Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 18:45, курсовая работа
Предмет исследования – игры и упражнения как метод формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.
Задачи:
1) раскрыть теоретические основы темы курсовой работы;
2) показать, как могут использоваться игры и упражнения при формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
3) подобрать серию игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Трудности формирования культурно-гигиенических навыков и
навыков самообслуживания у дошкольников
1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта…………………………………………………………..5
1.2 Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках
самообслуживания………………………………………………...10
3.Игры и упражнения как методы формирования культурно-
гигиенических навыков и навыков самообслуживания у
детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта……...14
Глава 2. Практическое применение игр и упражнений, направленных на
формирование культурно-гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей дошкольного возраста с
нарушениями интеллекта
2.1Варианты игр и упражнений для формирования культурно-
гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей дошкольного возраста с
нарушениями интеллекта……………………………………………..19
2.2 Конспекты занятий, направленных на формирование культурно-
гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей дошкольного возраста с
нарушениями интеллекта……………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………...37
Библиография…………………………………………………………………..38
Наиболее резко недоразвитие детей проявляется в познавательной деятельности, в особенностях их мышления. Для детей этой категории чрезвычайно трудны, зачастую невозможны самостоятельный перенос и применение закрепленных знаний. Перенос полученных знаний и умений, применение их в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения несложных жизненных задач — все это вызывает непреодолимые трудности для этих детей.
Дети с умственной отсталостью способны к самым элементарным обобщениям. При обучении они научаются объединять предметы в категориальные группы (овощи, фрукты, одежда, животные, мебель и т.д.).
Эти обобщения образуются с большим трудом, только в результате специального обучения. Огромные затруднения вызывают такие виды работ, как рассказывание по сюжетной картинке, определение последовательности собственных действий и др. Однако, как правило, обобщение дети связывают с собственным жизненным опытом.
У всех детей данной категории отмечается сниженная работоспособность, вялость, неадекватность и пассивность эмоциональных проявлений выявляются на самых ранних этапах их развития.
Типичным для детей с интеллектуальными нарушениями является отсутствие инициативы и самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому и неизвестному. Такие дети — рутинеры во всем: прогулку любят совершать по определенным, знакомым местам, учебные вещи в классе стараются расположить в строго
определенном порядке. Они любят заниматься старым, хорошо известным делом, так как косность и стереотипность поведения — отличительные черты детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Исследователи (С. Д. Забрамная, А. Р. Маллер и др.) отмечают относительную сохранность эмоциональных проявлений. Оказываются чувствительны к оценке своей личности и поступков другими людьми. Могут бурно проявлять радость при похвале, а при порицании часто обижаться, быть вспыльчивыми и агрессивными. Вместе с тем у всех детей эмоции не отличаются многообразием и дифференцированностью: им свойственна «тугоподвижность» эмоциональных проявлений. [4; 52]
Вышеназванные особенности различных
сторон познавательной сферы и психики
детей с нарушениями интеллекта характерны
для всей категории этих детей в целом
и являются их общими чертами. Однако поскольку
умственная отсталость — следствие поражений
центральной нервной системы, вызванных
разными этиологическими факторами, целенаправленное
психолого-педагогическое воздействие
должно учитывать особенности развития
личности ребенка. Коррекционно-педагогическая
работа должна быть, прежде всего, основана
на знании потенциальных возможностей
каждого ребенка, индивидуальном подходе
к нему.
1.2 Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр.
От ребенка требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться.
По определению известного физиолога и педагога Н.Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка – это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, а также в деятельности.
Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: мыть руки, полоскать рот, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту.
Создание здорового образа жизни для ребенка с нарушениями интеллекта в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима.[2; 10]
В приобщении ребенка к здоровому образу жизни особо важно овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
Нормально развивающиеся дети к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это еще медленно и недостаточно аккуратно, а у умственно отсталого ребенка освоение данного процесса растянуто во времени. Повседневные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты; после определенного промежутка времени при активной помощи взрослых дети едят уже быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие еще держат ручку ложки в кулачке (это им легче). [17; 6]
Необходимо использовать все возможности для поощрения ребенка, отмечать любые, хотя бы и незначительные его достижения.
Рассмотрим подробнее
Задачи:
уметь различать и называть предметы,
необходимые для приема
пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан,
кружка, чашка, блюдце, солонка,
салфетка, клеенка, скатерть и т.д.).
Закрепить навыки: мыть руки перед едой:
сервировать стол перед едой, во время
приема пищи сформировать навык
пользоваться ложкой, вилкой, ножом, уметь
есть опрятно, не разливая и не
роняя пищу, тщательно пережевывать пищу,
есть последовательно и уметь различать,
какие продукты совместимы и полезны для
здоровья, а какие нет. Знать, что нельзя
есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи,
фрукты. [15; 67-69]
Задачи: учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти), знать предметы санитарии и гигиены (мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце). Сформировать представление у детей о том, что быть чистым — красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Сформировать и закрепить правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, гребешок и полотенце. [16; 11-13]
Задачи: учить накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть
пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; убирать и мыть после еды посуду; вытирать или вымыть клеенку; уметь заправить за собой постель, встряхнуть простынь, расстелить одеяло, взбить подушку. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться. При раздевании — научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик. Аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде, соотносить гарнитур одежды по гамме. После учебных занятий убрать со своей парты школьные принадлежности; в игровой комнате убирать на место игры и игрушки; наводить порядок в своих сумках и рюкзаках. Приучить убирать помещения в конце учебной недели (пылесосить комнаты, выбрасывать мусор в корзинки, расставлять пособия на полки, в спортивном зале убирать инвентарь на место, выровнять парты и поставить стулья на парты, вытереть доску и аккуратно расставить магниты на доске, вытереть пыль с парт, полить комнатные растения, покормить рыбок в аквариуме и т.д.).
Задачи: сформировать умения различать и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье,
сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли и т.д.). Закрепить навык одевания и обувания при участии педагога, научить складывать и вешать снятую одежду и обувь. Научить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Научить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки). Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; учить пользоваться носовым платком.
Задачи: учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми. Научить детей
взаимовыручке и помощи друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания. За столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды. Научить пропускать друг друга в помещениях школы, выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь. Вместе садиться за стол и по окончании трапезы вместе выходить из-за стола. В помещении школы и на улице не сорить, не кричать. [13; 17-19]
При формировании вышеуказанных навыков основную роль должны выполнять дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментах. По мнению специалистов, занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:
— создание положительно-эмоционального отношения к навыку;
— игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем);
— демонстрация
действия педагогом (показ на себе и
комментировании каждого
— совместные действия педагога с ребенком;
— действия ребенка по подражанию действиям взрослого;
— самостоятельные
действия ребенка (планирование своей
деятельности комментирование поэтапности
выполнения действий самим ребенком).
1.3 Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов.
Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.
Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий.
Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях с малышами воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.). Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.
Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.
Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т.д.), а при повторных показах (в третий – четвертый раз).
Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя программный материал.