Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дош

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – игры и упражнения как метод формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.

Задачи:

1) раскрыть теоретические основы темы курсовой работы;

2) показать, как могут использоваться игры и упражнения при формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

3) подобрать серию игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и

навыков самообслуживания у дошкольников

1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта…………………………………………………………..5
1.2 Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках

самообслуживания………………………………………………...10

3.Игры и упражнения как методы формирования культурно-
гигиенических навыков и навыков самообслуживания у

детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта……...14

Глава 2. Практическое применение игр и упражнений, направленных на

формирование культурно-гигиенических навыков и навыков

самообслуживания у детей дошкольного возраста с

нарушениями интеллекта

2.1Варианты игр и упражнений для формирования культурно-

гигиенических навыков и навыков

самообслуживания у детей дошкольного возраста с

нарушениями интеллекта……………………………………………..19

2.2 Конспекты занятий, направленных на формирование культурно-

гигиенических навыков и навыков

самообслуживания у детей дошкольного возраста с

нарушениями интеллекта……………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………...37

Библиография…………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 74.85 Кб (Скачать)

Нет, не понемножку — посмелей,

будем умываться веселей!»

 Эту  игру с сопровождением потешек можно включить в проведение режимных моментов. 

  • «Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.

Ход игры:

     Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво. 

  • «Найди  пару»

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т.д.». Детям предлагается помочь Маше-растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант.  

  • «День рождения»

Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.

Оборудование: гости — куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки.

Ход игры: ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью педагога готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее приготовленные на уроках труда). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Затем педагог помогает ребенку придумать пожелание для именинника. Педагог рассказывает детям о правилах поведения в гостях:

—  поздороваться, когда приходишь в гости;

—  без  приглашения не входить в комнату;

—  дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец);

—  за столом не шуметь, не брать пищу руками;

—  приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;

—  не перебивать друг друга;

—  пользоваться приборами и салфеткой во время еды; -  придвигать и отодвигать стул неслышно;

— после еды не забыть поблагодарить именинника;

— перед уходом попрощаться;

— когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола.

     Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Педагог во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей. [11; 46-48] 

  • «Волшебный  шнурок»

Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.

Оборудование: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).

Ход игры: педагог вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает. Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору) недостающие штрихи (элементы) в картинке: лестница, качели и т.д. Если у ребенка не получается выполнить действие самостоятельно, педагог совместно с ним воспроизводит эти действия. 

  • «Посади цветочки на лужок»

Цель: научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки.

Оборудование: зеленое полотно, на которое пришиты пуговицы разного цвета и разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани разного размера с прорезями в центре, соответствующими пуговицам.

Ход игры: педагог: «Давайте посадим на лужок красивые цветочки. К каждой пуговичке найди и присоедини нужный цветок. Ребенок выбирает цветок из ткани и пробует вдеть пуговицу на полотне в прорезь, если пуговица не подходит к петельке, педагог предлагает попробовать присоединить к другим пуговичкам и обращает внимание ребенка на размер петельки и пуговицы, чтобы они совпадали». Таким образом, ребенок «сажает» цветы на зеленое полотно. Взрослый хвалит ребенка по ходу игры за каждый прикрепленный цветочек. Детям нравится видеть результат своих действий. [13; 19-23] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Конспекты занятий,  направленных на  формирование культурно-

       гигиенических навыков  и навыков самообслуживания  у

     дошкольников с нарушениями интеллекта

Тема: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей» «Чистота - та же красота»

Цели:

Обучающая:

Способствовать формированию и закреплению у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Развивающая:

Развивать основы социального взаимодействия.

Воспитательная:

Воспитывать культуру дружеских отношений в  детском коллективе.

Форма проведения: встреча с родителями.

Воспитатель. Уважаемые гости! Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить о культурно-гигиенических навыках и режиме дня.

    Режим дня является основой здорового образа жизни ребёнка. Если его распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей, то правила личной гигиены, напротив, универсальны.

   Всем нам хочется, чтобы ребёнок вырос крепким, красивым, здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т.д.

   Соблюдение правил личной гигиены - непременное условие здорового образа жизни.

   Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей.

1-я  родительница. Кожа не только защищает ваш организм от жары, холода и инфекций. Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ ухода за кожей - это еженедельная баня.

Воспитатель. В правилах личной гигиены важное место отводится мерам по уходу за ногами.

2-я  родительница. Ноги необходимо мыть тёплой водой с мылом ежедневно (перед сном). После мытья их надо досуха вытереть чистым полотенцем. Во избежание заболевания ног следует чаще менять носки и не ходить в тесной обуви.

Воспитатель. Очень важно научить ребёнка правильно ухаживать за зубами и полостью рта.

3-я  родительница. Зубы необходимо чистить ежедневно утром и вечером зубная щётка должна быть яркой, привлекательной для детей. Она двигается вертикально от десны к зубам. С помощью придуманной мной сказки я приучила свою дочь чистить зубы.

Воспитатель. Тщательного ухода требуют лицо, шея и уши. У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому их надо мыть не реже двух раз в день - утром и перед сном.

   Появляется девочка, грязная, неопрятная.

1-й  ребёнок. 

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные  ладошки,

На локтях - дорожки.

Девочка.

Я на солнышке лежала,

Руки  кверху держала.

Вот они  и загорели.

2-й  ребёнок. 

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик  носа чёрный, будто закопчённый.

Девочка.

Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

3-й  ребёнок. 

Ах ты, девочка чумазая,

Ноги  в полосы измазала.

Не девочка, а зебра,

Ноги - как  у негра.

Девочка.

Я на солнышке лежала,

Пятки к  верху держала.

Вот они  и загорели.

4-й  ребёнок. 

Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем  всё до капли.

Ну-ка, дайте  мыло!

Мы её ототрём.

Воспитатель. Ребята, давайте вымоем девочку чумазую. Принесите все принадлежности. (Дети приносят) Расскажите, как нужно правильно умываться? Что было бы, если бы не было воды? (Дети отвечают) воду мы приготовили, а что нужно еще, чтобы отмыть такую грязнулю? (мыло)

5-й  ребенок (загадывает  загадку) 

Мыльной пеной пенится,

Руки  мыть не ленится.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Воспитатель. Ребята расскажите для чего нужно мыло (дети отвечают) Ну вот, теперь вода есть, мыло то же. Можно мыть нашу чумазую девочку. Да вот только, я думаю, что мылом нам не отмыть такую грязнулю. Как вы думаете, что нам еще надо.

6-й  ребенок. (загадывает загадку)

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И, пока она гуляла,

Спинка  розовою стала.

Дети. Губка

Дети моют девочку.

7-й  ребенок. 

Громко  девочка кричала,

Как увидела  мочало.

Царапалась, как кошка.

Девочка.

Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые!

Информация о работе Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дош