Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

цель работы - показать значение геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников;

- провести экспериментальное исследование использования геральдики на занятиях по патриотическому воспитанию;

- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

Содержание

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.......................................................................................5

1.1. Пути и средства патриотического воспитания русского человека..........5

1.2. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника......................................................................................................10

1.3. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников................................................................................19

Глава 2. Экспериментальное исследование применения геральдики как основы патриотического воспитания старших дошкольников.....................29

2.1. Блок “Здравствуй, это Я!”..........................................................................30

2.2. Блок “Вместе дружная семья”...................................................................33

2.3. Блок “Моя малая родина”..........................................................................35

2.4. Блок “Широка страна моя родная”...........................................................37

2.5. Основные этапы работы...........................................................................41

2.6. Результаты эксперимента..........................................................................50

Заключение.........................................................................................................58

Список литературы............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Анализ  результатов экспериментальной  группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов (Диаграмма 2). Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей  повысился интерес к устному  народному творчеству, они используют  в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.

- у родителей  также замечен повышенный интерес  к использованию геральдики в  социализации детей дома. С удовольствием  разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Исходя  из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что  наша гипотеза о том, что уровень  социализации детей старшего дошкольного  возраста повышается, если:

- педагоги  дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса социализации;

- будет  организовано специальное обучение  родной речи с использованием  геральдики не только на специальных  занятиях по развитию речи, но  и в других режимных моментах;

- геральдика будут отобраны адекватно возрасту детей.

Заключение

Наша  работа была ориентирована на выявление  оптимальных условий патриотического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста средствами геральдики. В  связи с поставленной целью в  первой главе нашего исследо-вания рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогиче-ской науке, проанализировано особенности социализации старших дошкольни-ков и влияние геральдики на социализацию детей старшего дошко-льного возраста. Нами было дано определение малым формам фольклора, которое заключается в совокупности непрофессионально созданных народом произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики социализации и наряду с основными методами и приемами социализации старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Во второй главе рассмотрены известные  методики работы по использованию геральдики, приемы и формы работы, которые  предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.

Анализ  теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, по использованию геральдики в процессе патриотического воспитания старших дошкольников. Проследили динамику изменения уровня социализации в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей  повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.

- у родителей  также замечен повышенный интерес  к использованию геральдики в социализации детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще  остается актуальным. Однако в плане  развития методики работы с народными праздниками переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.

Геральдика  в воспитательно-образовательной  работе с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными  возможностями детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными  направлениями воспитательной работы  и видами деятельности детей  (социализацию, ознакомление с природой, различные игры);

- в-третьих,  активного включения детей;

- в-четвертых,  использования развивающего потенциала  геральдики в создании речевой  среды максимально.

Исходя  из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что  наша гипотеза о том, что уровень  социализации детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

- педагоги  дошкольного образования будут  заинтересованными руководителями  процесса социализации;

- будет  организовано специальное обучение  родной речи с использованием  геральдики не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- геральдика  будут отобраны адекватно возрасту  детей для обучения и социализации, подтвердилась.

Если  организована систематическая работа старшим дошкольникам, геральдика доступны их пониманию и осознанию. Использование геральдики в патриотическом воспитании детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование геральдики в социализации детей вполне оправдывает себя.

Список  литературы

1. Алексеева  М.М., Яшина В.И. Методика социализации  и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. -400с.

2. Алексеева  М.М., Яшина В.И. Социализация дошкольников. -М.: Академия, 1999. -159с.

3. Аникин  В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. -240с.

4. Аполлонова  Н.А. Приобщение дошкольников  к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.

5. Боголюбская  М.К., Шевченко В.В. Художественное  чтение и рассказывание в детском саду. - М.: Просвещение, 1970. -148с.

6. Бородич  А.М. Методика социализации детей. - М.: Просвещение, 1981. -255с.

7. Бухвостова  С.С. Формирование выразительной  речи у детей старшего дошкольного  возраста. - Курск: Академия Холдинг, 1976. -178с.

8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. -328с.

9. Воспитание  детей в старшей группе детского  сада /Сост.: Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984. -370с.

10. Генералова  Н. Русские народные потешки  в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.

11. Давыдова  О.И., Федоренко В.И. Колыбельные  песни как специфический защитный  механизм этноса //Психолого-педагогические  проблемы современного образования  //Сборник научных статей. -Барнаул:  БГПУ, 2001. -С.128-133.

12. Давыдова  О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов - будущих специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук. -Барнаул: БГПУ, 2000. -183с.

13. Даль  В.И. Пословицы и поговорки.  Напутное // Русское народное поэтическое  творчество. Хрестоматия по фольклористике  /Сост.: Ю.Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986. -С.185-193.

14. Детская  психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -Мн.: Университетское, 1988. - 399с.

15. Детство:  Программа развития и воспитания  детей в детском саду /Под ред.  Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - Спб.: Акцидент, 1996. -205с.

16. Дневник  воспитателя: развитие детей дошкольного  возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2001. -144с.

17. Загрутдинова  М., Гавриш Н. Использование геральдики // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

18. Занятия  по развитию речи в детском  саду. Программа и конспект /Под  ред. О.С. Ушаковой. - М.: Совершенство, 2001. -368с.

19. Илларионова  Ю.Г. Учите детей отгадывать  загадки. -М.: Просвещение, 1976. -127с.

20. Карпинская  Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). -М.: Педагогика, 1972. -143с.

21. Клименко  Г. Использование пословиц и  поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.

22. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. -М.: АСТ, 1997. -С.8-34.

23. Криницына  Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.

24. Кудрявцева  Е. Использование загадок в  дидактической игре (старший дошкольный  возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

25. Мацкевич  А.Я. Геральдика - дошкольникам //Работа  с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. -М.: Просвещение, 1967. -С.46-60.

26. Мельников  М.Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987. -239с.

27. Мухина  В.С. Детская психология. -М.: ООО  "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. -315с.

28. Народная  педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. -49с.

29. Народное  искусство в воспитании детей  /Под ред. Т.С. Комаровой. -М.: Педагогическое  общество России, 2000. -256с.

30. Орлова  Н. Использование пословиц и  поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.

31. Подготовительная  к школе группа в детском  саду /Под ред. М.В. Залужской. -М.: Просвещение, 1975. -368с.

32. Программа  воспитания и обучения в детском  саду. -М.: Просвещение, 1987. -191с.

33. Программа  "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. -М.: Новая школа, 1995. -145с.

34. Программа  "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. -М.: Новая  школа, 1994. -158с.

35. Путешествие  по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова  Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.

36. Социализацию  детей дошкольного возраста /Под  ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984. -223с.

37. Романенко  Л. Устное народное творчество  в развитии речевой активности  детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

38. Русское  народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. -М.: Высшая школа, 1986. -135с.

39. Русское  народное творчество и обрядовые  праздники в детском саду /Под  ред. А.В. Орловой. -Владимир.: Академия, 1995. -185с.

40. Рыбникова  М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. -М.: Высшая школа, 1986. -С.176-185.

41. Сергеева  Д. А как речь -то говорит,  словно реченька журчит… (малые  фольклорные жанры в трудовой  деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.

42. Соловьева  О.И. Методика социализации и  обучения родному языку в детском  саду. -М.: Просвещение, 1966. -176с.

43. Стрельцова  Л. Учите детей любить родной  язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.

44. Тарасова  Т. Мальчик - пальчик, где ты  был? (о роли игр - забав в  жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.

Информация о работе Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников