Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:35, аттестационная работа
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Все мы помним великое изречение С.В. Михалкова «Все начинается с детства».
Введение
Глава 1
Актуальность использования художественно-дидактических игр
и упражнений в развитии творческих способностей детей
дошкольного возраста.
1.1 Значение художественно-дидактических игр и упражнений
для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.2 Анализ образовательных программ для выявления в них
развития творческих способностей детей.
1.3 Современные подходы использования художественно-
дидактических игр и упражнений в художественно-творческой
деятельности детей дошкольного возраста.
Глава 2
Использование художественно-дидактических игр и упражнений
в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного
возраста.
2.1 Цели и задачи
2.2 Использование художественно-дидактических игр и упражнений
на занятиях по изобразительной деятельности детей младшего
дошкольного возраста.
2.3
Взаимодействие с педагогами по использованию художественно-
дидактических игр и упражнений в развитии творческих способностей
детей.
Заключение
Список литературы
Приложение
Предлагаемые авторами игры вызывают интерес педагогов и воспитателей. Эти игры я использую и на своих занятиях по изобразительной деятельности с детьми, начиная с младшего возраста.
На протяжении долгого времени работаю с детьми 3-х летнего возраста. И считаю, что становление развития начал творческих способностей падает именно на этот возраст. Чем больше знаний получит ребенок в этом возрасте, тем раскрепощеннее и увереннее будет он себя чувствовать на протяжении всего дошкольного возраста, тем больше сможет проявить воображения и фантазии, творчества.
Глава 2
Использование художественно-дидактических игр и упражнений на занятиях по изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
2.1 Цели и задачи.
Сенсорное развитие детей данного возраста всегда было и остается определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии детей младшего дошкольного возраста и вызывают большой интерес у них. Поэтому уже с младшего возраста я ввожу в занятия небольшие по длительности художественно-дидактические игры и упражнения, надеясь на то, что у детей быстрее сформируются сенсорные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, а, следовательно, и появятся предпосылки для развития творческих способностей.
Заняться проблемой развития творческих способностей меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами на занятиях по изобразительной деятельности.
Характерная особенность детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности – это большая смелость. Ребенок в этом возрасте может раскрепоститься в рисунке и сделать это быстро. А желание творить может пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что-то. Поэтому необходимо проявлять интерес к развитию творческих способностей детей, оказывать необходимую помощь, направлять, что будет поощрять ребенка к дальнейшему творчеству, помогать ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над своим рисунком.
Одним из путей развития творческих способностей мне видится использование художественно-дидактических игр и упражнений на занятиях изобразительной деятельности детей. Но некоторое время я затруднялась, так как в принципе отсутствовали практические рекомендации, пособия, которые могли бы предложить практический материал. Так же я не владела данными о результатах исследований ученых последнего времени о возможности развития творческих способностей детей младшего возраста при использовании художественно-дидактических игр и упражнений на занятиях по изобразительной деятельности.
Тем не менее, я не останавливала свои поиски и наблюдения за детьми. Я изучала новинки литературы по младшему дошкольному возрасту в поисках материала, который бы сочетался с моими взглядами и практическим опытом по использованию художественно-дидактических игр и упражнений для развития творческих способностей детей 3-4 лет.
Мною был выполнен большой объем работы по изготовлению дидактического материала для проведения игр и упражнений. Большинство игр для формирования сенсорных эталонов, игры по цветовосприятию, по работе с изобразительным материалом, на развитие графических умений и другие.
Чтобы развивать творческие способности детей младшего возраста я творчески подхожу к проведению занятий изобразительной деятельности. Занятия проводятся в игровой, увлекательной форме, где есть возможность каждому попробовать что-то новое, закрепить полученные знания, проявить свое творчество.
К сожалению, приходится признать, что в программе «Развитие», в рамках которой осуществляется ознакомление детей с изобразительным искусством на занятиях по изобразительной деятельности детей, не предусмотрено использование игр и упражнений с художественным содержанием. Хотя главная задача развития детей в изобразительной деятельности – это развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства. Большое внимание уделяется в младшем дошкольном возрасте развитию чувства восприятия цвета, формы, величины, а так же фактуре изображаемого объекта, эмоциональному отношению к явлениям природы, переживаниям, связанным с эмоциональными состояниями человека, чувством отзывчивости ко всему живому, музыкальным произведениям и многому другому.
Так как не уделено должное внимание использованию художественно-дидактических игр и упражнений, а решила найти выход из сложившейся ситуации. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а она имеет много общего с изобразительной деятельностью. Я решила соединить все это на своих занятиях.
Художественно-дидактические игры и упражнения создают условия для развития творческих способностей каждого ребенка, и о результатах познавательной деятельности можно судить не только по тому, правильно ли ребенок выполнил то или иное задание, но и по интересу к познавательному материалу, готовности самостоятельной творческой деятельности.
Для развития творческих способностей и систематизации знаний детей, ставлю перед собой следующие задачи:
Вызывать интерес детей к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо.
Научить использовать детей в работе разнообразные техники рисования.
Способствовать закреплению у детей сенсорных эталонов. Помогать осваивать цветовую палитру. Учить смешивать краски.
Создавать условия для развития творческих способностей
Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим.
Таким образом, главная ценность ребенка заключается в той уникальности, которую он воплощает в своих работах. Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо от развития художественных способностей, есть главный путь развития творчества в изобразительной деятельности детей младшего возраста.
2.2 Использование художественно-дидактических игр и упражнений на занятиях изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
На протяжении всего периода работы по данной теме я опиралась на опыт работы таких педагогов, как: Г.Г. Григорьева, Н.В. Дубровская, Л.А. Ремезова, а так же использовала собственные практические наработки.
Я разработала перспективный план работы по использованию художественно-дидактических игр и упражнений на занятиях изобразительной деятельности детей 2 младшей группы. В этом плане я отразила основные направления работы, циклы занятий. В циклы занятий входили такие темы: «Нарисуем дождик», «Дорожки в парке», «Окна домов», «Колючки ежа», «Мягкое и колючее», «Солнечно-пасмурно», «Радостно-грустно», «Веселый помидорчик», «Огуречек», «Что выросло в саду», «Морская свинка», «Кролик», «Попугайчик», «Бабочки на лугу», «Рыбки в воде» и т.д.
Для того чтобы способствовать развитию творческих способностей детей, все игры и упражнения, используемые на занятиях, подбирала с учетом поставленных целей и задач, а так же с учетом возрастных особенностей детей.
В плане отражены художественно-дидактические игры и упражнения:
На ознакомление детей с цветом, формой, величиной;
На развитие у детей формообразующих движений;
На развитие графических умений и навыков;
На закрепление знаний детей о способах получения составных цветов;
На знакомство детей с тепло-холодной характеристикой цвета;
На закрепление знаний детей о цветах спектра и их последовательном расположении;
На дорисовку;
На составление целого изображения из частей, умение подбирать нужные цвета при составлении изображения.
Для того чтобы способствовать развитию творческих способностей детей я использую художественно-дидактические игры и упражнения систематически, опираясь на перспективный план. Так же для систематизации работы изготовила картотеку игр и упражнений для использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
В младшем возрасте изобразительные возможности детей еще очень не велики, но связь с игрой может и должна быть. Для детей дидактическую задачу игры я подаю в игровой форме, например, от игрового персонажа Хитрюшкина. Очень часто эта задача выражена в названии самой игры, например: «Радуга», «Раскрась голубым цветом», «Подбери цвета», «Составь букет» и т.д. Все структурные компоненты игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных - игрового действия и правила – превращает игру в упражнение. Так же в своей работе, кроме художественно-дидактических игр использую и упражнения.
В основе используемых игр – создание игровой ситуации. Вначале это может быть с помощью «оживления» игрушки, от лица которой сообщается игровая задача, например принятие на себя роли художника, или оказание помощи Зайчишке, так как он не может добраться до огорода, где растет морковка. В игре «Пятачок и радуга» дети помогают Пятачку расположить его воздушные шарики, в соответствии с последовательностью расположения цветов в радуге. Так как Пятачку очень понравилась радуга, которая появилась на небе после дождя.
В играх на развитие графических умений и навыков дети учатся формообразующим движениям, умению обводить заданную фигуру по контуру, развивать глазомер атакой игре, как «Обведи по контуру». В игре «Дорожки» дети учатся проводить дорожки, в соответствии с заданной формой дорожки. Помогают зайчику добраться до морковки, а птичке до яблочка, ежик идет по дорожке в поисках грибочков.
В своей работе стараюсь стимулировать познавательно-игровую деятельность детей, подводя их к самостоятельному решению дидактической задачи, к открытию и усвоению нового. При этом использую различные приемы постановки дидактической задачи: словесные или с помощью наглядных действий. При ознакомлении с новым игровым материалом считаю, что необходимо убедиться в том, что дети поняли игровое действие и задачу игры или упражнения. Иногда стараюсь допускать умышленную ошибку, тем самым, активизировав их мыслительную деятельность.
При подборе игр и упражнений стараюсь учитывать их связь с другими видами деятельности на занятиях. Они могут предварять изложение нового материала, организовывать поиск знаний, закреплять пройденное и служить повторением. Следовательно, и место их на занятиях может быть различным – в начале, в конце занятия.
Например, на занятии «Желтые и синие елки» дети отправляются на прогулку в лес. Там на полянке они видят цветы. Собирают букеты. А вернувшись с прогулки в детский сад, педагог предлагает им поиграть в игру «Цветик-семицветик», где дети совершенствуют свои знания о цветах спектра, о их последовательном расположении, развивая свое внимание.
На занятии «Разноцветный ковер» дети, играя с петушком в игру «Разноцветные капельки» учатся смешивать основные цвета, для получения нового. Отправляясь в путешествие к красной краске на занятии «Жуки» дети узнают о теплой характеристике цвета с помощью игры «Собери гусеничку». Они собирают ее из кругов, окрашенных в теплые цвета спектра гусеничек. Рассказывают о том, что такие гусенички живут в теплой стране.
Основной метод, используемый на занятиях – игровой. Наиболее интересными для детей являются занятия, которые построены на играх-путешествиях. Дети вместе со мной отправляются в гости к Краскам, королеве Палитре, в деревню Радужную, на Цветную поляну и т.д. В процессе путешествий детям предлагаются разнообразные игры, такие как: «Найди по цвету», «Дорисуй», «Обведи по контуру», «Раз, два, три, четыре, пять – мы идем цвет искать». Эти игры дают возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить воображение, фантазию, способствуют развитию внимания, мышления, речи. Дети активно включаются в процесс поиска, ответа на вопросы, что способствует развитию их творческих способностей.
Волшебник Карандашкин и королева Палитра рассказывают детям сказки, истории. Например, «Сказка о веселой и грустной краске», «Зеленая краска – теплая или холодная?», «Разноцветное царство», «Сказка о красной краске» и многие другие. Такие сказки способствуют закреплению детьми полученных знаний, а после прочтения персонажи предлагают детям поиграть в игры на закрепление представлений о цвете, последовательном расположении цветов спектра, о смешении цветов и получении нового цвета и т.д.
Дети, играя в художественно дидактические игры, учатся использовать в своих работах разнообразные техники рисования, такие как пальцеграфия, отпечаток ладошкой. Оставленный на листе след – первый самостоятельный рисунок ребенка. А я, в свою очередь, помогаю увидеть в ярком отпечатке настоящий образ и умело дополнить его разнообразными элементами при помощи кисточки, а иногда и просто пальчика. Тут у нас на ватмане возникают разноцветные бабочки, растут прекрасные цветы, плавают рыбки, лебеди, осминожки. Эти способы работы дают возможность научиться работать рядом, следовательно, дают предпосылки для развития в будущем коллективного творчества.