Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………………................................................................................6
1.1.Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2.Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..11
1.3. Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………14
Выводы по главе I………………………………………………………………..18
Глава II. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………..19
2.1.Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………………………....19
2.2. Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..26
2.3. Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента……………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в тоже время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему – красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при играх с природным материалам и также при создании поделок из природного материала.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.
Игры с природным материалом требуют от ребенка ловких действий, и если в начале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкость, точности в выполнении действий.
Большое влияние оказывают игры с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Поделки из природного
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время игр, изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе игры, создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незабываемые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой- нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
Игры с природным материалом способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: её изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе игр с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
В процессе общения с природой в игровой форме, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; желание участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность природы каждого объекта, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребёнка – не просто интересное времяпровождение, она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств.
В своей работе используем игры экологического содержания: настольно – печатные «Зоологическое лото», «Четыре времени года» и т.д.; словесные игры «Что за птица?», «Съедобное – несъедобное» и т. д.; подвижные игры природоведческого характера «Солнышко и дождик», «Мыши и кот» и т.д.; творческие игры природоведческого содержания. Основная особенность творческих игр: они организуются по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.
Самостоятельный характер творческих игр не дает нам возможности использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.
В группе созданы условия экологизации различных видов деятельности ребёнка (для самостоятельных игр с природным материалом), уголок природы, календарь погоды, книги природоведческого содержания, атрибуты для разных видов игр, альбомы «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Овощи и фрукты» и т.д.
Цель пособия Молодовой Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» - помочь педагогам осуществлять воспитание у детей экологической культуры. Для доступного объяснения экологических проблем в содержание занятий включены разнообразные игры, большой литературный и фольклорный материал. Основная задача данного пособия – помочь педагогам осуществлять экологическое воспитание детей в дошкольном, а затем и в школьном возрасте.
Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны.
Под экологическим воспитанием детей понимают прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
Наиболее полно реализовать экологическую учебно-педагогическую деятельность в дошкольных учреждениях позволяют наглядно-образные и эмоциональные методы работы. Этим требованиям отвечают дидактические игры, являющиеся ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
В игре ребенок не только уточняет и закрепляет
полученные знания, но и эмоционально
переживает знакомые явления и ситуации,
у него возникает потребность воздействовать
на окружающий мир. Знания, приобретенные
путем игры, направляемой педагогом, помогают
сформировать у детей правильное "миропредставление",
включающее его в окружающий мир не как
хозяина, а как участника естественного
процесса. Важно, что в процессе дидактических
игр в комплексе могут решаться задачи
эколого-эстетического, умственного, нравственного
воспитания, всестороннего развития детей;
игра является важным средством воспитания
моральных чувств и представлений, нравственных
поступков и культуры поведения.
Игра — это такой вид
Объектами здесь являются
Субъектами игры здесь
Под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца был проведен ряд важных экспериментальных исследований Л. С. Славиной (1948), З. В. Мануйленко (1948), Я. 3. Неверович (1948), А. В. Черковым (1949), 3. М. Богуславской (1955), которые продвинули понимание игры.
Основное внимание Эльконина было сосредоточено, во-первых, на выяснении исторического происхождения детской игры; во-вторых, на раскрытии социального содержания игры как ведущего типа деятельности детей дошкольного возраста; в-третьих, на проблеме символизма и соотношения предмета, слова и действия в игре; наконец, на общетеоретических вопросах и критическом рассмотрении существующих теорий игры.
Разработка психологической теории детской игры, начиная с работ Л. С. Выготского и до сегодняшнего дня, проходила в органической связи с исследованиями по общим вопросам психологии и теории развития психики ребенка. Теоретические и экспериментальные исследования, в первую очередь А. Н. Леонтьева, Л. В. Запорожца и П. Я. Гальперина, становились органической частью исследований по психологии игры.
А. Н. Леонтьев в одной из наиболее ранних публикаций, посвященных дальнейшей разработке теории игры, выдвинутой Л. С. Выготским, предложил гипотетическое решение этого вопроса. По мысли А. Н. Леонтьева, суть дела заключается в том, что «предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят уже не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, но это также и предметы действия взрослых, с которыми ребенок еще не в состоянии фактически действовать, которые для него еще физически недоступны.
Таким образом, в основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает теперь перед ним как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития»
«Для ребенка на этой ступени его психического развития, — продолжает А. Н. Леонтьев, — еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, и поэтому осознание выступает у него прежде всего в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий его мир, — это ребенок, стремящийся действовать в этом мире.
Поэтому ребенок в ходе
Ребенок в раннем детстве весь
поглощен предметом и