Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:14, дипломная работа
Цель исследования: раскрытие теоретических основ проблемного обучения и практическая организация проблемного обучения в 4 классе. На основе этой цели были определены задачи:
раскрыть исторический аспект и современное состояние проблемного обучения в психолого-педагогической науке;
раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;
проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………… 7
1.1 Исторические аспекты и современное состояние использования проблемного обучения в младших классах…………………………………… 7
1.2. Методы проблемного обучения и особенности их применения
в процессе обучения…………………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………. 20
2.1. Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку
для 4 класса с целью определения возможностей использования
проблемного обучения…………………………………………………………. 20
2.2. Анализ и результаты опытно-педагогической работы по
использованию проблемного обучения на уроках
русского языка в 4 классе………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………43
Таким образом, существование подобных стандартов обязывает учителя использовать методы и приемы проблемного обучения, поскольку данный метод дает результаты, соответствующие вышеназванным требованиям в современных условиях.
II.2. Анализ и результаты опытно-педагогической работы по использованию проблемного обучения на уроках русского языка в 4 классе.
В настоящее время
учителя начальных классов
В этом классе мы выделили учеников, которые (в сравнении с другими), неправильно понимают содержание проблемных вопросов. Показателем относительно низкого уровня ЗУН является то, что не назвали почти ни одного правильного ответа на проблемные вопросы. Мы выделили этих учеников в группу с низким уровнем знаний. В опытном классе они составили 4 ученика.
Далее были выделены учащиеся, знания которых отличаются в лучшую сторону по сравнению с учащимися с низким уровнем знаний. Таких ребят большинство. Они, в ситуации данного выбора, верно отвечали на многие вопросы, имеют неплохие знания по предмету. Но эти ребята затруднялись с выполнением логических операций сравнения, анализа. Эта группа составила средний уровень знаний. В опытном классе таких учащихся 16.
Также, в данном классе были ученики, которые показали высокий уровень знаний: 5 учащихся. Эти ребята верно ответили на вопросы, легко выполнили задания проблемного характера, показали умения творчески подходить к выполнению заданий. (Таблица 2, прил. 3).
Анализ результата проведенного опроса показал, что уровень умений решать проблемные вопросы недостаточен и требуется дальнейшая работа в плане развития, формирования умений решать проблемные ситуации. Целью является поиск эффективных методов и приемов.
Рассмотрим методику работы по организации проблемного обучения при усвоении новых знаний на уроках русского языка учащимися 4 класса.
На одном из уроков
был использован объяснительно-
Рассмотрим содержание
и методику проведения работы над
темой «Неизменяемые имена
Цель урока: Дать понятие о неизменяемых именах существительных. Обогатить словарный запас, научить правильно употреблять имена существительные в своей речи.
Ход урока
Учитель читает стихотворение А.Хайта «Про то, как не надо говорить».
Как-то рано поутру
Сели с другом мы в метру,
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне…
А вернее: я и ты
Без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол,
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян…
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересная кина!
Жаль, что кончилась она!
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.
У. Все ли слова в этом стихотворении были произнесены правильно?
Д. Нет, неправильно: метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, домино, шимпанзе, какаду, обезьяна, фортепиано, пенсне.
У. Какой частью речи являются эти слова? Попробуйте изменить их по числам, падежам.
Ребята пытаются это сделать, но у них ничего не получается.
У. Сделайте вывод.
Д. Имена существительные метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, домино, шимпанзе, какаду, обезьяна, фортепиано, пенсне и другие не изменяются по числам и падежам.
У. Тема нашего урока сегодня
«Неизменяемые имена
Посмотрите упражнение № 61 с.20. в этом упражнении вам надо по вопросу определить падеж имени существительного КОФЕ.
На доске: таблица склонения имен существительных с вопросами и предлогами.
Падежи |
Предлоги |
Вопросы |
Именительный |
_______ |
Кто? Что? |
Родительный |
От, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме. |
Кого? Чего? (где? Куда? Откуда?) |
Дательный |
К, по. |
Кому? Чему? (Где? Куда?) |
Винительный |
В, на, за, про, через. |
Кого? Что? (Где? Куда?) |
Творительный |
С, за, под, над, между. |
Кем? Чем? (Где? Куда?) |
Предложный |
О, об, в, во, на, при. |
О ком? О чем? (где?) |
У. С помощью чего вы определили падеж слова КОФЕ?
Д. С помощью вопросов и предлогов.
У. Прочитайте правило с. 20.
Теперь при помощи правила выполните упражнение № 62 с. 21. определите падеж выделенных существительных.
У. Как вы определили падеж выделенных имен существительных?
Д. По вопросам и предлогам.
У. Из упражнения № 64 с. 21 выпишите неизменяемые имена существительные. Определите падеж и число.
Самостоятельная работа по карточкам.
В воскресенье мы с другом ходили в зоопарк. Там мы видели разных животных и птиц: сову, кенгуру, волка, шимпанзе, лису и других. А в клетке с попугаями мы увидели красивую и интересную птицу какаду. После зоопарка мы зашли в кафе, повешали пальто на вешалку и сели за стол. Заказали кофе и пюре. Затем пошли в парк и там играли в домино.
Задание 1 уровень. Выписать неизменяемые имена существительные.
Задание 2 уровень. Определи падеж неизменяемых имен существительных.
Задание 3 уровень. Придумай и запиши несколько предложений со словами кафе, домино, кино, метро, кашне.
4. Итог урока.
У. Сегодня мы познакомились
с неизменяемыми именами
5. Инструктаж домашнего задания.
На данном уроке ребята самостоятельно при незначительной помощи учителя сделали вывод, что данные имена существительные не изменяются по числам и падежам.
Далее рассмотрим содержание и методику проведения работы по теме «Частица Не с глаголами».
Цель урока: познакомить с правописанием частицы не с глаголами, обогатить словарный запас учащихся.
Учитель читает стихотворение В.Воскобойникова:
Я пришел из школы,
И учу глаголы…
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод.
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» - кричу,
«Вертеть» - верчу,
«Двигать» - двигаю,
«Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не прозвенел.
Открываю: наш сосед,
(Он живет под нами),
Не причесан, не одет -
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
- Прошу прощенья!
Это что? Землетрясенье?
Или может быть слоны
Надо мной поселены?!
Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы.
У. Какие глаголы вы услышали в этом стихотворении?
Ребята называют глаголы из стихотворения.
У. А что такое глагол?
Д. Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
У. Прочитайте стихотворение, упражнение № 364 на странице 102.
У. Как написана частица не с глаголами?
Д. Раздельно.
Чтение правила.
У. Послушайте сказку.
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была его любовь. Он говорил ей: «Верю», а она ему: «Не верю». Он признавался: «Люблю», а она ему в ответ: «Не люблю».
И вот однажды частица Не совсем заупрямилась. Она забралась на стул. Глагол ей говорит:
-Слезь со стула!
-Не хочу!
-Упадешь!
-Не упаду!
-Отойди!
-Не отойду!
-Приедешь?
-Не приеду!
-Придешь?
-Нет, не приду!
-Услышишь?
-Не услышу!
-Найдешь?
-Нет, не найду!
-Слезаешь?
-Не слезаю!
-Решаешь?
-Не решаю!
-мечтаешь?
-Не мечтаю!
-Молчишь?
-Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
-Нет! Да! Хочу, хочу!
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и всегда писалась от него отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах. И вот однажды Не говорит Глаголу: «Я отвечу тебе взаимностью, если ты докажешь, что мы не можем жить друг без друга».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да по учебникам. Когда же он вернулся к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла в неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола.
У. Как вы думаете, что произошло? Почему упрямая частица Не оказалась рядом с Глаголом?
Дети пытаются найти правильный ответ и сформулировать правило.
Д. Частица Не с глаголами пишется раздельно, но в некоторых случаях, когда глагол без Не не употребляется, они пишутся слитно. Например, НЕГОДОВАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ.
Сейчас выполните упражнение № 365. вам необходимо вставить частицу не там, где она нужна.
Упражнение выполняется под комментирование учеников.
У. Из упражнения № 366 выпишите все словосочетания, которые соответствуют нашей сегодняшней теме.
4. Итог урока.
Как пишется частица не с глаголами?
В каком случае не с глаголами пишется слитно?
5. инструктаж домашнего задания.
На данном уроке используется
объяснительно-побуждающий
Рассмотрим также содержание и методику проведения работы по теме «Глаголы совершенного и несовершенного вида».
Цели: сформировать знания учащихся о совершенном и несовершенном виде глагола, обогатить словарный запас.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
Подготовка рабочего места.
II. Подготовка к изучению темы.
На доске: Картинка «Лебеди летели. Лебеди прилетели».
У. посмотрите на доску. Кто нарисован на картинке? Какие действия выполняли лебеди на каждой картинке?
Д. На картинке нарисованы лебеди. На первой картинке – лебеди летели. На второй картинке – лебеди прилетели.
У. Что означает действие лебедей на первой картинке? На второй картинке?
Д. 1.Лебеди еще летят, они еще не долетели до места.
2. Лебеди уже прилетели.
У. Задайте вопросы к действиям лебедей.
Д. Лебеди что делали? Летели. Лебеди что сделали? Прилетели.
У. Теперь посмотрите на доску. На доске записаны глаголы: поговорить, читать, смотреть, прочитать, цвести, посмотреть, расцвести, говорить.
У. Разделите эти глаголы на две группы. По каким признакам вы разделите глаголы на группы?