Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………………................................................................................6
1.1.Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2.Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..11
1.3. Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………14
Выводы по главе I………………………………………………………………..18
Глава II. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………..19
2.1.Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………………………....19
2.2. Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..26
2.3. Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента……………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
Высокий уровень – 0 детей (0%);
Средний уровень –3 детей (30%);
Низкий уровень – 7 детей (70%).
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
0 |
30 |
70 |
Анализ данных по данной методике показал, что 70% детей имеют низкий уровень экологического отношения к миру природы. Они затрудняются отвечать на поставленные вопросы. Не имеют представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы и не понимают взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений и с трудом выражают свое отношение к проблеме.
Исходя из проведенного исследования
на констатирующем этапе эксперимента
сделаем сравнительный анализ уровня
развития экологических знаний старших
дошкольников, рассчитав средний балл
по группе и полученные результаты отразим
в таблице.
№ |
Имя ребенка |
Оценка в баллах |
Уровень развития знаний о животных |
Оценка в баллах |
Уровень развития знаний о растительном мире |
Оценка в баллах |
Уровень отношения к миру природы |
1 |
Олег |
4 |
н |
2 |
н |
1 |
н |
2 |
Арина |
8 |
с |
8 |
с |
8 |
с |
3 |
Данил |
8 |
с |
8 |
с |
4 |
н |
4 |
Илья |
3 |
н |
4 |
н |
3 |
н |
5 |
Полина |
8 |
н |
7 |
н |
8 |
с |
6 |
Азамат |
5 |
н |
1 |
н |
3 |
н |
7 |
Руслан |
8 |
н |
3 |
н |
2 |
н |
8 |
Эдик |
8 |
с |
8 |
с |
8 |
с |
9 |
Ирина |
5 |
н |
5 |
н |
5 |
н |
10 |
Лиза |
8 |
с |
8 |
с |
4 |
н |
На основании исследования на констатирующем этапе эксперимента мы пришли к выводу, что:
1. Уровень знаний дошкольников о мире животных – 6,5 балла.
2. Уровень знания о растительном мире – 5,4балла
3.Дошкольники показали низкий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы – 4,6 балла.
Таким образом, проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента показывают, что уровень сформированности экологических знаний у детей находится на низком уровне, поэтому детям необходима коррекционная помощь педагогов в повышении уровня экологических знаний.
Работая с картотекой дидактических игр, педагогу необходимо соблюдать следующие правила:
1. Внимательно прочитать тему и цель, соотнести с последовательностью вопросов и описанием игры уровнем развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
2. Изучить
описание, оценить его с точки
зрения образовательных,
3. Проявить
творчество, внимание к каждому действию,
и, конечно, результату.
Старшие дошкольники под руководством
педагога овладевают не только фактами,
но и достаточно лежащими в основе природных
явлений в том случае, если перед детьми
поставлены интересные и понятные задачи,
и обеспечивается возможность действовать
с объектами природы и наблюдать за ними.
Методические рекомендации для воспитателя, для формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение и беседа с детьми.
Приступая к разработке комплекса мероприятий на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников, педагогу необходимо изучить программу по экологическому воспитанию.
При составлении комплекса
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению необходимо использовать интегрированный подход, при взаимосвязи занятий, игр, наблюдений, бесед на прогулке, экскурсии в природу, праздник.
Большое значение придается
Большое внимание уделялось
Уголок природы может сыграть в этом важную роль, так как его обитатели постоянно находятся рядом с детьми. Детей надо научить общаться с ними: почаще подходить и смотреть на них; говорить им добрые приятные слова, не ожидая ответа; животных называть по кличке, предлагать им корм с руки; млекопитающих поглаживать, почесывать, брать осторожно в руки. Во всех возрастных группах воспитатель, прежде всего, сам демонстрирует правильное общение с обитателями уголка природы, хвалит ребят, у которых это получается. Время от времени уточняет: растения и животные - не люди, разговаривать и отвечать словами не могут, но им нравится, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают.
Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.
Прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и беседа с детьми.
Главное
в такой прогулке:
1. Выбрав
маршрут, сделать рисунок,
2. Разносторонние
знания воспитателя, о
3. Умение
показать, задержать внимание детей,
заинтересовать выбранным
4. Объектами
экологической тропы могут
5. Прогулка
по экологической тропе должна
побудить каждого ребенка
Большое значение придавалось ведущей
форме деятельности дошкольников - игре
(дидактические игры экологического содержания).
Развить положительные эмоции по отношению
к природе помогали игры-превращения,
направленные на возникновение у ребенка
эмпатии к животным, растениям, объектам
живой природы.
После разработки комплекса мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников и апробации разработанного нами комплекса на дошкольниках, провели контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.
Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
№ |
Имя ребенка |
Кол-во набранных баллов |
Уровень развития знаний о животных |
1 |
Олег |
5 |
н |
2 |
Арина |
10 |
с |
3 |
Данил |
11 |
с |
4 |
Илья |
5 |
н |
5 |
Полина |
9 |
с |
6 |
Азамат |
4 |
н |
7 |
Руслан |
5 |
с |
8 |
Эдик |
7 |
н |
9 |
Ирина |
8 |
с |
10 |
Лиза |
8 |
с |
Высокий уровень – 0 детей (0%);
Средний уровень – 6 детей (60%);
Низкий уровень – 4 детей (40%).
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
0 |
60 |
40 |
№ |
Имя ребенка |
Кол-во набранных баллов |
Уровень развития знаний о растительном мире |
1 |
Олег |
6 |
н |
2 |
Арина |
9 |
с |
3 |
Данил |
8 |
с |
4 |
Илья |
5 |
н |
5 |
Полина |
6 |
н |
6 |
Азамат |
7 |
н |
7 |
Руслан |
9 |
с |
8 |
Эдик |
8 |
с |
9 |
Ирина |
6 |
н |
10 |
Лиза |
8 |
с |