Использование художественно-дидактических игр и упражнений в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:35, аттестационная работа

Описание работы

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Все мы помним великое изречение С.В. Михалкова «Все начинается с детства».

Содержание

Введение

Глава 1
Актуальность использования художественно-дидактических игр
и упражнений в развитии творческих способностей детей
дошкольного возраста.

1.1 Значение художественно-дидактических игр и упражнений
для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.2 Анализ образовательных программ для выявления в них
развития творческих способностей детей.
1.3 Современные подходы использования художественно-
дидактических игр и упражнений в художественно-творческой
деятельности детей дошкольного возраста.

Глава 2
Использование художественно-дидактических игр и упражнений
в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного
возраста.

2.1 Цели и задачи
2.2 Использование художественно-дидактических игр и упражнений
на занятиях по изобразительной деятельности детей младшего
дошкольного возраста.
2.3
Взаимодействие с педагогами по использованию художественно-
дидактических игр и упражнений в развитии творческих способностей
детей.

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

Методическая разработка.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Так же предлагаются игры и упражнения детям при создании индивидуальных работ, например «Пушистые одуванчики», «Разноцветный хвост петуха», «Рождественская открытка» (дополнение элементами аппликации), а так же при создании небольших коллективных работ «В осеннем лесу», «Украсим елочку», где участвуют 3-5 детей. Такие игры занятия очень хорошо использовать в начале учебного года, когда я только знакомлюсь с детьми, узнаю какими навыками обладает ребенок, придя ко мне на занятия. Эти игровые приемы помогают детям преодолеть неуверенность в себе, страх перед изображением. Во время таких игр нет детей, которых бы постигла неудача.

Не забываю я и о пальчиковых играх, которые развивают моторику рук, а в последующем способствуют более уверенному использованию детьми в своей деятельности изобразительных материалов. Это игры-превращения, в которых дети могут быть «солнечными лучиками, «зайчиками», «утятами» и т.д.

В содержание художественно-дидактических игр и упражнений включается и природный материал, такой как: ракушки, камешки, шишки, желуди, горох. Дети оказываются то в роли птичек, то Золушки, при этом выкладывают из природного материала по точкам разнообразные предметы, это может быть: зайчик, грибок, рыбка, листочек и т.д.

Дети с удовольствием играют в игры с использованием геометрических фигур, составляют из них разнообразные картинки «Цыплята на лужайке», «Сказочный лес» и другие. Если дети с заданием справляются быстро, то для развития творческих способностей предлагаю вносить дополнения, например, выложив цыплят можно «посадить» на лужайке цветы, дополнить картинку изображение солнышка, а, выложив домик, дополнить картинку елочками. Все эти игры проводятся как на демонстрационном фланелеграфе, так и на индивидуальных.

Новым в моей работе было то, что:

      использовала художественно-дидактические игры и упражнения с разнообразным содержанием;

      свои занятия строила по типу увлекательных игр-путешествий;

      использовала на занятиях нетрадиционные техники рисования;

      ввела в занятия пальчиковые игры, а так же игры с природным материалом.

 

 

Все предлагаемые детям игры постоянно обновляются, варьируются. Немало есть готовых игр, в которые дети с удовольствием играют, например: «Поможем художнику», «Подбери цвета и оттенки», «Цвет и форма» и многие другие.

Игровые приемы, которые я использую на занятиях изобразительной деятельности детей младшего возраста способствуют началу развития их творческих способностей.

Ни в одном другом возрасте ребенок не развивается с такой быстротой и легкостью, и так долго не закрепляет все в памяти, как в дошкольном возрасте и эту возможность нельзя упустить.

Раннее обучение детей основам изобразительной деятельности  ведет к достижения гармонии, эмоционального и интеллектуального начал личности. Гармоничное развитие эмоционального и творческого начал личности возможно на занятиях изобразительной деятельности детей.

А моя попытка соединить игру и изобразительную деятельность, на мой взгляд, оказалась успешной. Дети стали более раскованными в рисовании. Самое главное, у них пропал страх перед изображением, а значит, есть пространство для проявления фантазии и творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Взаимодействие с педагогами по использованию художественно-дидактических игр и упражнений в развитии творческих способностей детей.

 

Для того чтобы процесс творчества развивался, не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и вне занятий, я рекомендовала воспитателям использовать художественно-дидактические игры в самостоятельной художественно-творческой деятельности детей.

Чтобы способствовать развитию творческих способностей, необходимо соблюдать несколько принципов:

      принцип индивидуальности;

      принцип неразрывности, целостности использования игр на занятиях и вне занятий;

      принцип вариативности в выборе задания и способа его выполнения;

      принцип сотворчества, сотрудничества воспитателя и детей, при которых ребенок не боится высказать свои чувства, мысли, проявить творчество;

      принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

Способствуя развитию творческих способностей детей в самостоятельной  художественной деятельности,  воспитатели  в группах продумали предметно-развивающую среду. А в центрах развития творчества расположили необходимые материалы с учетом возрастных особенностей детей, а так же рекомендованные мною художественно-дидактические игры и упражнения, которые постоянно обновляются и варьируются, не только мною, но и воспитателями групп. Все материалы доступны детям для самостоятельной творческой деятельности.

Разнообразие среды позволяет детям вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему, активизируя тем самым самостоятельную изобразительную деятельность. Наблюдая за работой воспитателей, по развитию творческих способностей, я увидела, что они замечают, когда ребенок заинтересовался процессом творчества. Спешат на помощь, если видят затруднения ребенка, создают более уютную обстановку.

Так же воспитатели в группах, как бы ненавязчиво интересуются, что новенького узнали дети на занятии, дети охотно делятся своими впечатлениями от необычных путешествий. Рассказывают, в какие игры играли на занятии, чему научились, что нового узнали.

После того как какая-либо из игр была освоена большинством детей, я предлагала эту игру для самостоятельной деятельности детей. Дети, которые знали правила игры и ее цель,  могли оказать помощь детям, которые не до конца научились играть в игру, или не могли выполнить какое-либо графическое упражнение. Тем самым развиваются предпосылки для развития коллективного творчества. Закончив игру, дети с удовольствием продолжали свое творчество на листе бумаги, используя полученные ими знания.

Наблюдая, как в свободное время дети работают в центрах развития творческих способностей, отметила, что они чаще стали использовать художественно-дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности. Так же в работах детей сочетаются различные техники рисования в зависимости от замысла ребенка. Дети получают удовлетворение от созданной работы.

Приобретая навыки действия с различными материалами и играми, дети начинают их свободно применять в самостоятельной художественно-творческой деятельности, а воспитатели помогают развивать творческие способности детей, направляя их в нужное русло.

Организуя работу по развитию творческих способностей детей на занятиях изобразительной деятельностью, а так же рекомендуя продолжать эту работу в группах, провожу для педагогов консультации: «Обучение детей технике рисования», а так же провожу семинары-практикумы: «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста».

Работая в тесном контакте с воспитателями, рекомендую использовать детские работы в оформлении интерьера группы, организовывать выставки детских работ.

Ведь начинающему «творцу» так важно знать, что его работы кому-то нужны, вызывают восторг, а, следовательно, стимулируют ребенка для развития его творчества.

Так как в младшем дошкольном возрасте творчество детей находится в начальной стадии развития, не случайно, Е.А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появится в зрелом растении, только вырастить надо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Проанализировав научно- методическую литературу, я пришла к выводу, что актуальность поднятой темы вызвана потребностью педагогов, психологов в формировании личности ребенка, в развитии его интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Данная тема актуальна на современном этапе, так как одной из основных задач обучения и воспитания детей является – развитие творческой личности,  активизация творческого потенциала и активности детей.

Проблемой развития творческих способностей занимались многие педагоги и психологи, такие, как: Е.И.Тихеева, Л.С.Выготский, Т.С.Комарова, Т.Г. Казакова, Г.Г.Григорьева, и в наше время  эта проблема не потеряла своей значимости.

Определение проблемы и актуальность темы позволили сформулировать цель моей работы:

- показать эффективность использования художественно-дидактических игр и упражнений в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Теоретическая и практическая значимость моей работы заключается в том, что:

- изучено значение художественно-дидактических игр и упражнений для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

- разработан перспективный план изобразительной деятельности с использованием художественно-дидактических игр и упражнений на занятиях;

- разработаны конспекты занятий с использованием художественно-дидактических игр и упражнений;

- изготовлена картотека игр и упражнений, в соответствии с программными задачами.

Дидактические игры – это средство познания окружающего мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов и т.д. В игре развивается: внимание, воображение, память, творческие способности. В процессе дидактических игр дети усвоили знания и представления: о цвете, о способах смешения красок, форме, приобрели графические навыки, умение пользоваться изобразительными материалами, узнали о выразительных возможностях цвета. А все полученные знания образуют базу для дальнейшего развития их творческих способностей. Для того, чтобы ребенок мог творить, его сначала нужно этому научить, создать условия, побуждающие ребенка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности.

В результате работы по данной теме у детей младшего дошкольного возраста повысились знания: о сенсорных эталонах, дети более свободно стали пользоваться изобразительными материалами, стали более раскрепощенными, у них пропал страх перед тем, что они что—либо изобразят неправильно.

Работа оказалась успешной, о чем говорят наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности на занятиях. Работы детей стали более интересными, выразительными, дети стали свободно смешивать краску и пользоваться выразительными возможностями цвета.

Дети научились решать первые в их жизни творческие задачи, такие, в которых нет готовых образцов, нет единственно возможного правильного решения, а есть целый спектр равно интересных возможностей и решений.

В своей беспредметной живописи они шли от цветового пятна, учились опредмечивать его, видеть в нем образ, идти от фактуры объекта, научились выражать свои эмоциональные переживания на листе бумаги.

Все результаты подтверждают правильность выбранной темы «Использование художественно-дидактических игр и упражнений в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста». И эффективности применения игр и упражнений на занятиях изобразительной деятельностью.

Специалисты, педагоги и психологи справедливо считают, что индивидуальные способности и дарование ребенка наиболее ярко раскрываются в игре и изобразительной деятельности, тем более в изобразительной деятельности с использованием игр, где фантазия и творчество ребенка может быть практически не ограничены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

1.      Н.А. Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года»

Санкт-Петербург «Детство пресс» 2004г.

2.      Л.А. Ремезова «Формирование представлений о цвете у дошкольников. Методика»  «Игры с цветом 4-5 лет»

Москва «Школьная пресса» 2004г.

3.      Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Программа и методические рекомендации.

Информация о работе Использование художественно-дидактических игр и упражнений в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста