Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа
Цель: Разработать уроки с использованием метода проектов для развития коммуникативных умений учащихся 9-го класса (на примере темы «The National Art Museum in Yakutsk» по УМК «New Millennium English 9 класс», автор – Гроза О. Л.)
Гипотеза: Разработка уроков с использованием метода проектов для развития коммуникативных умений учащихся 9-го класса (на примере темы «The National Art Museum in Yakutsk» по УМК «New Millennium English 9 класс») возможна, если определить направленность этапов работы над проектом на развитие коммуникативных умений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ коммуникативных умений говорения учащихся на СТАРШЕм этапе обучения иностранному языку
Сущность развития коммуникативных умений говорения учащихся на начальном этапе обучения иностранному языку………………………...7
Метод проектов как условие развития коммуникативных умений говорения учащихся на уроках английского языка…………………….15
ГЛАВА 2. Использование метода проектов для РАЗВИТия коммуникативных умений говорения учащихся 9 класса на уроках английского языка
2.1. Уроки с использованием метода проектов для развития коммуникативных умений говорения учащихся 9-го класса (на примере темы «The National Art Museum» по УМК «New Millennium»)……………………..23
2.2. Направленность этапов работы над проектом для развития коммуникативных умений………………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Максимова А.А. определяет, что коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [15, с.16].
Щукин А.Н. объясняет термин коммуникативные умения, как способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах [32, с.139].
Гальскова Н. Д. считает что, коммуникативные умения, т. е. умения использовать английский язык как средство коммуникации в различных сферах и ситуациях, представляют собой результат овладения языком на каждом конкретном отрезке и этапе обучения. Развитие этих умений осуществляется в тесной взаимосвязи с овладением учащимися языковыми средствами общения, страноведческой и предметной информацией, необходимыми общеучебными и компенсационными умениями, а также с развитием социальной активности учащихся и формированием осознания ими процесса усвоения языка как творческой деятельности [4, с.256].
Для
определения круга
Среди коммуникативных умений Кидрон А.А. выделяет: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания; и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление [8, с.198].
Структура коммуникативных умений, используемая иностранными учеными, рассмотрена Ю. М. Жуковым. В частности он отмечает, что «…одни подразумевают под умениями, прежде всего, поведенческие навыки, другие способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи — способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных задач». Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных умений. Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений. В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее внимание уделяется формированию умений слушать и умений невербального общения. Аргументируется это тем, что в рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа умений, кроме того, невербальные реакции происходят на уровне подсознания, что требует дополнительных усилий для формирования сознательных умений пользования этими реакциями. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных) [6, с.153].
Мудрик А. В. выделяет составляющие коммуникативных умений, такие как: ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое) [17, с.290].
Классификация коммуникативных умений по А. Л Солдатченко [24, с.93]:
Коммуникативные
умения Коммуникативные
умения |
Передача
информации |
Прием |
1. слушать | |
2. читать | ||||
3. получать числовую информацию | ||||
4.
получать графическую | ||||
5. читать жесты и позы | ||||
6. читать мимику лица и моторику тела | ||||
7. различать интонацию | ||||
Передача |
8. говорить | |||
9. писать | ||||
10. передавать числовую информацию | ||||
11.
передавать графическую | ||||
12.
передавать информацию | ||||
13.
передавать информацию | ||||
14.
передавать информацию | ||||
Обработка
информации |
Поиск Поиск |
Искать
в традиционных источниках |
15. в алфавитном каталоге | |
16. в предметном каталоге | ||||
17. в каталоге вторичных источников | ||||
18. в словарях | ||||
19. в энциклопедиях | ||||
Искать
в компьютерных источниках |
20. в сети Интернет | |||
21. в электронных книгах | ||||
22. в электронных каталогах, архивах | ||||
23. с помощью поисковых программ | ||||
24. в базах данных | ||||
Искать в других источниках | 25. в социуме | |||
26. в радиовещании, телевещании | ||||
27. в аудио-, видеоисточниках | ||||
Переработка | 28. на основе анализа | |||
29. на основе синтеза | ||||
30. на основе сравнения | ||||
31.
на основе семантического | ||||
32.
на основе лексического | ||||
33. на основе классификации | ||||
34. на основе систематизации | ||||
Хранение
информации |
Традиционные носители | 35. на бумаге | ||
36. в памяти | ||||
37. на видео-, аудиокассетах | ||||
38. фотографии | ||||
Компьютерные носители | 39. дискеты, винчестеры, CD-ROM, DVD-ROM и др. | |||
40. использование ПО (ОС, СУБД, электронных таблиц и др.) |
Таким образом, коммуникативные умения – это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. В результате развиваются вербальные и невербальные коммуникативные умения, повышается активность в коммуникативной деятельности, осуществляется широкий перенос в другие виды деятельности; формируется интерес к информации; "образ Я" как субъект коммуникативной деятельности, вместе с потребностью в дальнейшем совершенствовании. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль [25, с.63].
Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. Коммуникативные умения связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой,- в соответствии с социальными нормами речевого поведения. Практическая цель - формирование навыков общения - выдвигается при этом на первый план.
Важность этого отмечал
В основном требования коммуникативной направленности предъявляются к урокам английского языка.
Миролюбов А.А. считает, что одной из основных особенностей изучения иностранного языка является его практическая направленность. Рассматривая вопрос об обучении устной речи, следует учитывать, что устная речь представляет собой двухсторонний процесс, складывающийся из умения говорить на иностранном языке (экспрессивная сторона речи) и умения понимать речь других людей (рецептивная устная речь). Устная речь протекает в определенных условиях, которые влияют на ее характер. Эти условия внеязычного (экстралингвистического) порядка. К ним относятся: ситуация, обстановка, в которой протекает речевая деятельность, возраст и уровень развития говорящего, тема разговора, настроенность на восприятие речи со стороны слушающего, мимика, жесты и др. Все эти факторы действенны прежде всего между двумя или несколькими собеседниками. Собеседники обмениваются репликами, высказываются по поводу того, что сказал собеседник [15, с.39].
По новому государственному стандарту в результате изучения иностранного языка учащиеся должны уметь вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета [18, с.290].
Ковалев Н. Е. отмечает, что характерным для учебного процесса старшего школьного возраста является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. Он стремится разобраться в разных точках зрения на то или иное явление, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Им нравится, когда учитель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию [9, с.180].
Таким образом, можно сказать, что развитие коммуникативных умений связано с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой,- в соответствии с социальными нормами речевого поведения. Устная речь может обеспечить интерес и мотивацию учения, особенно на старшем этапе обучения, без которых занятия иностранным языкам становится малоэффективными.
Согласно
мнению Гальсковой Н. Д., сущность развития
этих умений на старшем этапе обучения
заключается в овладении учащимися языковыми
средствами общения, страноведческой
и предметной информацией, необходимыми
общеучебными и компенсационными умениями,
а также с развитием социальной активности
учащихся и формированием осознания ими
процесса усвоения языка как творческой
деятельности.
1.2. Метод
проектов как условие развития коммуникативных
умений говорения учащихся на уроках английского
языка
Новые требования общества к образованию, точнее к уровню образованности и развития личности, меняют и технологии преподавания. Понятие «метод» (от греч. methodos – путь исследования или познания) в самом общем значении – способ достижения цели. Метод – дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания. Будучи базисной категорией методики, методы обучения являются компонентами системы обучения. Без соответствующих методов обучения невозможно реализовать цели и задачи обучения.
Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решить свои дидактические задачи. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
В последнее время все больше сторонников приобретает метод проектов. Резцова С. А. считает, что проектная методика:
В проекте широко используется информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). Это свидетельствует о том, что компьютерные технологии могут помочь учителю в обучении различным видам речевой деятельности; способствуют усилению мотивации учащихся и их интереса к изучаемому языку; существенно совершенствуют процесс преподавания иностранного языка, обладая следующими преимуществами перед традиционными методами:
Душеина Т.В. полагает, что проектная работа – это такой тип организации обучения, при котором ученики под руководством учителя составляют проекты. В зависимости от планируемого результата – плакат, постер, радиопередача, видеофильм, презентация опроса общественного мнения, сценарий праздника и т.п. – данная работа может занимать одно занятие или же ей отводится время на нескольких уроках. Ученики получают домашние задания поискового характера, которые предполагают работу с дополнительной литературой, интервьюирование учеников, учителей, людей на улице, видео- и фотосьемки. Деятельность учеников основывается на групповом взаимодействии, которое является не только формой обучения, но и естественным компонентом учебного процесса. Проектирование – это деятельность, задействующая различные виды речи, направленная на конкретную тему, а не на специфические языковые цели [5, с.38].