Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

цель работы - показать значение геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников;

- провести экспериментальное исследование использования геральдики на занятиях по патриотическому воспитанию;

- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

Содержание

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.......................................................................................5

1.1. Пути и средства патриотического воспитания русского человека..........5

1.2. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника......................................................................................................10

1.3. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников................................................................................19

Глава 2. Экспериментальное исследование применения геральдики как основы патриотического воспитания старших дошкольников.....................29

2.1. Блок “Здравствуй, это Я!”..........................................................................30

2.2. Блок “Вместе дружная семья”...................................................................33

2.3. Блок “Моя малая родина”..........................................................................35

2.4. Блок “Широка страна моя родная”...........................................................37

2.5. Основные этапы работы...........................................................................41

2.6. Результаты эксперимента..........................................................................50

Заключение.........................................................................................................58

Список литературы............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Народное  воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей. И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.

1.2. Патриотическое  воспитание как компонент социального  развития дошкольника

В процессе экономического и политического  реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема - патриотическое воспитание.

Программа Министерства образования Российской Федерации государственной программы  «Патриотической воспитание граждан  Российской Федерации на 2006-2012 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

В связи  с этим проблема патриотического  воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с  тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы  к ее решению как составная  часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.

Однако  существует ряд проблем, мешающих эффективной  организации работы по патриотическому  воспитанию детей и молодёжи, а  именно:

- несовершенство  законодательной базы по гражданскому  и патриотическому воспитанию;

- недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;

- отсутствие  заинтересованности СМИ в пропаганде  патриотического воспитания детей  и молодёжи и подготовке их  в военной службе;

- малочисленность  высокопрофессиональных кадров  в общественных военно-патриотических  клубах и объединениях, образовательных  учреждениях, занимающихся вопросами  патриотического воспитания;

- недостаточное  программно-методическое обеспечение  образовательного процесса;

- отсутствие  системы координации деятельности  заинтересованных структур министерств,  ведомств, научных и образовательных  заведений, общественных и религиозных  организаций, занимающихся гражданским  и патриотическим воспитанием  детей и молодёжи.

За последнее  время вследствие продолжающихся кризисных  явлений в социально-экономической, политической, культурной и т.п. сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего  поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. Поэтому, значительная роль в воспитании патриотизма легла на дошкольные и учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Не секрет, что представления выпускников  дошкольного учреждения о русской  культуре были отрывочны и поверхностны. В чём же дело? Возможно, это происходит потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.

Эти проблемы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала.

А как  донести до понимания детей-горожан  особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная  типовой Программой, решалась формально, содержательно не связываясь с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были проникнуты чувством понимания её древности.

Исходя  из выше изложенного наметились следующие  приоритеты:

1. Окружающие  предметы, впервые пробуждающие  душу ребенка, воспитывающие в  нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это  поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Необходимо  широко использовать все виды  фольклора (сказки, песенки, пословицы,  поговорки, хороводы и т.д.). В  устном народном творчестве как  нигде сохранились особенности  черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое  место в приобщении детей к  народной культуре должны занимать  геральдика и традиции. В них  фокусируются накопленные веками  тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень  важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Не всё, что окружает ребенка, равнозначно  в воспитательном отношении. Поэтому  очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам  хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности  края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города (села) со всей страной.

Любой уголок нашей страны неповторим. В  одном городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялись в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие или колхозники.

Труд  в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой - животноводов, овощеводов, в третьей - рыбаков, хлеборобов и т.д. Замечательно и неповторимо  народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, село Богородское радует малышей деревянными игрушками. В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима. Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди  работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т.д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу, результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности:

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;

- в родном  краю могут жить люди разных национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь,  как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять  природу;

- каждый  человек, любящий Родину, должен  проявить уважение к труду,  интерес к культуре родного  народа.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей страны - рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного. Эстетического, а также физического воспитания.

Можно ли говорить о воспитании любви к  родному краю без сообщения детям  определенных знаний о нем? Отбор  и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

Социальное  развитие ребенка определяет, сможет ли человек полноценно жить - развиваться и творить в обществе или его личностные качества, его возможности останутся невостребованными тем же обществом. Общеизвестно, что в раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира - система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими. Научить ребенка жить в социуме - основная задача педагога - дошкольника. Гражданская позиция дошкольников начинает формироваться как в детском саду, так и в семье. Ученые доказывают, что предпосылки будущих нравственных представлений складываются у ребенка в возрасте 3-5 лет. В этот период малыши особенно доверчивы кр всему, что происходит вокруг них. Они незаметно для себя и родителей могут сделать неожиданные выводы о том, как взрослые относятся к другой стране, нации или событию.

Группой творческих педагогов ДОУ №13 г. Ульяновска была предложена система работы с  дошкольниками об истории развития нашей страны. Широта тематики исторического  раздела и определила название «От Руси до России». Она предусматривает знакомство детей с основными этапами развития нашей Родины. Для обеспечения системы работы по данному направлению в ДОУ рекомендуются следующие элементы развивающей среды: стационарное помещение фильмотеки с набором диафильмов, кино и видеофильмов; подбор специальных пособий, книг, репродукций, картин, альбомов по развитию истории Родины; создана экологическая комната, где дети знакомятся с природой родного края; мини-планетарий позволяет решать задачи ознакомления дошкольников с Солнечной системой, освоением космического пространства человеком в соответствии с возрастными возможностями ребенка. В системе тематических игр-занятий наряду с решением познавательных задач идет воспитание чувства гордости за освоение космического пространства нашими соотечественниками.

Информация о работе Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников