Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………………................................................................................6
1.1.Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2.Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..11
1.3. Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………14
Выводы по главе I………………………………………………………………..18
Глава II. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………..19
2.1.Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………………………....19
2.2. Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..26
2.3. Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента……………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

моя Курсовая..doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Высокий уровень  – 0 детей (0%);

Средний уровень  – 5детей (50%);

Низкий уровень  – 5детей (50%).

Таблица 12 - Анализ результатов по методике.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0

50

50

      Проанализировав результаты исследования, я пришла к выводу, что уровень развития знаний о растительном мире детей старшего дошкольного возраста повысился и в процессе беседы с детьми было отмечено, что объем знаний о растениях несколько увеличился.

Таблица 13- Результаты методики диагностирующей уровень экологического отношения к миру природы детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента.

     

Имя ребенка Кол-во набранных баллов Уровень экологического отношения  к миру природы
1

Олег

3

н

2

Арина

10

с

3

Данил

6

н

4

Илья

5

н

5

Полина

9

с

6

Азамат

4

н

7

Руслан

4

н

8

Эдик

8

с

9

Ирина

8

с

10

Лиза

7

н

 

Высокий уровень – 0 детей (0%);

Средний уровень  – 4 детей (40%);

Низкий уровень  – 6 детей (60%).  

Таблица 14 - Анализ результатов по методике. 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0

40

60

 

      Анализируя результаты проведенной методики, можно сделать вывод о том, что показатель экологического отношения к миру природы детей старшего дошкольного возраста остался на низком уровне, но у детей изменилось отношение к миру природы в лучшую сторону. Дети стали более внимательно относиться к миру природы.  
 

Исходя  из проведенного исследования на контрольном  этапе эксперимента, сделаем сравнительный  анализ уровня развития экологических  знаний старших дошкольников, рассчитав  средний балл по группе и полученные результаты отразила в таблице.

Таблица 15 - Результаты исследования уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на контрольном этапе эксперимента.

Имя ребенка

Оценка  в баллах

Уровень развития знаний о  животных

Оценка  в баллах

Уровень развития знаний о растительном мире

Оценка  в баллах

Уровень экологического отношения  к миру природы

1

Олег

5

н

6

н

3

н

2

Арина

10

с

9

с

10

с

3

Данил

11

с

8

с

6

н

4

Илья

5

н

5

н

5

н

5

Полина

9

с

6

н

9

с

6

Азамат

4

н

7

н

4

н

7

Руслан

5

с

9

с

4

н

8

Эдик

7

н

8

с

8

с

9

Ирина

8

с

6

н

8

с

10

Лиза

8

с

8

с

7

н

Средний балл по группе: 7,2- н;    7,2- н;   6,4- н.

       Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента показывает, что независимо от того, что уровень развития экологических знаний у детей остался на низком уровне, но все-таки объем знаний о животных и о растениях увеличился. Кроме того, в процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание большинства детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга.

    1. Сравнительный анализ результатов  контрольного и формирующего эксперимента.

  Таблица 16- Сравнительные данные по уровню развития экологических знаний детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.

 

Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий

0

17

83

Формирующий 

0

30

70

      Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что уровень развития экологических знаний детей старшего дошкольного возраста повысился. Особую заботу дети стали проявлять за обитателями Уголка природы. Большинство детей, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в Уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумные рыбки.

      На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Во время  прогулок и экскурсий дети стали  проявлять большой интерес к  жизни птиц и насекомых.

      Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Заключение

 

        На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

       

      Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

       

        В ходе констатирующего эксперимента я определила критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников, подобрала диагностический материал и оборудование и провела диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.

      

         На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, мною была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.

       Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших дошкольников в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился.

       Разработанный мною комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников повысился.  

        Проблема экологического воспитания  и образования существовала, и  будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

        Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания.

        Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания.  

        Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

  1. Артемова  Л.В. Окружающий мир в дидактических  играх дошкольников. – М.. 1992.
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб: НОУ «Союз», 2005. – 103 с.
  3. Богуславская З.М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры» - в книге «Психология и педагогика игры дошкольника», М., 1966.
  4. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.
  5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 192с., ил.
  6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж, 2004
  7. Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение, 1991.
  8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/Сост. А.К.
  9. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М, 1984. – 312 с.
  10. Живая душа природы. Этические беседы по экологии для детей дошкольного возраста. – Мозырь, 2001.
  11. Журнал "Дошкольное воспитание", № 7, 2005.
  12. Журнал «Пралеска» № 8, №12, 2006.
  13. Каленникова Т. Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии. - Минск: Народная асвета, 1989.
  14. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПб, 1998.
  15. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», М., Просвещение, 1982.
  16. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М: Просвещение, 2001. – 352 с.
  17. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в дошкольном возрасте. – М., 2001. – 214 с.
  18. Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - № 4. - 2004. – С. 12-16.
  19. Николаева Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников Н. Николаева. М.: Мозаика Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. 120 с.
  20. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная психология). – М.: Просвещение, 2002. – 374 с.
  21. Панько Е.А. и др. Пралеска: программа дошкольного образования. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.
  22. Панько Е.А. и др. Работаем по программе «Пралеска». – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.
  23. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. - М., Просвещение, 1999. – 314 с.
  24. Стреха Е.А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 80 с.
  25. Реймер Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник/Н.Ф. Реймер. М.: Просвещение, 1992.- 384 с.
  26. Удальцова. Дидактические игры. М. 1967. Пособие для студентов заочников дошкольных факультетов педагогического института.
  27. Фокина В. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. – С. 5-10.
  28. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Учпедгиз, 1999. – 321 с.

Информация о работе Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников