Использование проблемных ситуаций при усвоении новых знаний на уроках русского языка в 4 классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: раскрытие теоретических основ проблемного обучения и практическая организация проблемного обучения в 4 классе. На основе этой цели были определены задачи:
раскрыть исторический аспект и современное состояние проблемного обучения в психолого-педагогической науке;
раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;
проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………… 7
1.1 Исторические аспекты и современное состояние использования проблемного обучения в младших классах…………………………………… 7
1.2. Методы проблемного обучения и особенности их применения
в процессе обучения…………………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………. 20
2.1. Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку
для 4 класса с целью определения возможностей использования
проблемного обучения…………………………………………………………. 20
2.2. Анализ и результаты опытно-педагогической работы по
использованию проблемного обучения на уроках
русского языка в 4 классе………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

дипломная работа рус.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

Таким образом, существование  подобных стандартов обязывает учителя  использовать методы и приемы проблемного  обучения, поскольку данный метод  дает результаты, соответствующие вышеназванным  требованиям в современных условиях.

 

II.2. Анализ и результаты опытно-педагогической работы по использованию проблемного обучения на уроках русского языка в 4 классе.

В настоящее время  учителя начальных классов довольно часто при изучении новой темы на уроках русского языка создают проблемные ситуации. Для доказательства эффективности проблемного обучения на уроках русского языка мы использовали диагностические опросы учащихся. Базой исследования была средняя школа им. Аль-Фараби. Задания предлагались в одном четвёртом классе. Детям предлагались 9 проблемных познавательных заданий с целью выявления сформированности знаний, умений и навыков, полученных в 3 классе. Следует заметить, что ранее не использовалась технология проблемного обучения. (Приложение 2.)

В этом классе мы выделили учеников, которые (в сравнении с другими), неправильно понимают содержание проблемных вопросов. Показателем относительно низкого уровня ЗУН является то, что не назвали почти ни одного правильного ответа на проблемные вопросы. Мы выделили этих учеников в группу с низким уровнем знаний. В опытном классе они составили 4 ученика.

Далее были выделены учащиеся, знания которых отличаются в лучшую сторону по сравнению с учащимися  с низким уровнем знаний. Таких ребят большинство. Они, в ситуации данного выбора, верно отвечали на многие вопросы, имеют неплохие знания по предмету. Но эти ребята затруднялись с выполнением логических операций сравнения, анализа. Эта группа составила средний уровень знаний. В опытном классе таких учащихся 16.

Также, в данном классе были ученики, которые показали высокий уровень знаний: 5 учащихся. Эти ребята верно ответили на вопросы, легко выполнили задания проблемного характера, показали умения творчески подходить к выполнению заданий. (Таблица 2, прил. 3).

Анализ результата проведенного опроса показал, что уровень умений решать проблемные вопросы недостаточен и требуется дальнейшая работа в плане развития, формирования умений решать проблемные ситуации. Целью является поиск эффективных методов и приемов.

Рассмотрим методику работы по организации проблемного обучения при усвоении новых знаний на уроках русского языка учащимися 4 класса.

На одном из уроков был использован объяснительно-побуждающий  метод, который представляет собой  сочетание приемов объяснения и  побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается учащимся в виде проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания. Также был использован эвристический или частично-поисковый метод учения. Он предполагает включение учащихся в поисковую деятельность на различных её этапах: нахождения проблемы, формирования гипотезы, нахождение способов доказательств, формулирования выводов. Этот метод является сочетанием восприятия учеником объяснений учителя с его собственной (ученика) поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблемы.

 

Рассмотрим содержание  и методику проведения работы над  темой «Неизменяемые имена существительные».

Цель урока: Дать понятие  о неизменяемых именах существительных. Обогатить словарный запас, научить  правильно употреблять имена существительные в своей речи.

 

                            Ход урока

 

    1. Организационный момент.
    2. подготовка к работе.
    3. подготовка к изучению темы.

Учитель читает стихотворение  А.Хайта «Про то, как не надо говорить».

Как-то рано поутру

Сели с другом мы в  метру,

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним  в кине

Без пальта и без кашне…

А вернее: я и ты

Без кашна и без  пальты.

Кенгура в кафу зашел,

Занял там свободный  стол,

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян…

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересная кина!

Жаль, что кончилась  она!

В гардероб пора бежать – 

Будут польта выдавать.

У. Все ли слова в  этом стихотворении были произнесены  правильно?

Д. Нет, неправильно: метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, домино, шимпанзе, какаду, обезьяна, фортепиано, пенсне.

У. Какой частью речи являются эти слова? Попробуйте изменить их по числам, падежам.

Ребята пытаются это  сделать, но у них ничего не получается.

У. Сделайте вывод.

Д. Имена существительные  метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, домино, шимпанзе, какаду, обезьяна, фортепиано, пенсне и другие не изменяются по числам и падежам.

У. Тема нашего урока сегодня  «Неизменяемые имена существительные».

Посмотрите упражнение № 61 с.20. в этом упражнении вам надо по вопросу определить падеж имени существительного КОФЕ.

На доске: таблица склонения  имен существительных с вопросами  и предлогами.

     Падежи 

                Предлоги 

             Вопросы 

Именительный

                  _______

Кто? Что?

Родительный

От, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме.

Кого? Чего? (где? Куда? Откуда?)

Дательный

К, по.

Кому? Чему? (Где? Куда?)

Винительный

В, на, за, про, через.

Кого? Что? (Где? Куда?)

Творительный

С, за, под, над, между.

Кем? Чем? (Где? Куда?)

Предложный 

О, об, в, во, на, при.

О ком? О чем? (где?)


 

У. С помощью чего вы определили падеж слова КОФЕ?

Д. С помощью вопросов и предлогов.

У. Прочитайте правило  с. 20. 

Теперь при помощи правила выполните упражнение № 62 с. 21. определите падеж выделенных существительных.

У. Как вы определили падеж  выделенных имен существительных? 

Д. По вопросам и предлогам.

У. Из упражнения № 64 с. 21 выпишите неизменяемые имена существительные. Определите падеж и число.

Самостоятельная работа по карточкам.

В воскресенье мы с  другом ходили в зоопарк. Там мы видели разных животных и птиц: сову, кенгуру, волка, шимпанзе, лису и других. А  в клетке с попугаями мы увидели  красивую и интересную птицу какаду. После зоопарка мы зашли в кафе, повешали пальто на вешалку и сели за стол. Заказали кофе и пюре. Затем пошли в парк и там играли в домино.

Задание 1 уровень. Выписать неизменяемые имена существительные.

Задание 2 уровень. Определи падеж неизменяемых имен существительных.

Задание 3 уровень. Придумай и запиши несколько предложений  со словами кафе, домино, кино, метро, кашне.

4. Итог урока.

У. Сегодня мы познакомились  с неизменяемыми именами существительными. А что такое неизменяемые имена  существительные? Почему они называются неизменяемыми? Как определить падеж неизменяемых имен существительных? Какие окончания неизменяемых имен существительных встречаются чаще всего?

5. Инструктаж домашнего  задания.

            

 На данном уроке ребята самостоятельно при незначительной помощи учителя  сделали вывод, что данные имена существительные не изменяются по числам и падежам.

 

Далее рассмотрим содержание и методику проведения работы по теме «Частица Не с глаголами».

Цель урока: познакомить  с правописанием частицы не с  глаголами, обогатить словарный запас учащихся.

                                     Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. «Разминка» для пальцев.
    3. повторение пройденного.

Учитель читает стихотворение  В.Воскобойникова:

 

Я пришел из школы,

И учу глаголы…

Мне их выучить пустяк!

У меня свой метод.

Применяется он так,

Новый метод этот:

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю,

«Прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!

 

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в  прихожей

Вдруг звонок не прозвенел.

Открываю: наш сосед,

(Он живет под нами),

Не причесан, не одет -

В тапках и в пижаме.

Он кричит:

- Прошу прощенья!        

 

Это что? Землетрясенье?

Или может быть слоны

Надо мной поселены?!

Уважаемый сосед,

Никого в квартире нет.

Я пришел из школы

И учу глаголы.

У. Какие глаголы вы услышали в этом стихотворении?

Ребята называют глаголы  из стихотворения.

У. А что такое глагол?

Д. Это часть речи, которая  обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

У. Прочитайте стихотворение, упражнение № 364 на странице 102.

У. Как написана частица  не с глаголами?

Д. Раздельно.

Чтение правила.

У. Послушайте сказку.

 

Гордую и упрямую  частицу Не полюбил благородный  Глагол. Трудной и печальной была его любовь. Он говорил ей: «Верю», а она ему: «Не верю». Он признавался: «Люблю», а она ему в ответ: «Не люблю».

И вот однажды частица Не совсем заупрямилась. Она забралась на стул. Глагол ей говорит:

 

-Слезь со стула!

-Не хочу!

-Упадешь!

-Не упаду!

-Отойди!

-Не отойду!

-Приедешь?

-Не приеду!

-Придешь?

-Нет, не приду!

-Услышишь?

-Не услышу!

-Найдешь?

-Нет, не найду!

-Слезаешь?

-Не слезаю!

-Решаешь?

-Не решаю!

-мечтаешь?

-Не мечтаю!

-Молчишь?

-Нет, не молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

-Нет! Да! Хочу, хочу!

 

Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и  всегда писалась от него отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах. И вот однажды Не говорит Глаголу: «Я отвечу тебе взаимностью, если ты докажешь, что мы не можем жить друг без друга».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да по учебникам. Когда же он вернулся к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!»  И вдруг замерла в неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола.

У. Как вы думаете, что  произошло? Почему упрямая частица  Не оказалась рядом с Глаголом?

Дети пытаются найти  правильный ответ и сформулировать правило.

Д. Частица Не с глаголами  пишется раздельно, но в некоторых  случаях, когда глагол без Не не употребляется, они пишутся слитно. Например, НЕГОДОВАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ.

Сейчас выполните упражнение № 365. вам необходимо вставить частицу не там, где она нужна.

Упражнение выполняется  под комментирование учеников.

У. Из упражнения № 366 выпишите все словосочетания, которые соответствуют  нашей сегодняшней теме.

4. Итог урока.

Как пишется частица  не с глаголами?

В каком случае не с  глаголами пишется слитно?

5. инструктаж домашнего  задания.

 

На данном уроке используется объяснительно-побуждающий метод  преподавания. Учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается учащимся в виде проблемных задач, вопросов. Метод преподавания представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ученика к самостоятельным действиям поискового характера.

 

Рассмотрим также содержание и методику проведения работы по теме «Глаголы совершенного и несовершенного вида».

Цели: сформировать знания учащихся о совершенном и несовершенном  виде глагола, обогатить словарный  запас.

                           Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой  учащихся.

Подготовка рабочего места.

II. Подготовка к изучению темы.

На доске: Картинка «Лебеди  летели. Лебеди прилетели».

У. посмотрите на доску. Кто  нарисован на картинке? Какие действия выполняли лебеди на каждой картинке?

Д. На картинке нарисованы лебеди. На первой картинке – лебеди летели. На второй картинке – лебеди прилетели.

У. Что означает действие лебедей на первой картинке? На второй картинке?

Д. 1.Лебеди еще летят, они еще не долетели до места.

2. Лебеди уже прилетели.

У. Задайте вопросы  к действиям лебедей.

Д. Лебеди что делали? Летели.  Лебеди  что сделали? Прилетели.

У. Теперь посмотрите на доску. На доске записаны глаголы: поговорить, читать, смотреть, прочитать, цвести, посмотреть, расцвести, говорить.

У. Разделите эти глаголы  на две группы. По каким признакам  вы разделите глаголы на группы?

Информация о работе Использование проблемных ситуаций при усвоении новых знаний на уроках русского языка в 4 классе