Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………………................................................................................6
1.1.Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2.Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..11
1.3. Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………14
Выводы по главе I………………………………………………………………..18
Глава II. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………..19
2.1.Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………………………....19
2.2. Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..26
2.3. Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента……………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

моя Курсовая..doc

— 306.50 Кб (Скачать)

       Формирование знаний об окружающем мире в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого. 

       Для проведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов:  

    • Игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования),
 
    • Словесных (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое);
 
    • Наглядных (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового  материала, показ игровых действий).
 

     Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности. 

       Целью экологического образования является, становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие, - направлены на формирование и развитие экологического сознания личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников. 

    1. Опытно-экспериментальная  работа по выявлению  уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.
 

Констатирующий  эксперимент. 

      Работа воспитателя многогранна. В процессе работы с детьми использую различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей. 

       Хотелось бы заметить, что работа по экологическому воспитанию детей следует рассматривать как одно из направлений работы воспитателя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении является важной и актуальной на современном этапе развития человечества, учитывая сложившуюся экологическую обстановку, которая стала результатом разрушительной деятельности человека, что привело к нарушению хрупкого равновесия в экосистеме. 

         В экологическом образовании  дошкольника есть важный момент - проведение диагностики экологической  воспитанности ребенка, которую считаю важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка, т. к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей (необходимо знать его Зону актуального развития (т.е. то, что ребенок может сделать сейчас и сам без помощи взрослого) и Зону ближайшего развития (то, что он пока сам сделать не может, но стремиться и со временем научиться это делать самостоятельно) для более эффективной и направленной работы), но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы. 
 
 
 

        Опытно-экспериментальную работу я проводила на базе ДУ «Детские-ясли-сад №424».  

         В ходе коррекционно-развивающего обучения с детьми проводились занятия по направлениям «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Социальное развитие и ознакомление с окружающим». Эти занятия носят интегрированный характер по тем задачам, которые на них решаются, по уровню постановки целей и методическому оснащению. Однако при планировании таких занятий должны быть четко определены специфические задачи по каждому направлению. Например, при рассмотрении темы «Фрукты. Яблоко» целью ознакомления с этим объектом является расширение и уточнение чувственного опыта детей (дети должны ощутить, что яблоко круглое, сладкое, красное или зеленое, гладкое). Дети должны осуществить выбор яблока среди группы фруктов; зафиксировать в слове воспринятые свойства объекта.  

         Обследование уровня развития экологических знаний детей старшего дошкольного возраста проводилось по методическому пособию С. Николаевой «Экологические вспомогательные игры в природе». Пособие отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы - растений и животных.

          Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

         Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня развития экологических знаний у старших дошкольников.

        

         Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить  критерии уровня развития экологических знаний старших дошкольников с нарушением интеллекта;

2) подобрать  диагностический материал и оборудование;

3) провести  диагностику уровня развития  экологических знаний у детей  старшего дошкольного возраста  с нарушением интеллекта.  
 
 

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к живой природе;
  • во-вторых, ознакомление детей с природой, в  основе которого должен лежать экологический  подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии

       Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой природе.

Отсюда  следует, что диагностику экологической  воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.  

       Критерии сформированности экологических знаний о живой природе:

1) знания  о мире животных;

2) знания  о растительном мире.

Методика 1. Представители мира животных

    

      Направлена на определение характерных особенностей представителей мира животных.

Таблица 1 - Результаты методики, диагностирующей уровень развития знаний о животных детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе.

Имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень развития знаний о  животных

1

Олег

4

н

2

Арина

8

с

3

Данил

8

с

4

Илья

3

н

5

Полина

8

с

6

Азамат

5

н

7

Руслан

8

с

8

Эдик

8

с

9

Ирина

5

н

10

Лиза

8

с

Высокий уровень- 0 детей (0 %);

Средний уровень  – 6 детей (60 %);

Низкий уровень  – 4 детей ( 40%).

Таблица 2 - Анализ результатов по методике

высокий

средний

низкий

0

60

40

        Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что развитие представлений о животных у 40% детей в группе находится на низком уровне. Эти дети часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не аргументируют свой выбор. Не соотносят представителей фауны со средой обитания. Затрудняются назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняются, а если и отвечают, то в основном неверно. Не проявляют интереса и не выражают свое отношение к животным, птицам и насекомым.

       В связи с этим детям с низкими показателями уровня развития представлений о животных необходимо провести коррекционные занятия.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методика 2. Представители мира растений

Направлена  на определение характерных особенностей растительного мира.

Таблица 3 - Результаты методики диагностирующей уровень развития знаний о растительном мире детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента.

Имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень развития знаний о  растительном мире

1

Олег

2

н

2

Арина

8

с

3

Данил

8

с

4

Илья

4

н

5

Полина

7

н

6

Азамат

1

н

7

Руслан

3

н

8

Эдик

8

с

9

Ирина

5

н

10

Лиза

8

с

Высокий уровень – 0 детей (0%);

Средний уровень  – 4 детей (40%);

Низкий уровень  – 6 детей (60%).

Таблица 4 - Анализ результатов по методике

     Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0

     40

60

        Исходя из табличных и графических данных, нами были выявлены следующие результаты: 60% детей имеют низкий уровень представлений о растительном мире. Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы; не может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор, а также затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями и не сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями.

 

Методика 3. Экологическое отношение к миру природы.

Методика направлена на определение экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам.

Таблица 5 - Результаты методики диагностирующей уровень экологического отношения к миру природы детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента.

Имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень отношения к миру природы

1

Олег

1

н

2

Арина

8

с

3

Данил

4

н

4

Илья

3

н

5

Полина

8

с

6

Азамат

3

н

7

Руслан

2

н

8

Эдик

8

с

9

Ирина

5

н

10

Лиза

4

н

Информация о работе Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников