Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………………................................................................................6
1.1.Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2.Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..11
1.3. Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………14
Выводы по главе I………………………………………………………………..18
Глава II. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………..19
2.1.Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………………………....19
2.2. Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..26
2.3. Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента……………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

моя Курсовая..doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима  Танка» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на  тему «Использование игр с природными материалами в  процессе экологического воспитания дошкольников» 

Факультет дошкольного образования

(кафедра  общей и дошкольной педагогики) 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 3 курса, 303 группы

Факультета  дошкольного образования

Екатерина Николаевна

Научный руководитель:

Расолько  Ольга Ивановна

  
 
 
 
 
 
 

Минск 2010

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 

Глава I. Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………………................................................................................6 

1.1.Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6 

1.2.Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..11 

1.3. Особенности использования игр с природными материалами  в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………14 

Выводы по главе I………………………………………………………………..18 

Глава II. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………..19 

2.1.Опытно-экспериментальная  работа по выявлению уровня  развития использования игр с  природными материалами в процессе  экологического воспитания дошкольников……………………………………………………....19 

2.2. Создание  педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..26 

2.3. Сравнительный  анализ результатов контрольного  и формирующего эксперимента……………………………………………………………………..32 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33 

Список использованных источников…………………………………………...35 

Приложение 

  
 
 
 

Введение 

      Экологическое содержание в образовательной системе детских садов включает взаимоотношения человека и общества, взаимоотношения между людьми и окружающей социальной и природной средой.

     Установление разумных взаимоотношений человека и окружающей среды во многом зависит от формирования экологической культуры, несущей в себе эстетический аспект. Эта культура должна влиять на все стороны взаимодействия людей друг с другом и природой.

    

       Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. Это объединяет философов мира разных поколений (Демокрит, Платон, Аристотель, И.Кант, В.С.Соловьёв, В.И.Вернадский и др.).

       Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах и педагоги-классики Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцди, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский. Они подчёркивали возможность гармоничного развития личности в условиях максимального приближения к природе.

     

     В настоящее время исследования экологических проблем осуществляются в различных научных отраслях. Взаимодействие экологического, эстетического и нравственного воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе рассматривают С.Н.Глазачев, И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, Б.Т.Лихачёв, Л.П.Печко, Т.С.Комарова и др.

В основе формирования экологической культуры у детей лежит эколого-эстетическое воспитание подрастающего поколения.

     

      Дошкольный возрастной период, по признанию педагогов и психологов - это важный этап в развитии психики ребёнка, в котором закладываются основы для формирования новых психических образований. Поэтому, экологическое воспитание надо начинать с познания красоты природы. Экологическое воспитание должно нести не только научные знания об окружающем мире, но и быть обязательно эстетически окрашено. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста художественно-эстетического восприятия окружающего мира. (Исследования Т.С.Комаровой.)

     

      Использование дидактической игры в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений вызвано, прежде всего, тем, что игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Вместе с тем исследований, направленных на изучение проблемы использования дидактических игр в эколого-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста почти нет.

Знания, приобретённые путём непосредственной игры, направляемой педагогом (то есть дидактической игры), помогает сформировать у ребёнка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития.

      

      Актуальность данной работы заключается в том, что именно в дошкольном возрасте ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей, ведь именно первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Следовательно, экологическое воспитание дошкольников имеет огромное значение в дошкольном возрасте.

     

       Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.

     

       Объект исследования – экологическое воспитание дошкольников.           Предмет исследования – использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.

    

      Гипотеза исследования – использование игр с природными материалами способствует повышению уровня знаний дошкольников о неживой природе, а значит, является эффективным средством экологического воспитания дошкольников. 

В соответствии с целью и гипотезой были выделены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать особенности использования игр с природным материалом;
  2. Рассмотреть знания о неживой природе в дошкольном возрасте (группа «Почемучки»);
  3. Эмпирически проверить гипотезу.
 

Методологическую  основу исследования составили: 

  1. положения педагогов и психологов о формировании личности ребёнка в процессе воспитания и обучения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец и др.);
 
  1. положения современной теории игры, включающие обоснование педагогического значения игры при ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающей средой и их развитии (Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская, Н.Я.Михайленко, АЛ.Усова, А.К.Бондаренко и др.);
 
  1. положение психологии и педагогики о значении формирования эстетического восприятия действительности в развитии личности ребёнка (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.ПЛеонтьев, Н.КВолков, Н.П.Сакулина, С.Л. Рубенштейн, Л.А.Венгер, Т.С.Комарова и др.);
 
  1. положения о роли дидактической игры в процессе воспитания и обучения дошкольников (А.П.Усова, Е.И.Тихеева, А.И.Сорокина, Л.В.Артёмова, Т.С.Комарова, Г.Г.Григорьева, Н.Я.Михайленко и др.)
 

    Для решения задач  исследования применялись  следующие методы: 

  1. Изучение  и анализ теоретической литературы по философии, психологии и     педагогике, рассматривающей игровую деятельность, её значение в формировании личности ребенка.
  2. Констатирующее наблюдение;  
  3. Опытно - экспериментальная работа с детьми;
  4. Диагностические методы исследования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников 

    1. Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе.
 

    Игра как некое социальное явление, как средство воспитания и обучения сегодня привлекает внимание почти всех современных учёных, психологов, педагогов. Опираясь на исследования учёных и специалистов в этих областях, рассмотрим как при помощи дидактической игры, можно объяснить ребёнку явления окружающего мира, сформировать эстетическое восприятие окружающего.

  

     Использование дидактической игры для обогащения экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

  1. о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
  2. о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
  3. о человеке как части живой природы;
  4. о культуре поведения в природе.

Повышение интереса к дидактической игре и  природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введению элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций. 

При проведении дидактических  игр необходимо учитывать  следующее:

  • у дошкольников должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;
  • игры лучше проводить в естественной среде;
  • дидактические игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5- 7 человек). Это позволяет налаживать тесный эмоциональный контакт с дошкольниками, вызывать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться с одной стороны, а с другой- препятствует утомляемости, не задерживает ход игры.
  • игры направленные на развитие эмоционального отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности старших ребят.
 

      Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережливого, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

       Чтобы дети не были гостями  в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства.

    

Информация о работе Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников