Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа
Цель: Разработать уроки с использованием метода проектов для развития коммуникативных умений учащихся 9-го класса (на примере темы «The National Art Museum in Yakutsk» по УМК «New Millennium English 9 класс», автор – Гроза О. Л.)
Гипотеза: Разработка уроков с использованием метода проектов для развития коммуникативных умений учащихся 9-го класса (на примере темы «The National Art Museum in Yakutsk» по УМК «New Millennium English 9 класс») возможна, если определить направленность этапов работы над проектом на развитие коммуникативных умений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ коммуникативных умений говорения учащихся на СТАРШЕм этапе обучения иностранному языку
Сущность развития коммуникативных умений говорения учащихся на начальном этапе обучения иностранному языку………………………...7
Метод проектов как условие развития коммуникативных умений говорения учащихся на уроках английского языка…………………….15
ГЛАВА 2. Использование метода проектов для РАЗВИТия коммуникативных умений говорения учащихся 9 класса на уроках английского языка
2.1. Уроки с использованием метода проектов для развития коммуникативных умений говорения учащихся 9-го класса (на примере темы «The National Art Museum» по УМК «New Millennium»)……………………..23
2.2. Направленность этапов работы над проектом для развития коммуникативных умений………………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Часовникова О.Б. считает, что метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности [28, с.32].
Зимняя И. А. считает, что выполняя такую работу, у ребенка формируется мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, а это значит, что появляется желание принять участие в общении. Проект – это хорошая возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них форме. В процессе подготовки проектной работы вся ответственность за нее ложится на ученика как индивида, и как члена проектной группы. Главное здесь, что не учитель, а ученик определяет, что будет включать проект и какова будет форма его презентации [7, с.19].
Чернобай
С.Б полагает, что проектная работа
стимулирует речевую
Галиулина Т.Н. думает, что метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное. Практически все проектные работы направлены на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен [3, с.19].
Одной
из главных особенностей проектной
деятельности является ориентация на
достижение конкретной практической цели
– наглядное представление
Метод проектов по Шелавиной И. Н. предполагается по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализаций результатов [31, с.38].
Павленко И.Н выделил основные требования к использованию метода проектов:
1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2) Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
3) Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
4) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
5) Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы.
Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его:
1) Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
2) Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
3) Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
4) Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
5) Защита проектов (гипотеза решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;
6) Выявление новых проблем [20, с.17].
Пассов Е.И. считает, что в курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться п процессе работы над темой программы [21, с.30].
Рассмотрим
общедидактическую типологию
1) Доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. п.;
2) Предметно-
3) Характер координации проекта: с открытой явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);
4) Характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;
5) Количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
6) Продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них [22, с.194].
Кочетурова Н.А. полагает, что проектная технология является действенным инструментом формирования учебно-познавательной компетенции учащихся как неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции, что указано в федеральном компоненте государственного стандарта по иностранным языкам. Учебно-воспитательная компетенция требует успешного функционирования комплекса специальных умений. Среди них важное место отводится умению активно участвовать в проектной деятельности, требующей не только селективного поиска иноязычной информации, но и адекватного представления на изучаемом иностранном языке реалий родной культуры, в том числе и регионального характера [10,с.18].
Борисова Е.М. считает, что основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами. Вот почему к методу проектов обращаются на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки ИЯ в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решатся действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия [1, с.12].
В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний [11, с. 18].
Таким образом, использование метода проектов является одним из условий развития коммуникативных умений учащихся на уроках английского языка, так как:
1.
Проектирование – это
2.
Практически все проектные
3. Проектная работа стимулирует не только речевую деятельность, основная идея подобного подхода к обучению ИЯ заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами (Борисова Е.М.).
4.
В обучении английскому языку
метод проектов предоставляет
возможность учащимся
ГЛАВА
2. Использование метода
проектов для РАЗВИТия
коммуникативных умений
говорения учащихся 9
класса на уроках английского
языка
2.1. Уроки с использованием метода проектов для развития коммуникативных умений говорения учащихся 9-го класса (на примере темы «The National Art Museum» по УМК «New Millennium»)
Тема проекта: «The National Art Museum in Yakutsk».
Цель проекта: формирование у учащихся умений и навыков проектной деятельности на уроке английского языка и развитие коммуникативных умений говорения.
Задачи проекта:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Для работы над проектом класс делится на 2 рабочие группы, выбирается лидер, корреспондент, проектировщик, программист, творческий человек, определяется тема проекта участниками групп. В ходе работы над проектом учащимся необходимо ответить на вопрос «Что мы можем рассказать иностранному другу о Национальном художественном музее»? Предварительная работа учителя заключается в усиленной проработке соответствующей лексики, привлечения дополнительной литературы. В ходе работы над проектом учителю необходимо обучать учащихся анализировать, систематизировать и сопоставлять собранную из разных источников информацию. В ходе дальнейшей работы учащиеся обсуждают ценность собранного материала. Результатами работы группы являются: индивидуальное сочинение о впечатлениях, полученных во время экскурсии в музее; презентация Power Point, в котором отражается информация о музее; интервью, которое ученики взяли у посетителя музея или работника музея; схема-план музея, который поможет ориентироваться в здании музея; творческое задание, связанное с музеем, которое ученики сами придумывают.