Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:35, аттестационная работа
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Все мы помним великое изречение С.В. Михалкова «Все начинается с детства».
Введение
Глава 1
Актуальность использования художественно-дидактических игр
и упражнений в развитии творческих способностей детей
дошкольного возраста.
1.1 Значение художественно-дидактических игр и упражнений
для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.2 Анализ образовательных программ для выявления в них
развития творческих способностей детей.
1.3 Современные подходы использования художественно-
дидактических игр и упражнений в художественно-творческой
деятельности детей дошкольного возраста.
Глава 2
Использование художественно-дидактических игр и упражнений
в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного
возраста.
2.1 Цели и задачи
2.2 Использование художественно-дидактических игр и упражнений
на занятиях по изобразительной деятельности детей младшего
дошкольного возраста.
2.3
Взаимодействие с педагогами по использованию художественно-
дидактических игр и упражнений в развитии творческих способностей
детей.
Заключение
Список литературы
Приложение
Глава 1
Актуальность использования художественно-дидактических игр и упражнений в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.1 Значение художественно-дидактических игр и упражнений в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Дидактические игры существуют много веков, и, наверное, никогда не утратят своей значимости. Отличительной особенностью дидактических игр является то, что они дают возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные с целью усиления обучающего воздействия игр.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, а в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Именно оно, по мнению М. Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного возраста. Эти материалы были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность, приобретая знания, а самое главное, упражняя свою активность.
Автор одной из первых отечественных систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Е.И. Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с пением, гимнастикой, трудом и рисованием. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых ею играх предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи, развитие умения ориентироваться во времени, расстоянии, пространстве. Расширение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимания, воображения, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е г.г. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и другие.
Одним из педагогов, кто более глубоко изучал проблему игровых приемов в обучении изобразительной деятельности детей, является Г.Г. Григорьева. Она считает, что большие возможности для эстетического развития ребенка заложены в детской изобразительной деятельности. Г.Г. Григорьева занималась поиском эффективных методов художественного воспитания. В связи с этим особое внимание уделяла на применение игровых приемов, которые являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста, так как соответствуют их возрастным особенностям. Близость игры и художественной деятельности как разновидности творчества проявляется в общности ведущих психических процессов, лежащих в их основе (воображение, эмоции). Известно, что эти процессы наиболее легко возникают и развиваются в условиях игры. Это дает основание для использования игровых моментов на занятиях изобразительной деятельности детей.
Несмотря на давнее признание в русской, советской и зарубежной педагогике необходимости использования игрового обучения детей (Ф. Фребель, К.Д. Ушинский и другие), проблема использования игровых приемов является недостаточно разработанной до настоящего времени. Вместе с тем, отдельные вопросы раскрыты в работах: Е.А. Флериной, К.П. Саккулиной, Т.К.Казаковой, Т.С. Комаровой и других.
Многие положения к рекомендации об использовании игровых приемов недостаточно конкретны и разработаны, не разработаны виды игровых приемов, отсутствует их классификации.
Недостаточная теоретическая изученность проблемы использования игровых приемов обучения вызывает затруднение у педагогов в возможности ее использования.
Игровые приемы, влияя на мотивы изобразительной деятельности, существенным образом перестраивают отношение детей к обучению: вызывают направленность деятельности на выполнение изображения нужного качества, интерес, разнообразную активность детей – мыслительную, речевую, эмоциональную. Побуждая воображение и эмоции, игровые приемы обучения способствуют развитию начал в детской художественной деятельности и активизируют волевые усилия при достижении творческой цели. Использование игровых методов в обучении детей изобразительной деятельности способствует лучшему освоению изобразительных умений, развитию творчества.
Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры и изобразительной деятельности, дети дошкольного возраста испытывают эстетические и нравственные чувства, и на этой основе возникает возможность установления взаимосвязи игры и изобразительной деятельности. Такая взаимосвязь способствует углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творчества. Взаимосвязь изобразительной деятельности с художественно-дидактическими играми и упражнениями способствует развитию у детей художественно-творческих способностей в разных видах художественной деятельности, в основе которых лежат эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, восприятие, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического свойства.
От связи с художественно-дидактическими играми и упражнениями изобразительная деятельность детей становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает эмоциональный яркий отклик.
1.2 Анализ образовательных программ для выявления в них развития творческих способностей детей.
Проанализировав программы дошкольного обучения и воспитания, я пришла к выводу, что не все программы уделяют внимание использованию художественно-дидактических игр и упражнений на занятиях по изобразительной деятельности детей, а так же не ставят задачей – развитие творческих способностей детей.
Одной из программ, которая занимается проблемой развития творческих способностей детей, является программа «Детство». Основными задачами в освоении детьми изобразительной деятельности являются:
- способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества средствами изобразительной деятельности;
- приобщать детей к изобразительному искусству, знакомить с видами, жанрами, средствами выразительности искусства, используя при этом адекватные дошкольному детству средства;
- формировать у детей эмоционально-личностное отношение к искусству, деятельности, окружающему.
Большое внимание в этой программе удаляется развитию цветовосприятия через дидактические игры и упражнения. Много игр предлагается при ознакомлении детей с разнообразными жанрами живописи. Но не уделено внимание играм на развитие графических умений и навыков, а так же на дорисовку, штриховку, развитие сенсорных эталонов в области формы, величины и многим другим играм и упражнениям. Игры предлагаются детям, начиная со среднего возраста.
В программе «Радуга» обучение изобразительной деятельности происходит через знакомство детей с образами народного и декоративно-прикладного искусства. Здесь внимание уделяется разнообразным жанрам живописи, знакомству с творчеством художников, иллюстраторов. Особое место отводится дидактическим играм при ознакомлении детей с особенностями декоративно-прикладного искусства. Игры так же рекомендованы для детей среднего и старшего возраста.
«Программа по изобразительной деятельности в детском саду», автором которой является Г.С. Швайко, направлена на развитие творческих способностей детей. В ней на большинстве занятий особое внимание уделяется дидактическим играм и упражнениям с художественным содержанием. Эти игры и упражнения подобраны с учетом поставленных задач и соответствуют теме занятия. Это игры по цветовосприятию, на закрепление знаний детей о форме, величине предмета; на составление целого из частей; на ознакомление с искусством и архитектурой и т.д. К сожалению, программа разработана автором для детей: средних, старших и подготовительных групп.
Таким образом, на основе анализа образовательных программ, можно сделать вывод о том, что: не все программы уделяют внимание развитию творческих способностей детей через художественно-дидактические игры и упражнения; нет конкретных рекомендаций по их систематическому использованию на занятиях изобразительной деятельности; нет перспективного планирования занятий изобразительной деятельности с использованием художественно-дидактических игр и упражнений; а так же нет рекомендаций для использования игр и упражнений на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста.
Таким образом, не имея связи с художественно-дидактическими играми, многие программы ограничивают возможности детей для развития их творческих способностей, воображения, мышления и фантазии. Замыкают творчество ребенка в определенные рамки и тем самым сводят его к минимуму.
1.3 Современные подходы использования художественно-дидактических игр и упражнений в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.
В наше время многие авторы разрабатывают рекомендации по практическому использованию художественно-дидактических игр и упражнений на занятиях изобразительной деятельностью.
Интересные рекомендации по практическому использования дидактических игр и упражнений по развитию восприятия цвета предлагает Л.А. Ремезова в пособии «Играем с цветом». В пособии включен материал, направленный на овладение детьми системой эталонов цвета, на формирование способов обследования предметов и их изображений, цветовых сочетаний, на знакомство с оттенками цвета и т.д. Все игры и упражнения сгруппированы с учетом возрастных особенностей и закономерностей психического развития детей, даны методика проведения и рекомендации по их использованию.
Многие игры разработаны автором, некоторые из них взяты из других пособий и существенно переработаны. При этом использованы приемы работы по сенсорному воспитанию, предложенные Л.А. Венгером и некоторыми другими авторами в процессе обучения продуктивным видам деятельности. Так же были использованы данные психологических исследований по изучению и формированию представлений о цвете Л.А. Венгера, И.Д. Венева, А.А. Криулиной и других.
В пособии предложены игры на:
Овладение системой цветовых эталонов;
Формирование способов обследования цвета предметов;
Развитие аналитического восприятия цвета.
Л.А. Ремезова рекомендует использовать дидактические игры и упражнения, начиная со среднего дошкольного возраста.
Одной из интересных, на мой взгляд, методик использования игр и упражнений с художественным содержанием является автор пособия «Приглашение к творчеству» Н.В. Дубровская. Новым является то, что она предлагает систему развивающих игр, знакомящих детей с цветом, в пособии дается характеристика эмоционального и физиологического воздействия цвета на ребенка.
На примере игр-упражнений ребенок знакомится с понятиями:
контраста,
симметрии,
движения,
пропорции;
узнает о цвете, линии, контуре, силуэте, пространстве, форме и т.д.
Материал излагается последовательно в виде конспектов занятий, которые могут быть использованы, начиная с младшего дошкольного возраста. Н.В. Дубровская считает, что именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает понятие о цвете, а взрослый может координировать и направлять данный процесс системой игр-занятий по цвету. Закрепление знаний о цвете ведется через рисование и аппликацию.
Дети выполняют интересные работы, используя рисование ладошкой и пальчиком. Для проведения занятий требуется тщательная подготовка, так как необходимо изготовить достаточное количество пособий. Предлагаемая форма занятий способствует тому, чтобы после выполнения детьми творческого задания игра продолжалась и развивалась. Педагог может предложить детям выполнить те или иные игровые действия вне занятия или это может быть самостоятельная игровая деятельность детей.