Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 14:21, курсовая работа
цель работы - показать значение геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников;
- провести экспериментальное исследование использования геральдики на занятиях по патриотическому воспитанию;
- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.......................................................................................5
1.1. Пути и средства патриотического воспитания русского человека..........5
1.2. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника......................................................................................................10
1.3. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников................................................................................19
Глава 2. Экспериментальное исследование применения геральдики как основы патриотического воспитания старших дошкольников.....................29
2.1. Блок “Здравствуй, это Я!”..........................................................................30
2.2. Блок “Вместе дружная семья”...................................................................33
2.3. Блок “Моя малая родина”..........................................................................35
2.4. Блок “Широка страна моя родная”...........................................................37
2.5. Основные этапы работы...........................................................................41
2.6. Результаты эксперимента..........................................................................50
Заключение.........................................................................................................58
Список литературы............................................................................................
Чтобы
достичь положительных
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать
условия для выполнения
3. Создавать
условия для проявления
Уже в старшем дошкольном возрасте в процессе игр, физкультурных занятий, можно учить детей «читать» карту и составлять свои небольшие карты «боевых действий». На них наносить условные обозначения (полосу препятствий), которую нужно преодолеть команде «разведчиков», чтобы выполнить «боевое задание». Командир каждой группы должен внимательно следить за ходом «операции». Тому, кто неверно выполнил задание, выдается штрафное очко (желтую карточку), прошедшие препятствие «на отлично» получают красную карточку.
Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины. В игре «Зарничка» (с обязательным участием пап) дети могут показать выправку на «параде войск перед главнокомандующим армии», «отражать» танковую атаку, метко попадая «гранатами» в неприятеля, ликвидировать «очаги заражения», уничтожать «вражеские крепления». По окончании игры - салют в честь юноармейцев, горячий чай из самовара прямо на заснеженном поле.
Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участие родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
В настоящее
время особенно остро встают проблемы
нравственного и
Патриотическое
воспитание начинается в дошкольные
года, но для того, чтобы с малых
лет растить патриотов, педагоги
должны представлять себе, в чем
состоит своеобразие
Большое значение в учреждениях придается героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых. Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях - о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой.
Некоторые музыкальные произведения помогают воспитать у детей устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге («Пограничники» В. Витлина, «Моряки» Б. Кравченко, «Вечный огонь» А. Филиппенко, «Мы пока что дошколята» Ю. Чичкова, «Все мы моряки» Л. Лядовой, «Подводная лодка» М. Славкина, «Стал солдатом» И. Арсеева, «Наша армия родная» З. Левиной, «Любим Армию свою» В. Волкова, «Мы - солдаты» Слонова, «Кремлевские звезды» Р. Бойко). Из композиторов, сочиняющих песни патриотического содержания, можно назвать следующих: Ю. Чичков, А Филиппенко, Е Тиличеева, Р. Бойко. Предлагаем ряд тем патриотической направленности для ознакомления с ними дошкольников:
1. «Город в котором мы живем».
2. «Любимая Россия».
3. «История нашей страны».
4. «Музыка и революция».
5. «Когда-то была война…».
6. «В семье единой».
7. Трудовой народный подвиг».
8. «Защитник Отечества».
9. «Борьба за мир в песнях».
10. «Родные просторы».
Таким образом, музыкальное искусство «шаг за шагом» может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. Формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.
Глава 2. Экспериментальное исследование применения геральдики как основы патриотического воспитания старших дошкольников
Уже несколько лет коллектив ГОУ “Детский сад № 13” г. (далее - детский сад) работает в направлении воспитания чувства патриотизма дошкольников и на сегодняшний день имеет собственный опыт методических приемов, позволяющих решать задачи, определенные Примерной общеобразовательной программой воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста под редакцией Л.А. Парамоновой.
В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов городов России. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного “я”, своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей в нашем учреждении реализуются в течение трех лет. Данная работа разбита на следующие блоки:
“Здравствуй, это Я!”;
“Вместе дружная семья” (семья, детский сад);
“Моя малая Родина” (город, микрорайон);
“Широка страна моя родная”.
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого -
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д. Между тем наш опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. И здесь важно отметить, что использование метода совместных семейных проектов является большим подспорьем для реализации этого раздела.
2.1. Блок “Здравствуй, это Я!”
Начиная
со средней группы, педагоги детского
сада ведут работу по формированию у детей
представлений о себе как личности, имеющей
право на индивидуальные отличия от других.
Одним из таких отличий является имя ребенка.
Показать разнообразие имен позволяют
специально организованные занятия, дидактические
игры и упражнения, а также другие виды
детской деятельности.
Блок “Здравствуй, это Я!”
Специальные занятия и дидактические игры с детьми
Средняя группа:
Хороводные игры: “Ты скорее, Таня, спрячь …”,
“Узнай по голосу”
Досуг “Именины”
Занятие “Праздник имени”
Старшая группа: Занятие “Наши имена”
Проект “Мое имя”
Подготовительная
группа:
Дидактические упражнения: “Я и вселенная”, “Составь собственный герб”
Занятие “Развитие самосознания и индивидуальности” (по методическому пособию Е.Н. Лебеденко. Занятие проводит психолог)
Реализация семейного проекта “Мое имя” позволяет решать следующие задачи:
- помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;
- понять
собственную значимость в
- увидеть ребенка глазами его родителей.
В чем-то этот проект можно считать аналогом такого приема, используемого в некоторых детских садах, как написание родителями сочинения на тему “Мой ребенок”. В данном случае проект представляется в виде красочно оформленного листа (формат А3), на котором родители стараются наиболее полно представить своего ребенка. Например:
- дают объяснение, что означает имя ребенка (для детей обычно становится открытием, что их имя имеет перевод. Оказывается, они не просто Петя, Лариса, Галя, Настя, Артем, а “камень”, “чайка”, “тишина”, “воскресение”, “здоровяк”);
- объясняют,
почему было выбрано именно
это имя или кто из
- приводят
примеры, как можно ласково,
по-разному, произнести имя
- рассказывают о том, кто из великих людей носил такое же имя;
- коротко
рассказывают о характере,
- придумывают
стихотворение, посвященное
Информация о работе Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников