Использование проблемных ситуаций при усвоении новых знаний на уроках русского языка в 4 классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: раскрытие теоретических основ проблемного обучения и практическая организация проблемного обучения в 4 классе. На основе этой цели были определены задачи:
раскрыть исторический аспект и современное состояние проблемного обучения в психолого-педагогической науке;
раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;
проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………… 7
1.1 Исторические аспекты и современное состояние использования проблемного обучения в младших классах…………………………………… 7
1.2. Методы проблемного обучения и особенности их применения
в процессе обучения…………………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ…………………………………………. 20
2.1. Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку
для 4 класса с целью определения возможностей использования
проблемного обучения…………………………………………………………. 20
2.2. Анализ и результаты опытно-педагогической работы по
использованию проблемного обучения на уроках
русского языка в 4 классе………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

дипломная работа рус.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

Д. 1. Глаголы читать, смотреть, цвести, говорить – написаны без приставок, а глаголы прочитать, посмотреть, расцвести, поговорить – написаны с приставками.   2. Глаголы читать, смотреть, цвести, говорить – отвечают на вопрос что делать? А глаголы прочитать, посмотреть, расцвести, поговорить – отвечают на вопрос что сделать? 3. Глаголы читать, смотреть, цвести, говорить показывают, что действие еще не совершилось, а глаголы прочитать, посмотреть, расцвести, поговорить показывают, что действие совершено.

У. тема нашего урока «Глаголы совершенного и несовершенного вида».

III. Изучение новой темы.

У. Давайте при помощи наших определений попробуем сформулировать правило.

Д. глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они показывают совершенность действия.    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Они показывают, что действие еще не совершено.

У Прочитайте правило  на странице 104.

У. выполните упражнение № 371. В этом упражнении поставьте вопросы к глаголам, определите вид глагола.

У. Теперь выполните упражнение № 373 на странице 105. Выпишите слова в 2 столбика: 1 – глаголы несовершенного вида, 2 – глаголы совершенного вида.

  У доски – 2 ученика. 1 ученик выписывает глаголы несовершенного  вида, 2 ученик – глаголы совершенного вида. Проверка классом.

 

Самостоятельная работа.

Молодой скворушка научился летать. Летал-летал по саду, сел  на самую верхушку берёзы. Хорошо кругом!

И защёлкал, засвистал:

- Почему так хорошо  на белом свете?

Выглянуло яркое Солнышко из-за тучки, улыбнулось и сказало:

- Хорошо потому, что  все мы делаем что-нибудь хорошее.

- Солнышко, а что ты  делаешь хорошего? – спросил Скворушка.

- Я даю людям свет  и тепло, - ответило Солнышко. – А что ты делаешь?

Ничего хорошего Скворушка  ещё не умел делать и не знал, что ответить. Стыдно ему стало. Он полетел, чтобы спрятаться от Солнышка.

 

Задания.

1 уровень. Найди в  тексте глаголы. Задай к ним  вопросы.

2 уровень. Определи  вид глаголов в тексте. Составь  с ними видовую пару.

3 уровень. Составь  видовые пары глаголов. Придумай с ними предложения. Смотреть, писать, читать.

IV. Инструктаж домашнего задания.

Упражнение № 375 стр. 105, правило.

V. Итог урока.

 

На данном уроке ученики  самостоятельно при незначительной помощи учителя выделили различия глаголов совершенного и несовершенного вида, вывели правило.

В конце года была проведена  диагностика сформированности знаний, умений и навыков при использовании  проблемного обучения на уроках русского языка с целью выявления динамики их усвояемости. Данная диагностика проводилась при помощи познавательных проблемных заданий на сопоставление, сравнение и т.д. (прил. 4).

Рассмотрим полученные результаты. Проанализируем изменения в опытном 4 «А» классе. Так же, как и на первом этапе исследования, мы определяем высокий, средний и низкий уровни сформированности знаний. В сравнении с первым этапом исследования, количество учащихся с низким уровнем знаний уменьшилось, а показатели высокого и среднего уровней возросли.

Также отмечаются и значительные качественные изменения знаний. На этом этапе школьники более полно обосновывали ответы, легко выполняли операции сравнения, анализа, задания проблемного характера, показали умения творчески подходить к заданиям. Интерес к изучению русского языка повысился. Количественные изменения знаний показаны в таблице 4.

Данный анализ результатов  выполнения работы на начало и конец  года, вся опытно-педагогическая работа свидетельствуют об эффективности  описанной методики.

 

По итогам проделанной  работы сделаны следующие выводы:

  1. Занятия по предмету «Русский язык» в 4 «А» классе средней школы им. Аль-Фараби были достаточно продуктивны. Нам удалось достичь основной цели данного исследования – создать эффективную методику организации проблемного обучения в 4 классе.
  2. Анализ научного и учебного материала, предшествующий практической части работы, позволил структурировать подобранный для уроков материал наиболее логичным и приемлемым способом, в соответствии с целью и задачами исследования.
  3. проведенная опытно-педагогическая работа осуществлялась в разнообразной практической и теоретической деятельности школьника  зависела от учета характерных особенностей проблемного обучения.
  4. В ходе опытно-педагогической работы целесообразно проводить разные типы и виды самостоятельных работ: репродуктивного, познавательно-поискового (эвристического) типа, творческого типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейший показатель всесторонне  и гармонично развитой личности –  наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет  к развитию творческих способностей, то его можно сочетать с развивающим обучением, т.е. такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения основ наук. Такое обучение называется проблемным.

Большинство современных  публикаций по теории обучения связано  с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют  ввиду эффективное использование тех приемов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач.

Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в определенную ситуацию. Это и есть поисковый метод учения.

Исследовав в процессе написания работы методику проблемного обучения в разных школах, рекомендации Госстандарта, можно сделать вывод, что в настоящее время при проблемном обучении каждый учитель исходит из собственного опыта, собственных исследований. Для внедрения механизма проблемного обучения считается, что методы проблемного обучения, изложенные в трудах ученых, нашли отражение в стандартах обучения школьников младших классов для применения их на практике. Так как умственный поиск – сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель дает задание ученикам, указав при этом, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.

Русский язык как учебный  предмет обеспечивает языковое образование, речевое и умственное развитие учащихся, их готовность к успешной познавательной деятельности, способствует идейно-политическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию учащихся.

Проделанная работа позволила  выявить достоинства проблемных ситуаций в обучении. При проблемном обучении учитель систематически создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Проблемная ситуация создается учителем путем применения разнообразных приемов. При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Таким образом, наша работа подтвердила выводы о бесспорном преимуществе проблемного обучения при усвоении новых знаний на уроках русского языка. Но мы не считаем наш результат конечным. Необходимо и дальше разрабатывать и совершенствовать методы и приемы организации проблемного обучения при усвоении новых знаний учащимися, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ученика.

На основании всего  исследования мы сформулировали некоторые рекомендации:

    1. Необходимо подводить учеников к противоречию, возникшему при проблемной ситуации и предлагать им самим найти способ ее разрешения.
    2. Сталкивать противоречия с практической деятельностью.
    3. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
    4. Предлагать учащимся рассмотреть явления с различных позиций.
    5. Побуждать обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
    6. Ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
    7. Определять проблемные теоретические и практические задания.
    8. Ставить различные проблемные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1.   Концепция развития РК до 2015 года. – Астана, 2003.

  1. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003.

     3.   Дьюи  Дж. Психология и педагогика мышления. Перевод с англ. Никольский Н.М.  под ред. Виноградова Н.Д. Изд.2-е.  Берлин, Госиздат РСФСР, 1962.

4.   Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. Под ред. И.Я.Лернера. М.: «Педагогика», 1972.

5.  Сорокин Н.А.

6.    Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань. Татарское кн. изд-во, 1972.

  1.   л
  2. Оконь В. Основы проблемного обучения. М., «Просвещение», 1968.
  3. Познавательные интересы в обучении гуманитарным наукам. Под ред. И.Я.Лернера. М.: «Педагогика»,1972.

    10.   Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспектива. – М.: Педагогика, 1992.

    11.    Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. – М.: Педагогика, 1981.

    12.   Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1979.

    13.     Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России. 2004.

    14.   Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1997.

     15. КазНПУ им. Абая. Педагогический курс лекций. Алматы: «Нұрлы әлем», 2003. 

     16.   Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

     17.    Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, 1980.

     18.  Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. – М., 1981.

     19.    Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2001.

     20.   Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

     21.    Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1989.

     22.     Законодательство об образовании в РК. – Алматы: ЮРИСТ, 2003 – с.20. 2.      

     23.    Послание Президента народу Казахстана. – Алматы: Білім, 1998.

     24.   Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан. Начальное общее образование. – Алматы: РОНД, 2002.

     25.   Мендикинова Р.Т., Кульгильдинова Т.А. Программы по русскому языку для 2-4 класса. – Алматы: РОНД, 2003.

      26.  Мендикинова Р.Т, Никитина С.А., Кунакова К.У., Кульгильдинова Т.А. методическое руководство для учителей 4 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура,2000.

     27. Мендикинова Р.Т, Никитина С.А., Кунакова К.У., Кульгильдинова Т.А. русский язык. Учебник для 4 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2004.

       28. Мендикинова Р.Т, Кайкенова Ж.К. Русский язык. Дидактический материал для учителей 4 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2000.

       29. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.

     30. Методическая копилка. Для учителей начальных классов. – Автор-составитель Шульгина В.П. (серия: Школа радости). 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ТАБЛИЦА 1.

Краткое содержание метода

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проблемный  метод (проблемное изложение). Основное назначение метода – раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения

выявление и классификация  проблем, которые можно ставить  перед обучаемым, формулировка гипотез  и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического  умозаключения. При этом обучаемый  может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д.

Заключается не только в  восприятии, осмыслении и запоминании  готовых научных выводов, но и  в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей учителя (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)

Частично-поисковый  или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решению проблем

Подведение учеников к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. ученик широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы.

Заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа  учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения  и т.д.

Информация о работе Использование проблемных ситуаций при усвоении новых знаний на уроках русского языка в 4 классе