Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 14:21, курсовая работа
цель работы - показать значение геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников;
- провести экспериментальное исследование использования геральдики на занятиях по патриотическому воспитанию;
- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.......................................................................................5
1.1. Пути и средства патриотического воспитания русского человека..........5
1.2. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника......................................................................................................10
1.3. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников................................................................................19
Глава 2. Экспериментальное исследование применения геральдики как основы патриотического воспитания старших дошкольников.....................29
2.1. Блок “Здравствуй, это Я!”..........................................................................30
2.2. Блок “Вместе дружная семья”...................................................................33
2.3. Блок “Моя малая родина”..........................................................................35
2.4. Блок “Широка страна моя родная”...........................................................37
2.5. Основные этапы работы...........................................................................41
2.6. Результаты эксперимента..........................................................................50
Заключение.........................................................................................................58
Список литературы............................................................................................
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов (Диаграмма 2). Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.
- у родителей
также замечен повышенный
Исходя
из анализа опытно-
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса социализации;
- будет
организовано специальное
- геральдика будут отобраны адекватно возрасту детей.
Заключение
Наша
работа была ориентирована на выявление
оптимальных условий
Во второй главе рассмотрены известные методики работы по использованию геральдики, приемы и формы работы, которые предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.
Анализ
теоретических положений и
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.
- у родителей
также замечен повышенный
Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики работы с народными праздниками переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.
Геральдика
в воспитательно-
- во-первых,
на тщательном, обусловленном возрастными
возможностями детей, отборе
- во-вторых,
интеграции работы с
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых,
использования развивающего
Исходя
из анализа опытно-
- педагоги
дошкольного образования будут
заинтересованными
- будет
организовано специальное
- геральдика
будут отобраны адекватно
Если организована систематическая работа старшим дошкольникам, геральдика доступны их пониманию и осознанию. Использование геральдики в патриотическом воспитании детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование геральдики в социализации детей вполне оправдывает себя.
Список литературы
1. Алексеева
М.М., Яшина В.И. Методика
2. Алексеева
М.М., Яшина В.И. Социализация
3. Аникин
В.П. Русские народные
4. Аполлонова
Н.А. Приобщение дошкольников
к русской национальной
5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. - М.: Просвещение, 1970. -148с.
6. Бородич
А.М. Методика социализации
7. Бухвостова
С.С. Формирование
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. -328с.
9. Воспитание
детей в старшей группе
10. Генералова
Н. Русские народные потешки
в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-
11. Давыдова
О.И., Федоренко В.И. Колыбельные
песни как специфический
12. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов - будущих специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук. -Барнаул: БГПУ, 2000. -183с.
13. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986. -С.185-193.
14. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -Мн.: Университетское, 1988. - 399с.
15. Детство:
Программа развития и
16. Дневник
воспитателя: развитие детей
17. Загрутдинова
М., Гавриш Н. Использование
18. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Совершенство, 2001. -368с.
19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. -127с.
20. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). -М.: Педагогика, 1972. -143с.
21. Клименко
Г. Использование пословиц и
поговорок в работе с детьми
(подготовительная к школе
22. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. -М.: АСТ, 1997. -С.8-34.
23. Криницына
Н. Дети любят потешки // Дошк.
воспитание.-1991.-№11.-С.16-
24. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
25. Мацкевич А.Я. Геральдика - дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. -М.: Просвещение, 1967. -С.46-60.
26. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987. -239с.
27. Мухина В.С. Детская психология. -М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. -315с.
28. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. -49с.
29. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество России, 2000. -256с.
30. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
31. Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В. Залужской. -М.: Просвещение, 1975. -368с.
32. Программа
воспитания и обучения в
33. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. -М.: Новая школа, 1995. -145с.
34. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. -М.: Новая школа, 1994. -158с.
35. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.
36. Социализацию детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984. -223с.
37. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
38. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. -М.: Высшая школа, 1986. -135с.
39. Русское
народное творчество и
40. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. -М.: Высшая школа, 1986. -С.176-185.
41. Сергеева
Д. А как речь -то говорит,
словно реченька журчит… (
42. Соловьева
О.И. Методика социализации и
обучения родному языку в
43. Стрельцова
Л. Учите детей любить родной
язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.
44. Тарасова
Т. Мальчик - пальчик, где ты
был? (о роли игр - забав в
жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-
Информация о работе Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников