Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………………................................................................................6
1.1.Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2.Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..11
1.3. Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………14
Выводы по главе I………………………………………………………………..18
Глава II. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………..19
2.1.Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………………………....19
2.2. Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..26
2.3. Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента……………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

моя Курсовая..doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Высокий уровень  – 0 детей (0%);

Средний уровень  –3 детей (30%);

Низкий уровень  – 7 детей (70%).

Таблица 6 - Анализ результатов по методике

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0

30

70

      Анализ данных по данной методике показал, что 70% детей имеют низкий уровень экологического отношения к миру природы. Они затрудняются отвечать на поставленные вопросы. Не имеют представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы и не понимают взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений и с трудом выражают свое отношение к проблеме.

         Исходя из проведенного исследования на констатирующем этапе эксперимента сделаем сравнительный анализ уровня развития экологических знаний старших дошкольников, рассчитав средний балл по группе и полученные результаты отразим в таблице. 

Таблица 7 - Результаты исследования уровня экологических  знаний детей старшего дошкольного  возраста на констатирующем этапе эксперимента.

Имя ребенка

Оценка  в баллах

Уровень развития знаний о  животных

 
Оценка  в баллах

Уровень развития знаний о  растительном мире

Оценка  в баллах

Уровень отношения к миру природы

1

Олег

4

н

2

н

1

н

2

Арина

8

с

8

с

8

с

3

Данил

8

с

8

с

4

н

4

Илья

3

н

4

н

3

н

5

Полина

8

н

7

н

8

с

6

Азамат

5

н

1

н

3

н

7

Руслан

8

н

3

н

2

н

8

Эдик

8

с

8

с

8

с

9

Ирина

5

н

5

н

5

н

10

Лиза

8

с

8

с

4

н

Средний балл по группе: 6,5- н;   5,4- н;    4,6- н.

     На основании исследования на констатирующем этапе эксперимента мы пришли к выводу, что:

1. Уровень  знаний дошкольников о мире животных – 6,5 балла.

2. Уровень  знания о растительном мире – 5,4балла

3.Дошкольники   показали низкий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы – 4,6 балла.

      Таким образом, проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента показывают, что уровень сформированности экологических знаний у детей находится на низком уровне, поэтому детям необходима коррекционная помощь педагогов в повышении уровня экологических знаний.

    1. Создание  педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.

      Работая с картотекой дидактических игр, педагогу необходимо соблюдать следующие правила:

1. Внимательно  прочитать тему и цель, соотнести  с последовательностью вопросов и описанием игры уровнем развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

2. Изучить  описание, оценить его с точки  зрения образовательных, воспитательных  позиций, применимости в данных  условиях.

3. Проявить  творчество, внимание к каждому действию, и, конечно, результату.  

      Старшие дошкольники под руководством педагога овладевают не только фактами, но и достаточно лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы и наблюдать за ними.  

      Методические рекомендации для воспитателя, для формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение и беседа с детьми.

       Приступая к разработке комплекса мероприятий на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников, педагогу необходимо изучить программу по экологическому воспитанию.

       При составлении комплекса занятий  в ДОУ и самостоятельной деятельности  дошкольников учитывались результаты по каждой из методик констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения.

       В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению необходимо использовать интегрированный подход, при взаимосвязи занятий, игр, наблюдений, бесед на прогулке, экскурсии в природу, праздник.

       Большое значение придается исследовательской  деятельности детей - проведению  опытов, наблюдений. В процессе обучения обращается внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

        Большое внимание уделялось общению  детей с природой: с деревьями,  птицами, насекомыми. Нельзя привить  эмоциональное отношение к природе  по книгам и рисункам. Общение  с природой - это новый вид деятельности  в детском саду. Именно общение  с природой позволяет развить у детей положительно-эмоциональное отношение к растениям и животным, развивать нравственные и эстетические чувства.

       Уголок природы может сыграть в этом важную роль, так как его обитатели постоянно находятся рядом с детьми. Детей надо научить общаться с ними: почаще подходить и смотреть на них; говорить им добрые приятные слова, не ожидая ответа; животных называть по кличке, предлагать им корм с руки; млекопитающих поглаживать, почесывать, брать осторожно в руки. Во всех возрастных группах воспитатель, прежде всего, сам демонстрирует правильное общение с обитателями уголка природы, хвалит ребят, у которых это получается. Время от времени уточняет: растения и животные - не люди, разговаривать и отвечать словами не могут, но им нравится, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают.

     

        Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

       

        Прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и беседа с детьми.

Главное в такой прогулке: 

1. Выбрав  маршрут, сделать рисунок, чертеж, отметив места наблюдений, рассматривания  живых объектов.

2. Разносторонние  знания воспитателя, о растениях,  насекомых, деревьях, а также органично  введенные в рассказ правила взаимоотношения человека с природой.

3. Умение  показать, задержать внимание детей,  заинтересовать выбранным объектом.

4. Объектами  экологической тропы могут быть: памятники природы -редкие для  данной местности растения; лекарственные  травы, специально выращенные на участке; уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе; питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы; участок для труда - уголок со столами, скамейками с навесом от солнца и дождя для изготовления сувениров из природного материала.

5. Прогулка  по экологической тропе должна  побудить каждого ребенка задавать  свои «почему», а значит пробудить  интерес к неизведанному или  же открыть новое в уже известном. 

       Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (дидактические игры экологического содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам живой природы. 

       После разработки комплекса мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников и апробации разработанного нами комплекса на дошкольниках,  провели контрольный эксперимент.

       Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.

      Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Таблица 9 - Результаты методики, диагностирующей уровень развития знаний о животных детей старшего дошкольного возраста с на контрольном этапе эксперимента.

Имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень развития знаний о  животных

1

Олег

5

н

2

Арина

10

с

3

Данил

11

с

4

Илья

5

н

5

Полина

9

с

6

Азамат

4

н

7

Руслан

5

с

8

Эдик

7

н

9

Ирина

8

с

10

Лиза

8

с

Высокий уровень  – 0 детей (0%);

Средний уровень  – 6 детей (60%);

Низкий уровень  – 4 детей (40%).

Таблица 10 - Анализ результатов по методике 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0

60

40

      Проанализировав полученные результаты, я пришла к выводу, что уровень развития представлений о животных у детей в группе повысился.

Таблица 11 - Результаты методики диагностирующей уровень развития знаний о растительном мире детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента.

Имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень развития знаний о растительном мире

1

Олег

6

н

2

Арина

9

с

3

Данил

8

с

4

Илья

5

н

5

Полина

6

н

6

Азамат

7

н

7

Руслан

9

с

8

Эдик

8

с

9

Ирина

6

н

10

Лиза

8

с

Информация о работе Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников