Использование метода проектов для развития коммуникативных умений учащихся 9-го класса на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: Разработать уроки с использованием метода проектов для развития коммуникативных умений учащихся 9-го класса (на примере темы «The National Art Museum in Yakutsk» по УМК «New Millennium English 9 класс», автор – Гроза О. Л.)
Гипотеза: Разработка уроков с использованием метода проектов для развития коммуникативных умений учащихся 9-го класса (на примере темы «The National Art Museum in Yakutsk» по УМК «New Millennium English 9 класс») возможна, если определить направленность этапов работы над проектом на развитие коммуникативных умений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ коммуникативных умений говорения учащихся на СТАРШЕм этапе обучения иностранному языку
Сущность развития коммуникативных умений говорения учащихся на начальном этапе обучения иностранному языку………………………...7
Метод проектов как условие развития коммуникативных умений говорения учащихся на уроках английского языка…………………….15
ГЛАВА 2. Использование метода проектов для РАЗВИТия коммуникативных умений говорения учащихся 9 класса на уроках английского языка
2.1. Уроки с использованием метода проектов для развития коммуникативных умений говорения учащихся 9-го класса (на примере темы «The National Art Museum» по УМК «New Millennium»)……………………..23
2.2. Направленность этапов работы над проектом для развития коммуникативных умений………………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Березкиной Ани 19.04.11.doc

— 259.50 Кб (Скачать)
 

    5 этап  – контроль, оценочный.

     Рефлексивная  контрольно-оценочная деятельность при работе над проектом.

     Цель: научить учащихся адекватно оценивать себя и своих товарищей при организации коллективно-учебной деятельности в группе.

    Деятельность  учителя
    Деятельность  учащихся
First you will evaluate your work. That is, how did you work during project execution? I was handing out leaflets to you with a system evaluation project. You put your estimates in each cell. It is your self-esteem. Then I'll put up an overall assessment of the group. Further evaluate the protection project of another group. Учитель-эксперт Кириллина Лидия Николаевна тоже заполняет таблицу оценки защиты проекта.  Good. Evaluation will be announced in the next lesson.

So, our presentation has come to an end.

Now we will make a general reflection. I'll give out sheets with questions for a general answer and worksheets with questions for individual response.

And so begins. Well.

I now ask you questions. Did everybody work in a group?

What difficulties have you encountered?  

What did give you this job? 
 

3 этап – заключительный.

I am very glad that you have coped with their first project. This is only the first step. You will make a very large project to another topic in the future. Thanks for a job. I wish further success. Good bye.

Лидеры собирают своих участников групп. Садятся  вокруг стола. Для оценки выполнения всего проекта ученикам дается две  таблицы. В первой они должны оценить свою деятельность по 5-бальной шкале (самооценка). Затем им дается другая карточка, в которой делегаты из групп оценивают презентацию проекта по 3-балльной шкале.  
 
 

Им дается карточки с вопросами, на которые  они должны ответить всей группой. После этого им дается список вопросов, на которые они должны ответить самостоятельно. 

We tried everything to engage in activities and helped each other.

As we are preparing for exams, we had little time to look for more information and to gather everything together.

We learned many interesting things during the project. We saw pictures that were once heard and we want to pay another visit to this museum and see all the halls. We have learned to work in a group.

Thank you. Good bye.

 
 
 

2.2. Направленность этапов работы над проектом на развитие коммуникативных умений 
 
 

     По  Полат Е. С.  полномасштабный проект включает 5 этапов.

     1 этап –ценностно-ориентированный.  Школьники при участии учителя  обсуждают содержание и характер  проекта; составление интервью; способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т. д.).

     Обычно  данный этап организуется в начале изучения новой темы. Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы проекта, параллельно  дается базовая лексика, грамматика, связанная с новой темой и темой проекта. Также учащиеся осваивают грамматические конструкции, необходимые для правильного построения  предложения.

     2 этап – конструктивный.  Обычно  на этой стадии деятельность  выходит за пределы классной комнаты. Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Вся работа строится на чтении и аудировании различных текстов, составления своих текстов, где идет активное закрепление и тренировка речевого материала, связанного с темой проекта. Для этого организуется выполнение различных видов упражнений в соответствии с тем, какие языковые навыки и речевые умения совершенствуются и развиваются.

     Учащиеся  берут интервью, делают аудио- и видеозаписи, собирают печатный иллюстративный материал. Важно помнить, что дети будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе – сбор информации. Чтобы помочь детям в организации данного процесса, нужно посоветовать им определиться, что они хотят узнать; решить, где лучше добыть нужную информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе; проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы членами группы в единое целое; откорректировать и оформить материал как проект группы.

     Выходя  за пределы класса в процессе работы над проектом, ученик ликвидирует  разрыв между языком, который он изучает, и языком, который использует, что является ценным средством в расширении коммуникативных навыков, полученных на уроках. На обычных уроках учитель определяет язык, его содержание. В условиях проекта учащийся определяет содержание проекта и соответственно языковое содержание.

     3 этап – оценочно-рефлексивный.  На этом этапе ученики оформляют работу, используя ножницы, линейки, клей, картинки, фломастеры и т. д. При этом организуется практика речевой деятельности на основе создания специальных речевых ситуаций. Основной упор делается на совершенствование и развитие умений говорения, письма. Проводится контроль и самоконтроль соответствия выбранного для проекта материала, их содержательная оценка. Для этого учитель может проводить опрос, разработать задания для проверки диалогической речи, монологического высказывания.

     4 этап – презентативный. Способ  презентации будет зависеть от  вида конечного продукта: будет  ли это схема, буклет, видеопоказ  или устная презентация. Польза  для учащегося очевидна. Он (или  она) работает над интересной  темой, используя уже выученное и дополнительно изучая еще и то, что необходимо в связи с поставленной задачей. Учителю рекомендуется доброжелательно принимать все, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.

     Устная  презентация всегда включает определенную долю риска для учащихся, поэтому  для некоторых из них нужны  предварительные репетиции, чтобы  помочь исключить ошибки, добиться успеха, избежать разочарований.

     Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта, назначая докладчиков и распределяя роли. Учащиеся могут использовать плакаты, раздать слушателям план своей презентации, представить все в виде маленькой пьесы, использовать музыку и т.д. остальные группы делают записи. По окончании презентации ученики этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации.

     То  есть данный этап направлен на развитие речевых умений, таких как чтение, аудирование, говорение в монологической и диалогической форме.

     5 этап – оценочный. Оценка проектной работы – нелегкое дело. Способы оценки ее вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Очевидно, что язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценить проект только на основе лингвистической правильностью оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации. Не следует исправлять ошибки в конечном варианте проекта. Проект представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий. Нужно посоветовать ученикам делать черновой вариант проекта.

     Оценка  деятельности проектных групп проводится на основе обсуждения деятельности групп и содержания представленного материала. Каждому ученику предоставляется возможность выразить свое мнение по содержанию проекта, спросить то, что осталось понятным для уточнения, дать оценку деятельности. То есть, практически осуществляется выход на общение друг с другом – коммуникативное взаимодействие, которое может наглядно демонстрировать развитие коммуникативных умений.

     Нужно помнить, что любой проект – это  только часть общего объема работы, которую ученики выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у учащихся творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.

     Таким образом, работа над проектом охватывает весь процесс работы над речевым материалом,  направлена на формирование, совершенствование и развитие конкретных речевых навыков, которые в совокупности показывают также процесс развития коммуникативных умений, так как учащиеся работают в команде, руководствуясь принципами сотрудничества и коммуникативности.

     1 – й этап – ценностно-ориентированный.  Начальный этап работы над  проектом направлен на формирование  и совершенствование языковых  навыков на основе введения  новой лексики и грамматического материала, чтения и аудирования текстов по теме проектов.

     2 – й этап – выполнение проекта,  конструктивный.  Данный этап  направлен на совершенствование  речевых умений чтения и аудирования  на основе текстов УМК, дополнительного  материала, тренировочных упражнений различного характера. Вся работа строится на чтении и аудировании различных текстов, составления своих текстов, где идет активное закрепление и тренировка речевого материала, связанного с темой проекта. Для этого организуется выполнение различных видов упражнений в соответствии с тем, какие языковые навыки и речевые умения совершенствуются и развиваются. Выполняются творческие домашние задания.

     3 – й этап – оценочно-рефлексивный.  Организуется практика речевой  деятельности на основе создания  специальных речевых ситуаций. Основной упор делается на совершенствование и развитие умений говорения, письма. Проводится контроль и самоконтроль соответствия выбранного для проекта материала, их содержательная оценка. Для этого учитель может проводить опрос, разработать задания для проверки диалогической речи, монологического высказывания.

     4 этап – презентация проекта,  презентативный. Учащиеся представляют  результат деятельности в виде  готового продукта – проекта  и защищают его. Данный этап  направлен на развитие речевых умений, таких как чтение, аудирование, говорение в монологической и диалогической форме.

     5 этап – контроль, оценочный. Оценка  деятельности проектных групп  проводится на основе обсуждения  деятельности групп и содержания  представленного материала. Каждому ученику предоставляется возможность выразить свое мнение по содержанию проекта, спросить то, что осталось понятным для уточнения, дать оценку деятельности. То есть, практически осуществляется выход на общение друг с другом – коммуникативное взаимодействие, которое может наглядно демонстрировать развитие коммуникативных умений учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    В ходе работы над курсовой нами сделаны  следующие выводы:

  1. Раскрыта сущность развития коммуникативных умений говорения учащихся на старшем этапе обучения иностранному языку. Изучение различных мнений, представленных исследователями развития коммуникативных умений говорения, таких как Мкртчян М.А., Максимова А.А., Щукин А.Н., Гальскова Н. Д. по определению сущности  развития коммуникативных умений говорения учащихся на старшем этапе обучения иностранному языку дает возможность представить его, как необходимое условие для успешной социализации личности. Таким образом, можно сказать, что коммуникативные умения связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой,- в соответствии с социальными нормами речевого поведения. Устная речь может обеспечить интерес и мотивацию учения, без которых занятия иностранным языкам становится малоэффективными. 

      Согласно  мнению Гальсковой Н. Д., сущность развития этих умений на старшем этапе обучения заключается в овладении учащимися  языковыми средствами общения, страноведческой  и предметной информацией, необходимыми общеучебными и компенсационными умениями, а также с развитием социальной активности учащихся и формированием осознания ими процесса усвоения языка как творческой деятельности.

  1. Рассмотрен метод проектов как условие  развития коммуникативных умений говорения учащихся на уроках английского языка. Таким образом, использование метода проектов является одним из  условий  развития коммуникативных умений учащихся на уроках английского языка, так как:
  2. Проектирование – это деятельность, в которой задействованы  различные виды речи (Душеина Т.В.).
  3. Практически все проектные работы направлены на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен. Выполняя такую работу, у ребенка формируется мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделится со сверстниками, а это значит, что появляется желание принять участие в общении (Галиулина Т.Н., Зимняя И. А., Чернобай С.Б.).
  4. Проектная работа стимулирует не только речевую деятельность,  основная идея подобного подхода к обучению ИЯ заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами (Борисова Е.М.).
  5. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка и развитию различных речевых умений: чтения, аудирования, письма и говорения.
  6. Разработаны уроки с использованием  метода проектов для развития коммуникативных умений говорения учащихся 9-го класса (на примере темы «National Art Museum in Yakutsk» по УМК «New Millennium 9 класс»).
  7. Определены направленности этапов работы над проектом для формирования коммуникативных умений. Таким образом, работа над проектом охватывает весь процесс работы над речевым материалом,  направлена на формирование, совершенствование и развитие конкретных речевых навыков, которые в совокупности показывают также процесс развития коммуникативных умений, так как учащиеся работают в команде, руководствуясь принципами сотрудничества и коммуникативности.

Информация о работе Использование метода проектов для развития коммуникативных умений учащихся 9-го класса на уроках английского языка