальнейшего изучения проблемы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
I.1 Исторические аспекты и современное состояние использования проблемного обучения в младших классах.
Современное общество нуждается в личности, способной самостоятельно решать жизненные проблемы, самостоятельно принимать решения.
Главная задача современного
образования видится в
Традиционная система обучения предполагает усвоение «готового знания», но она не может обеспечить формирования такой личности. При традиционной педагогической стратегии – от знаний к проблеме – учащиеся не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые результаты. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Репродуктивные психические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации просто неэффективны. (2)
Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике. Оно берет начало в древности. В прошлом с проблемным обучением связаны известные имена – Сократ, Руссо, Дистервег, Ушинский и другие.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» (Дистервег Ф. А., 1790-1866).
Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в пифагорейской школе.
Прогрессивно мыслящие
педагоги всегда искали методические
пути превращения учебной
«Великая дидактика» чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670) направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».
Также за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода боролся и французский философ Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Он говорил: «Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы…, ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял…» В этих словах выражена идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов.
К.Д. Ушинский (1824-1870) создал
дидактическую систему, направленную
на развитие умственных сил учащихся.
Будучи сторонником активного
Исследовательскому подходу давались различные названия: лабораторно-эвристический (Ф.А.Винтергальтер), опытно-испытательный (А.Я.Герд), лабораторных уроков (К.П.Ягодовский), эвристический метод (Армстронг) и другие.
Учитывая естественную сущность близости указанных терминов, Б.Е.Райков еще в 1913 году заменил их термином «исследовательский метод», суть которого видел в том, что:
он способствует формированию навыков умственной деятельности и развитию логического мышления;
соответствуют законам
интеллектуального и
Говоря о самостоятельном исследовании учащихся, Б.Е.Райков указывает на то, что их самостоятельные выводы будут «открытиями» только для самих учеников, а не для науки. Учитель заведомо знает, что «откроет» ученик, каким путем он это сделает, но это не умаляет педагогической ценности ученического «открытия».
Понятие «проблемное обучение» получило распространение в 20-30 годы 20 века как в советских, так и в зарубежных школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), основавшего в 1895 году экспериментальную школу в Чикаго. Он сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, даст гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний. (3)
«Правильное построение обучения должно быть проблемным» - считает Д.Дьюи.
учитель должен внимательно следить за развитием интересов учащихся, «подбрасывать» им посильные для понимания и разрешения проблемы. Учащиеся, в свою очередь, должны быть уверены, что разрешая эти проблемы, они открывают новые и полезные для себя знания. Уроки строятся на основе «полного акта мышления», чтобы учащиеся на них сумели: