Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 18:45, курсовая работа
Предмет исследования – игры и упражнения как метод формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.
Задачи:
1) раскрыть теоретические основы темы курсовой работы;
2) показать, как могут использоваться игры и упражнения при формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
3) подобрать серию игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и
навыков самообслуживания у дошкольников
1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта…………………………………………………………..5
1.2 Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках
самообслуживания………………………………………………...10
3.Игры и упражнения как методы формирования культурно-
гигиенических навыков и навыков самообслуживания у
детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта……...14
Глава 2. Практическое применение игр и упражнений, направленных на
формирование культурно-гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей дошкольного возраста с
нарушениями интеллекта
2.1Варианты игр и упражнений для формирования культурно-
гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей дошкольного возраста с
нарушениями интеллекта……………………………………………..19
2.2 Конспекты занятий, направленных на формирование культурно-
гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей дошкольного возраста с
нарушениями интеллекта……………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………...37
Библиография…………………………………………………………………..38
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Шуйский
государственный педагогический университет»
Курсовая
работа на тему: «Использование игр
и упражнений в коррекционной
работе по формированию культурно-гигиенических
навыков и навыков
факультета педагогики и психологии
Приняла
Шуя
2009 г.
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и
навыков самообслуживания у дошкольников
1.2 Понятие
о культурно-гигиенических
самообслуживания……………………………………
гигиенических навыков и навыков самообслуживания у
детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта……...14
Глава 2. Практическое применение игр и упражнений, направленных на
формирование культурно-
самообслуживания у детей дошкольного возраста с
нарушениями интеллекта
2.1Варианты игр и упражнений для формирования культурно-
гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей
нарушениями интеллекта……………………
2.2 Конспекты занятий,
гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей
нарушениями интеллекта……………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
В настоящее время возрос
Очень важно приспособить
Для более полноценного
Целью курсовой работы является изучение возможностей использования игр и упражнений при формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.
Объект исследования – процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталых дошкольников.
Предмет исследования – игры и упражнения как метод формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.
Задачи:
1) раскрыть теоретические основы темы курсовой работы;
2) показать, как могут использоваться игры и упражнения при формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
3) подобрать серию игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.
При написании курсовой работы использовались методы: анализ научной литературы и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и
навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями
интеллекта
Многолетний опыт работы
Категория детей с нарушением интеллекта представляет собой разнородную группу детей, имеющих общие черты, главной из которых является психофизический дефект, обусловленный органическими нарушениями центральной нервной системы.
Для всех детей данной
Анализируя развитие детей с нарушением интеллекта с раннего возраста, специалисты отмечают, что у них снижены активность и ориентировочная деятельность, смещена система потребностей в сторону усиления примитивных, физиологических. Слабая активность, моторная недостаточность детей приводят к нарушениям в овладении ими предметными действиями.
В поведенческих реакциях
Другая группа детей демонстрируют резко противоположную форму поведения. Они чрезвычайно медлительны, нуждаются в постоянной стимуляции к деятельности, на занятиях пассивны. У пассивных детей на общем фоне поведения преобладают вялые реакции. Эти дети не обращаются с вопросами к педагогу, не пытаются дать ответ на поставленный вопрос, хотя могут правильно ответить. Во всякую деятельность они включаются лишь после того, как педагог повторит задание, дополнительно «простимулирует» ребенка в процессе выполнения задания. Такие пассивные дети в группе обычно дисциплинированны, спокойны, исполнительны. На измененные внешние условия они часто реагируют еще большей замкнутостью, уходом в себя, нередко нарастанием заторможенности, вялости, крайней стеснительностью. [6; 171-172]
В России нарушение интеллекта обычно выявляется и диагностируется рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, структура дефекта, темп и характер дальнейшего развития у каждого конкретного ребенка могут иметь значительные индивидуальные особенности.
Состояние детей с
Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по-разному. При умственной отсталости двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений, резкой замедленности их темпа, вялости, нестойкости. У детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, они затрудняются производить последовательные действия. Зачастую ребенок не может самостоятельно закончить начатое действие.
У детей с интеллектуальной недостаточностью нарушены все стороны психики: восприятие, внимание, мышление, память, речь, эмоционально-волевая сфера.
Для этих детей характерно поверхностное восприятие, т. е. восприятие предметов в целом. Они не анализируют воспринимаемый предмет, не сравнивают и не сопоставляют его с другими предметами. Это проявляется в резком контрасте между восприятием простого и несколько усложненного материала. Обиходные, привычные предметы дети воспринимают и различают достаточно хорошо. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действия у этих детей приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Привлечь внимание можно только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем либо чрезвычайно трудно.
Изучение психики детей с интеллектуальной недостаточностью показало, что логическая и механическая память у них крайне неразвиты. При запоминании связного текста характерна тенденция к улучшению результатов воспроизведения по сравнению с воспроизведением ряда не связанных между собой слов.