Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:35, аттестационная работа
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Все мы помним великое изречение С.В. Михалкова «Все начинается с детства».
Введение
Глава 1
Актуальность использования художественно-дидактических игр
и упражнений в развитии творческих способностей детей
дошкольного возраста.
1.1 Значение художественно-дидактических игр и упражнений
для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.2 Анализ образовательных программ для выявления в них
развития творческих способностей детей.
1.3 Современные подходы использования художественно-
дидактических игр и упражнений в художественно-творческой
деятельности детей дошкольного возраста.
Глава 2
Использование художественно-дидактических игр и упражнений
в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного
возраста.
2.1 Цели и задачи
2.2 Использование художественно-дидактических игр и упражнений
на занятиях по изобразительной деятельности детей младшего
дошкольного возраста.
2.3
Взаимодействие с педагогами по использованию художественно-
дидактических игр и упражнений в развитии творческих способностей
детей.
Заключение
Список литературы
Приложение
Департамент образования
Администрации Ярославской области
Государственное учреждение Ярославской области
«Центр оценки и контроля качества образования»
«Использование художественно-дидактических игр
и упражнений в развитии творческих способностей
детей младшего дошкольного возраста»
Сердюк Людмила Александровна
Воспитатель МДОУ детский сад
комбинированного вида №6 «Рябинка»
г. Переславль-Залесский
Научный руководитель:
Терещук Марина Николаевна
Методист кафедры дошкольного
и начального образования ИРО
Содержание
Введение
Глава 1
Актуальность использования художественно-дидактических игр
и упражнений в развитии творческих способностей детей
дошкольного возраста.
1.1 Значение художественно-дидактических игр и упражнений
для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.2 Анализ образовательных программ для выявления в них
развития творческих способностей детей.
1.3 Современные подходы использования художественно-
дидактических игр и упражнений в художественно-творческой
деятельности детей дошкольного возраста.
Глава 2
Использование художественно-дидактических игр и упражнений
в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного
возраста.
2.1 Цели и задачи
2.2 Использование художественно-дидактических игр и упражнений
на занятиях по изобразительной деятельности детей младшего
дошкольного возраста.
2.3
Взаимодействие с педагогами по использованию художественно-
дидактических игр и упражнений в развитии творческих способностей
детей.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Все мы помним великое изречение С.В. Михалкова «Все начинается с детства».
Дошкольные годы благоприятны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. И если мы проигнорируем решение этой проблемы в дошкольном возрасте, тогда последующие годы будут неисполнимо потеряны в развитии личности.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка – дошкольника. Наиболее эффективным средством для развития творческой личности ребенка является изобразительная деятельность и игра, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка.
Ведущая деятельность дошкольника – игра, она способствует творческому развитию ребенка. Игра удовлетворяет основные потребности ребенка в самостоятельности, активном участии, в общении. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию психических процессов у детей. В игре развивается восприятие, память, воображение, образное мышление. Закладывающаяся у дошкольника способность оперировать образами действительности в уме, создает основу для перехода к сложным формам мышления и творчества.
Игра выступает как средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства, то есть в ней закладываются благоприятные предпосылки для художественно-творческого развития ребенка. Другая деятельность, которая содействует творческому развитию – изобразительная.
Изобразительная деятельность – это своеобразная детская речь. В процессе изобразительной деятельности осваивается специфический человеческий язык – язык изобразительного искусства. В дошкольном возрасте, как считает П.Л. Стариченко, предусматривается поэтапное усвоение языка изобразительного искусства. Язык изобразительного искусства – это средство выражения мыслей и чувств, отношения к окружающей действительности.
В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями; учится осознанно их использовать. (3)
Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого – Я.А. Коломенский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятие рисованием и другими видами художественной деятельности создает основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. (24)
Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались многие педагоги и психологи прошлого и настоящего, такие как: Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.П. Саккулина, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева.
Они пришли к выводу о необходимости развития художественных, творческих способностей детей на занятиях изобразительной деятельностью.
Художественно-творческие способности – это сложная многофункциональная организация художественного восприятия, создание выразительного изображения. В ходе изобразительной деятельности художественно-творческие способности проходят сложный путь развития. Они складываются из совокупности знаний, умений и специальной особенности творческого мышления.
Путями развития художественно-творческих способностей являются:
- развитие специфических особенностей творческого мышления;
- повышение образного мышления через изучение и практическое рисование;
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и миром вообще. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой способствует развитию творческих способностей детей. А осуществляться она должна не от случая к случаю, а систематически, красной нитью проходить через все возрастные группы детского сада. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой вызывает положительное отношение к изображаемому, а использование художественно-дидактических игр и упражнений способствует повышению эффективности занятий. Это подтверждают работы Н.П. Саккулиной, Е.А. Флериной, исследования под руководством Г.Г. Григорьевой.
Одним из путей развития творческих способностей на занятиях изобразительной деятельности является использование художественно-дидактических игр и упражнений.
Художественно-дидактические игры и упражнения – это специфическая деятельность, которая способствует освоению специальных знаний о языке изобразительного искусства в специально организованной деятельности. Их использование является одним из самых оптимальных методов творческого развития детей дошкольного возраста.
В процессе художественно-дидактических игр и упражнений у детей развивается эстетическое восприятие, формируются эстетические представления, художественный вкус. Применение таких игр и упражнений на занятиях изобразительной деятельностью способствует обогащению деятельности каждого ребенка, делает ее интересной и увлекательной. Игры способствуют личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми, формируют коммуникативные способности ребенка.
Таким образом, художественно-дидактические игры и упражнения выступают педагогическим инструментарием, который позволит решить главную задачу образования – всестороннее развитие личности дошкольника. Художественно-дидактические игры и упражнения влекут за собой творческое развитие детей дошкольного возраста. Ценность этого возраста заключается в становлении процессов восприятия, памяти, мышления и воображения, в отражении ребенком своего внутреннего мира, в формировании отношения к окружающей среде, в его эмоциональности.
Актуальность выбранной темы заключается в более раннем использовании художественно-дидактических игр и упражнений на занятиях изобразительной деятельности, начиная с младшего возраста. Считая, что более раннее использование игр и упражнений будет служить предпосылкой для развития начал творческой личности, будет способствовать развитию воображения, фантазии, а так же развитию творческих способностей.
И если при помощи художественно-дидактических игр и упражнений у ребенка разовьются творческие способности, тогда он вырастет творческой личностью, которой будет свойственно богатое воображение, нестандартное мышление, критический взгляд на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их и выдвигать новые решения и идеи.
Таким образом, целью моей работы стало:
- показать эффективность использования художественно-дидактических игр и упражнений в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
С учетом поставленной цели были определены следующие задачи:
- провести анализ научно-методической литературы по использованию художественно-дидактических игр и упражнений для развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
- раскрыть систему использования художественно-дидактических игр и упражнений для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Новизна состоит в том, что научно обосновано использование художественно-дидактических игр и упражнений на занятиях изобразительной деятельности детей дошкольного возраста; выявлено, что игра способствует развитию художественно-творческих способностей; обоснована необходимость и возможность использования художественно-дидактических игр и упражнений для развития творческих способностей детей на занятиях изобразительной деятельностью; разработан перспективный план использования художественно-дидактических игр и упражнений на занятиях изобразительной деятельностью детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – лучшее время для развития мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольной педагогики.
Именно в младшем возрасте берет свое начало развитие творческих способностей и задатков к рисованию. Важно суметь увидеть, раскрыть и развивать творческие способности детей.