Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………………................................................................................6
1.1.Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2.Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..11
1.3. Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………14
Выводы по главе I………………………………………………………………..18
Глава II. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………..19
2.1.Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………………………....19
2.2. Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..26
2.3. Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента……………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
Высокий уровень – 0 детей (0%);
Средний уровень – 5детей (50%);
Низкий уровень – 5детей (50%).
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
0 |
50 |
50 |
№ | Имя ребенка | Кол-во набранных баллов | Уровень экологического отношения к миру природы |
1 | Олег |
3 | н |
2 | Арина |
10 | с |
3 | Данил |
6 | н |
4 | Илья |
5 | н |
5 | Полина |
9 | с |
6 | Азамат |
4 | н |
7 | Руслан |
4 | н |
8 | Эдик |
8 | с |
9 | Ирина |
8 | с |
10 | Лиза |
7 | н |
Высокий уровень – 0 детей (0%);
Средний уровень – 4 детей (40%);
Низкий уровень
– 6 детей (60%).
Таблица
14 - Анализ результатов по методике.
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
0 |
40 |
60 |
Анализируя результаты проведенной методики,
можно сделать вывод о том, что показатель
экологического отношения к миру природы
детей старшего дошкольного возраста
остался на низком уровне, но у детей изменилось
отношение к миру природы в лучшую сторону.
Дети стали более внимательно относиться
к миру природы.
Исходя из проведенного исследования на контрольном этапе эксперимента, сделаем сравнительный анализ уровня развития экологических знаний старших дошкольников, рассчитав средний балл по группе и полученные результаты отразила в таблице.
№ |
Имя ребенка |
Оценка в баллах |
Уровень развития знаний о животных |
Оценка в баллах |
Уровень развития знаний о растительном мире |
Оценка в баллах |
Уровень экологического отношения к миру природы |
1 |
Олег |
5 |
н |
6 |
н |
3 | н |
2 |
Арина |
10 |
с |
9 |
с |
10 | с |
3 |
Данил |
11 |
с |
8 |
с |
6 | н |
4 |
Илья |
5 |
н |
5 |
н |
5 | н |
5 |
Полина |
9 |
с |
6 |
н |
9 | с |
6 |
Азамат |
4 |
н |
7 |
н |
4 | н |
7 |
Руслан |
5 |
с |
9 |
с |
4 | н |
8 |
Эдик |
7 |
н |
8 |
с |
8 | с |
9 |
Ирина |
8 |
с |
6 |
н |
8 | с |
10 |
Лиза |
8 |
с |
8 |
с |
7 | н |
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента показывает, что независимо от того, что уровень развития экологических знаний у детей остался на низком уровне, но все-таки объем знаний о животных и о растениях увеличился. Кроме того, в процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание большинства детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга.
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Констатирующий |
0 |
17 |
83 |
Формирующий |
0 |
30 |
70 |
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что уровень развития экологических знаний детей старшего дошкольного возраста повысился. Особую заботу дети стали проявлять за обитателями Уголка природы. Большинство детей, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в Уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумные рыбки.
На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых.
Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
В ходе констатирующего эксперимента я определила критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников, подобрала диагностический материал и оборудование и провела диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, мною была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.
Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших дошкольников в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился.
Разработанный мною комплекс мероприятий
по повышению уровня экологической воспитанности
старших дошкольников на занятиях и в
повседневной жизни показал свою эффективность:
уровень экологических знаний и экологически
правильного отношения к миру природы
дошкольников повысился.
Проблема экологического
Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания.
Для каждой формы выделены основные критерии
эффективности: массовость, стабильность,
умение применять экологические знания.
Показателями воспитанной личности служат:
экологические знания, умения, практические
результаты, которые выражаются в выполнении
учащимися общественно-полезной работы
по охране природы. Они позволяют выявить
природные связи и основные этапы изучения
природы.
Список
использованных источников