Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………………................................................................................6
1.1.Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2.Психологические механизмы использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..11
1.3. Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………14
Выводы по главе I………………………………………………………………..18
Глава II. Пути и средства использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………..19
2.1.Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников……………………………………………………....19
2.2. Создание педагогических условий для использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников………..26
2.3. Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента……………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

моя Курсовая..doc

— 306.50 Кб (Скачать)

     Обобщенность и сокращенность  игровых действий является симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны деятельность.  

   

       Л. И. Божович (1951) показала, что к концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы. Эти мотивы приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Для ребенка это и есть путь к взрослости.

        Игра же выступает как деятельность, имеющая ближайшее  отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Те тенденции, на которые указывал ряд авторов как на лежащие в основе возникновения игры, в действительности являются результатом развития в дошкольном возрасте, и особое значение при этом имеет ролевая игра.

      Значение игры не ограничивается  тем, что у ребенка возникают  новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно  окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.   

      Игра - наиболее естественный и радостный вид  деятельности. Подбираются игры в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особенности использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников.
 

      Огромное внимание в ДОУ уделяется экологическому воспитанию дошкольников.

       Природа по-прежнему влечет ребенка, выступает значимой средой для развития и проявления его физических и психических сил. Уму и сердцу подросшего, теперь уже дошкольника, открывается ранее неведомое в ней, зарождается глубокое и важное чувство — сопереживание живой природе, эмпатия, которая укрепляет корни познания окружающей природы.

      «Почемучка» узнает и о себе — он не просто глубже знакомится со своим организмом, а учится сохранить его, укреплять. Он познает, что человек тесно связан с природой, так как сам является ее частью.

       Знакомство ребенка с природой, взаимодействие с ней базируются преимущественно на чувственной основе (особенно в начале дошкольного периода). Однако к процессу ее познания все чаще «подключается», мышление; чувства ребенка по отношению к природе углубляются. Они становятся более «умными». Возрастает объем как «стабильных»,  завершенных знаний «почемучек» о природе, так и развивающихся, гипотетических (высказывают догадки, предположения, задают познавательные вопросы). Возрастает «аппетит», к их приобретению. От взрослых в решающей степени зависит, будет ли ребенок чувствовать свое неразрывное единство с миром природы, возникнет ли у него доверие к нему, или с детства человек решит, что ему все дозволено в природе и станет ее уничтожать, либо по безразличию либо по невежеству или из страха.

       Поможем же нашим воспитанникам глубже познать природу, обрести гармонию с ней. 

Согласно программе «Пралеска», можно выделить следующие задачи экологического воспитания дошкольников 4-5 лет (группа «Почемучки»): 

- пробуждать  в ребенке чувство радости  от осознания себя живущим,  частью живой природы; формировать  у него основы понимания своего единства с природой;

- воспитывать  уважение, интерес и бережное  отношение к живому, умение видеть  красоту природы, желание познать  ее;

- формировать  представления об общих для  всех живых существ признаках  у человека, животных и растений (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение);

- формировать  навыки здорового образа жизни;

- формировать  представления о ярких явлениях  природы на основе восприятия  их всеми органами чувств;

- формировать  представление о роли света,  тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений, животных, человека;

- формировать  представление о целостности  и неповторимости природных сообществ,  о взаимосвязи и взаимозависимости  живой (человека, животных, растений) и неживой природы;

- развивать  умения и навыки гуманного обращения с живыми и растениями, желание заботиться о них через различные виды деятельности;

- воспитывать  у детей бережное отношение  к живым существам, к их среде  обитания, стремление оберегать  природу;

- обогащать  представления детей об объектах  неживой природы с помощью всех органов чувств; развивать, умения использовать объекты неживой природы в различных видах деятельности.

      

       Никашина Г.А. подчеркивает, что игры по обучению детей работе с природными материалами можно выделить следующие компоненты программного содержания игр, исходя из единства их педагогической направленности: 

    • содержательно-целевой  компонент игры: развивать любознательность и поисковую инициативность у  детей, их способность перевоплощаться  в образ; формировать систему знаний об окружающем мире через игровые действия, побуждать размышлять о природных явлениях и выявлять взаимосвязь элементов экосистемы; обогащать представления о реальных объектах и явлениях, их уникальности и многообразии; воспитывать эстетическое отношение к действительности через переживание ее красоты, необыденности и разнообразия.
    • обогащение активного словаря: водное пространство, аквариум, океанариум, атом, молекула, жидкость, раствор, взвесь, сила, притяжение, смачивание, энергия, атмосфера, литосфера, галактика, измерение, давление, эксперимент, емкость, кратер, вулкан, землетрясение, буря, устьица, испарение, действие, карта, глобус, эхолот, компьютер, коралл, литопс, гидропоника и др.
    • игровые действия: перевоплощение в образы исследователей (экологов, метеорологов, геологов, океанологов, биологов, спасателей, путешественников, художников, актеров, дизайнеров и т. п.):
 

      а) пространства (водного, земного, космического, воздушного);

      б) объектов и явлений окружающего жира (растений, живот

      ных, звуков, дождя, снега, воды, формы и т. д.);

      в) человека и его отношений к действительности. 

        Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Ребенок, только научившись ходить, тянется к лопатке, пытается копать снег, песок, любит играть с водой. Природные факторы близки и интересны детям. 

        К. Д. Ушинский писал: «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию … лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом … для детей лучшая игрушка – куча песка ». 

       Родители сами делают выбор, чем играет их ребенок. Можно купить приставку и усадить ребенка перед телевизором за не менее интересным для него занятием, а можно купить лопатку и ведерко и отправить на свежий воздух. 

        Благодаря своим разнообразным возможностям природные факторы во взаимодействии и объединении с готовыми игрушками способствуют возникновению всех видов игр: сенсорно-дидактических, манипуляционных, строительных, сюжетно-ролевых, подвижных. 

        Игры с природным материалом имеют неограниченный диапазон влияния на развитие личности ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам. 

        Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательной деятельности. 

        Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца. 

        Формируются лучшие нравственные качества, такие как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, уверенность в собственных силах. 

        Развивается речь, потому что в этих играх особенную роль играет рука. Рука как осязательный орган дополняет комплекс ощущений и делает представление о материалах и их свойства полнее. 

       

       Во время игры с природным материалом совершенствуются умения пользоваться игрушками-орудиями: совком, ведром, сачком т.д. Развиваются художественные способности, эстетические вкусы, фантазия, творческое воображение. 

      Некоторые из природных факторов имеют оздоровительное значение. Существует принцип «терапия песком», который предложил Кары Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Именно потребность человека «возиться» с песком и его структура подсказали великому Юнгу эту идею. 

       По мнению парапсихологов, песок впитывает негативную энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наконец игры с природным материалом дарят детям большое эмоциональное наслаждение, повышают жизненный тонус, способствуют поднятию настроения. 

      Если игры с природным материалом проходят без направлений взрослого, то часто бывают однообразными и малосодержательных. Взрослым следует знать виды игр с природным материалом, их содержание, вариативность, проявлять собственное творчество и инициативу. 

      Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. 

       В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, они узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. 

       В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок».

Забавляясь  такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.). 

      Гуляя в лесу, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения. 

Вывод по главе I. 

      Ознакомление с окружающим в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии ребенка – дошкольника. 

Информация о работе Использование игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников