Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

цель работы - показать значение геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников;

- провести экспериментальное исследование использования геральдики на занятиях по патриотическому воспитанию;

- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

Содержание

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.......................................................................................5

1.1. Пути и средства патриотического воспитания русского человека..........5

1.2. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника......................................................................................................10

1.3. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников................................................................................19

Глава 2. Экспериментальное исследование применения геральдики как основы патриотического воспитания старших дошкольников.....................29

2.1. Блок “Здравствуй, это Я!”..........................................................................30

2.2. Блок “Вместе дружная семья”...................................................................33

2.3. Блок “Моя малая родина”..........................................................................35

2.4. Блок “Широка страна моя родная”...........................................................37

2.5. Основные этапы работы...........................................................................41

2.6. Результаты эксперимента..........................................................................50

Заключение.........................................................................................................58

Список литературы............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Часть 2

Динамическая  пауза. Проводится игра “Поменяйтесь местами”.

Цель: Развитие внимания, наблюдательности и быстроты реакции.

Материал: Маленькие карточки с изображениями гербов для каждого ребенка.

Ход игры:

1 вариант.  Дети сидят на стульчиках по  кругу. В руках у каждого  своя карточка с изображением  герба какого-нибудь города. Роль  ведущего выполняет воспитатель,  который предлагает детям внимательно  рассмотреть свои гербы, а затем говорит:

-Поменяйтесь  местами те, у кого на гербе  есть изображение какого-нибудь  зверя. (Дети, на чьих гербах есть  изображение зверя, встают и  меняются местами.)

Предложения могут быть разными:

-Поменяйтесь  местами те, у кого есть изображение… дерева (воды, фигуры человека, здания, рабочих инструментов, гор, солнца, снега, птицы, рыбы, нефти или газа, оружия).

Игра  требует внимания, так как на некоторых  гербах загаданное изображение не является основным и не сразу бросается  в глаза.

2 вариант.  Когда предыдущий вариант хорошо  усвоен детьми, можно предложить  им соревновательный вариант.  Стульев выставляется на один  меньше, чем детей. Ребенок, у  которого нет стула, является  временным ведущим. Он называет  признак, по которому дети должны поменяться местами, и сам тоже стремится занять свободный стул. Ребенок, который остался без места, становится ведущим и сам придумывает детям задание.

Часть 3

Прошло  много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но герб остался. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то вы можете узнать много интересного. Чаще всего герб по-прежнему изображают в виде старинного щита. Это означает, что в случае необходимости жители, все как один, встанут на защиту города, страны. На щите изображается то, чем город славится, гордится, дорожит.

Часть 4

Нам с  вами предстоит еще много интересного  узнать о гербах. А пока я предлагаю  вам попробовать придумать свой собственный герб. Итак, представьте, что вы рыцарь. Что о вас может рассказать ваш герб?

1 вариант.  Детям предлагается дидактическое  пособие “Сложи свой герб”,  в котором они выбирают для  себя разнообразные по цвету  поля и силуэты разных животных  и предметов. Дети самостоятельно выкладывают изображения на своем гербе и объясняют свой выбор. Силуэтов должно быть много. В случае нехватки изображений или конфликта по поводу одной картинки между несколькими участниками воспитатель должен быть готов превознести достоинства оставшихся картинок до такой степени, чтоб дети были удовлетворены предложенным вариантом.

2 вариант.  Можно предложить нарисовать  свой герб. Для облегчения работы  можно использовать готовые трафареты  с силуэтами животных, растений, транспорта и т. д. В этом  случае дети могут обмениваться трафаретами, и тогда не возникнет недоразумений по поводу одинаково выбранных изображений.

Дидактическая игра: “Угадай по описанию"

Цель: Упражнять  детей в наблюдательности, внимании; воспитывать умение дослушивать  текст до конца.

Материал: Наборное полотно; изображения гербов российских городов (желательно подобрать  гербы со сходными объектами, например, несколько гербов с изображением северного оленя или гор).

Ход игры:

Перед детьми выставляется наборное полотно  с изображением гербов. Затем им предлагается описание герба, при этом отмечается, что описание обязательно нужно дослушать до конца. Чтение производится медленно, с остановками. Первые фразы подходят к нескольким гербам, что вынуждает детей быть внимательными и не торопиться с ответами. После чтения описания детям предлагается найти и показать этот герб.

Примечание: Поскольку от дошкольников не требуется  знания названий городов и правильного  соотнесения их с соответствующими гербами, воспитатель может сразу  давать название города.

1. Лабытнанги (начало описания сходно с описанием  герба города Белогорска).

Герб  города Лабытнанги имеет форму щита…  Жители этого города, вероятно, очень  ценят окружающую природу… Изображение  белых гор подсказывает нам, что  этот город находится на севере нашей страны, где долгие зимы и очень много снега… Волны, нарисованные внизу герба, говорят о том, что город расположен на берегу холодного северного моря… В центре герба изображена голова самого распространенного жителя этого края - северного оленя. Справа и слева - серебристые ели.

2. Ханты-Мансийск (сходный герб у Надыма).

Герб  города Ханты-Мансийска имеет форму  щита… Основной цвет верхней части  этого города - холодный синий, что  говорит о том, что город находится  на севере нашей страны. Нижняя часть - зеленая, потому, что вокруг города - густые леса… В центре герба - восходящее солнце красного цвета и летящий белый журавль.

3. Дрезна (сходные - у Иванова, Электростали).

Этот  герб рассказывает нам об основной профессии горожан… Центральная  фигура на гербе - человек… Это девушка в русском костюме… Девушка - пряха… Она стоит и держит в руке веретено и нить.

4. Кузнецк  (сходные - Электросталь, Вяртсиля). Этот герб тоже рассказывает  нам об основной профессии  жителей города… Профессия эта  связана с металлом… На гербе мы можем увидеть наковальню… молот… Но фигуры кузнеца на нем нет.

5. Чебоксары  (сходные - у городов Жуковский,  Торжок).

Основной  цвет герба этого города - голубой, цвет неба… В голубом небе изображено несколько летящих птиц… В  верхней части герба - красивый узор.

2.6. Результаты  эксперимента

Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его  придерживаться и организовали календарно-обрядовые  праздники: "Кузьма и Демьян", "Осенины", "Рождество", "Масленица". Кроме того, провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью обогащения словаря и с целью обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности:

1. "В  тереме расписном я живу, к  себе в избу всех гостей приглашу…" (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве);

2. "Русские  потешки";

3. "В  гости к хозяюшке" (знакомство  с загадками);

4. "Счастливая  зыбка";

5. "Баю,  баю, баю, бай! Поскорее засыпай". И др.

На занятиях по развитию речи широко применялись скороговорки ("Рассказывание по скороговоркам"), потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволяют использовать произведения фольклора различных жанров (один из них ведущий, а другие - вспомогательные), сочетание различных видов деятельности (словесной с музыкальной, изобразительной, театрально-игровой). Таким образом, занятия носят интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовалась пословица: "Делу - время, потехе - час", настраивающей детей на последующую работу.

Так, на занятии "Счастливая зыбка" знакомили  с бытом и традициями русского народа. Детям предлагалось вспомнить  ту кроватку, в которой каждый из них спит. Затем педагог начинал рассказ о том, что давным-давно у детей тоже были свои кроватки, но они очень отличались от современных и даже назывались по-другому: колыбелька, зыбка, люлька. Рассказ сопровождался показом иллюстраций с изображением детских кроваток. Объясняли, почему они так назывались. Потом детям говорилось о том, что в этих кроватках не просто качали малышей, а напевали им песню. Ребятам предлагалось подумать и сказать, как называется песня, которая исполнялась ребенку перед сном. Правильные ответы поощрялись. Затем педагог дал сам определение колыбельной песни, пытаясь вызвать интерес к ней. После рассказа предложили послушать колыбельную и самим исполнить любимые из них. Это занятие вызвало положительный эмоциональный отклик на эти песни, желание еще раз их услышать и запомнить. В дальнейшем в колыбельных песнях мы использовали образы, хорошо знакомые детям (образ кота) при обучении детей образованию однокоренных слов.

Конечно, когда мы стали петь колыбельные  перед сном, старшие дошкольники  отнеслись к их исполнению с некоторой иронией, заявив, что такие песни они слушать не станут, потому что не маленькие. И это, на наш взгляд, связано как раз с тем, что в воспитании детей в этом возрасте они мало используются. Однако в дальнейшем с не меньшим удовольствием, чем малыши, слушали эти песни, просили повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствовали используемый в колыбельных прием уменьшения и особая ритмическая организация, которые играют определенную роль в создании психологического комфорта.

В течение  недели детям исполнялись две-три  песни, которые детьми хорошо запоминались. На следующей неделе пели еще две-три  песни, незнакомые им. Но о колыбельных  песнях, прекрасно знакомых детям, не забывали, а исполняли в сочетании  с новыми. Надо отметить, что интерес детей к колыбельным усилился после того, как мы начали использовать их на занятиях. Мы предлагаем ряд текстов колыбельных песен, которые применялись в нашей работе, а также других геральдики.

Кроме того, была проведена консультация с родителями на тему "Баю-баюшки-баю…" (как укладывать ребенка спать). В папке-раскладушке выставлялся текстовый материал различных геральдики для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми. Родители также привлекались к организации фольклорных праздников, детских постановок. С их помощью в детском саду создан музей старинных вещей, горенка, сшиты народные костюмы для детей, что являлось большим подспорьем в нашей работе.

Итак, геральдика в воспитательно-образовательной  работе с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными  направлениями воспитательной работы  и видами деятельности детей  (социализацию, ознакомление с природой, различные игры);

- в-третьих,  активного включения детей;

- в-четвертых, использования развивающего потенциала геральдики в создании речевой среды максимально.

Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели  диагностику речевых умений по той  же форме, параметрам и показателям. Результаты оформили в Таблицу 3.

Сравнительный анализ обеих групп показал, что  у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно  повысился уровень речевых умений и по показателям обогнали контрольную  группу. Так, в экспериментальной  группе по завершении исследования один ребенок получил высший балл (не было ни одного), средний балл - семеро детей (было шестеро), детей с низкой оценкой - трое (было четверо). В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. Полученные результаты занесены в аналитическую Таблицу 5, где сравниваются данные в начале эксперимента и после его завершения.

Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной  группы смогли дать анализ значения пословицы. Так, о пословице "Труд кормит, а  лень портит" ребята говорят: "Тот, кто работает, тот трудится, того уважают"; "Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить не честно"; "За труд ему платят деньги"; "Лень портит человека". Разбирая смысл пословицы "Май - холодный, год - хлеборобный", дети отвечают: "Большой урожай будет".

Также много называли других геральдики, смогли составить небольшие рассказы по пословицам. Например, на пословицу "Как аукнется, так и откликнется" Ваня К. составил такой рассказ: "Мы нашли чужого щенка и взяли  себе, а хозяин щенка ищет его и плачет. Но у нас же есть щенок, и кто-то может взять его, и тогда мы будем плакать". Мы видим, что ребенок составил рассказ из сложных предложений, построив их в грамматически правильной форме.

Информация о работе Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников