Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

цель работы - показать значение геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников;

- провести экспериментальное исследование использования геральдики на занятиях по патриотическому воспитанию;

- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

Содержание

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.......................................................................................5

1.1. Пути и средства патриотического воспитания русского человека..........5

1.2. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника......................................................................................................10

1.3. Знаковое народное искусство и культура как средство патриотического воспитания дошкольников................................................................................19

Глава 2. Экспериментальное исследование применения геральдики как основы патриотического воспитания старших дошкольников.....................29

2.1. Блок “Здравствуй, это Я!”..........................................................................30

2.2. Блок “Вместе дружная семья”...................................................................33

2.3. Блок “Моя малая родина”..........................................................................35

2.4. Блок “Широка страна моя родная”...........................................................37

2.5. Основные этапы работы...........................................................................41

2.6. Результаты эксперимента..........................................................................50

Заключение.........................................................................................................58

Список литературы............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Родители  воспитанников детского сада подходят к выполнению задания с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию. Они оформляли листки в самых разнообразных стилях. Это были: сюжет из сказки; корабль, отправляющийся в дальнее плавание; рыцарь, охраняющий замок; задорный львенок; космонавт.

Конечно, работа над проектом “Мое имя” не должна заканчиваться оформлением родителями листа-представления. Следующим этапом является включение педагога, который  презентует каждое представление детям  группы. Следует отметить, что работа над проектом не ограничена во времени и может выполняться в течение полугода, а может быть, и года. Таким образом, презентации не бывают очень частыми и не успевают надоесть детям. Проводить презентацию имени ребенка воспитатель может с помощью самого ребенка, если тот достаточно активен. Если ребенок застенчив, то роль рассказчика полностью ложится на педагога. Главное, чтобы в результате такого мини-рассказа у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к собственной персоне со стороны окружающих, как взрослых, так и товарищей.

2.2. Блок  “Вместе дружная семья”

Блок  “Вместе дружная семья” (семья, детский сад) призван помочь понять ребенку связь времен, историю  своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием “семья” невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.

Так, начиная  со средней группы, родители вместе с педагогом оформляют “Уголки  уединения” в группах или спальнях. Помимо набора игрушек для индивидуальных игр, книг и просто атмосферы, призванной помочь ребенку на некоторое время отгородиться от активной деятельности, в ”уголках уединения” размещаются семейные фотографии. Они могут быть представлены в виде фотовыставки или фотоальбома. Наш опыт показывает, что наличие коллекции семейных фотоснимков стимулирует желание детей рассказывать о своей семье как педагогу, так и друг другу.

Также в группе выделяется специальный  уголок “Один день нашей семьи”, в котором представляются фотографии одной семьи, повествующие о какомто значимом событии (например, “Наше путешествие на Домбай”, “Мы в походе”, “Экскурсия в зоопарк”, “Я на даче”, “Наше путешествие в Египет”). Этот вид работы не только позволяет дать детям представления об индивидуальности каждой семьи, но и решает одну из важных речевых задач - научить ребенка составлять рассказ из личного опыта.

Работа, построенная нами таким образом, дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях.

Рассмотрим  подробно, как реализуется проект “Моя семья”, работа над которым  начинается в старшей группе. В  нем родители знакомят детей с  историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Блок  “Вместе дружная семья”

Специальные занятия и виды деятельности

Средняя группа:

Занятия по ознакомлению с составом семьи

Оформление  семейного альбома

Дидактическое упражнение “Построй семью”

Создание  уголка уединения с семейными  фотографиями

Празднование  Дня рождения детского сада

Старшая группа:

Проекты: “Моя семья”, “Семейные традиции: досуг, коллекции”

Фотоальбом  “Один день в нашей семье”

Обмен информацией между родителями

Подготовительная  группа:

Занятие “Дружная семья”

Проекты: “Герб”, “Семейные традиции”

Минимузей истории куклы

Посещение городских выставок, музеев

Проект  выполняется на листе формата  А4. Задача родителей - с помощью изобразительных средств показать ребенку его родословную. Варианты оформления работы могут быть разные:

1. Традиционное  генеалогическое дерево.

2. Генеалогическое  дерево “наоборот” (т. е. дерево  изображается в виде молодого  ростка, в ветвях которого можно поместить фотографию ребенка и герб города, в котором он родился. А вот корневая система у деревца очень мощная. Каждая ветвь корня представлена в виде герба того города, из которого приехал близкий родственник ребенка). Таким образом ребенок порой получает представление о своей связи с очень большим количеством городов.

3. Одна  из работ была выполнена следующим  образом: в центре листа - фотография  ребенка на фоне Красной площади.  К ней ведут шоссейные дороги, каждая из которых оканчивается символами тех городов или краев, откуда родом близкие ребенка. Например: юрта, степь - Киргизия; памятник Петру Великому - Санкт-Петербург.

4. “Карта  России” - этот вариант интересно  смотрится, если родословная ребенка  связана с очень удаленными  краями. На карте к фотографии ребенка тянутся стрелочки от разных городов. В начале стрелочки может быть обозначен город и помещена фотография родственника.

5. Просто, но очень наглядно смотрится  и такой вариант. В центре  листа фотография ребенка, а  вокруг него - фотографии родных с небольшими комментариями (можно символами обозначить их профессии).

2.3. Блок  “Моя малая родина”

В старшей  группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок “Моя малая родина” (город, микрорайон)), предусмотренная во всех воспитательно-образовательных программах.

Основной  целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором  он живет. На этом этапе наши педагоги собирают, анализируют и доводят  до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они живут (город, поселок, микрорайон). Это могут быть:

- какие-то  исторические факты, пусть не  масштабного, а местного значения;

окружающая  природа с потребительской позиции (роль в промышленности) и с точки зрения признания самоценности природы;

- основная  профессия, которая присуща жителям  населенного пункта (если она  не выражена явно, то можно  обратить внимание детей на  самые важные и известные детям  профессии. Объяснить: то, что  производится в их городе (районе), очень нужно в других местностях. Здесь очень важен авторитет воспитателя и его убедительность).

Знакомство  с гербом города или района на этом этапе еще не проводится. Между  тем в беседах воспитатель  непременно акцентирует внимание детей  на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе. Если занятия по этой теме проходят в населенных пунктах, которые не имеют своего герба, воспитатель может взять за основу герб “столицы” района, округа, области.

В старшей  группе начинается подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными государственными символами и городской геральдикой.

Лето - период отпусков и поездок. Дети с  родителями ездят на экскурсии, посещают родственников в разных городах. Педагогу необходимо заранее побеседовать с родителями о предстоящей в следующем году теме занятий с детьми, разъяснить ее развивающее и воспитательное значение. Воспитатель может:

- предложить  родителям во время поездок  в другие города обращать внимание  ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру, основную профессию города (если такая есть);

- по  возможности посетить местный  краеведческий музей и узнать  историю города (если музея нет,  то, может быть, родственники или  знакомые смогут рассказать о городе что-нибудь интересное);

- предложить  обратить внимание детей на  герб города, не вдаваясь в  его расшифровку (если есть  возможность, приобрести сувениры  с изображением городской символики  и сделать 1-2 фотографии ребенка  на фоне самых примечательных мест).

Все эти  заготовки пригодятся в следующем  году при организации мини-музея  в группе и составлении коллективного  альбома с детскими рассказами о  российских городах.

2.4. Блок  “Широка страна моя родная”

Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны, на наш взгляд, для понимания малышей и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной.

Как же помочь ребенку глубже понять смысл  такого сложного государственного символа, как герб? Как научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить?

Разработанная в нашем детском саду система  работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой призвана помочь педагогам решить столь сложную задачу с учетом специфики восприятия детей 6-7 лет.

Старший дошкольник уже многое может понять, поэтому первые занятия посвящаются  объяснению происхождения таких  символов, как флаг и герб (приложение 1). В доступной для старших  дошкольников форме происходит погружение их в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей. Беседы и занятия с детьми изобилуют иллюстративным материалом. Используются книги о рыцарях, где есть изображения разнообразных флагов и щитов. Подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с легонаборами (замки, рыцари, боевые кони), чтение адаптированной литературы (средневековые легенды) помогают на эмоциональном уровне закрепить полученный материал.

Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне.

Следующий этап работы - объяснение изображения  на гербе. Опыт нашей работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится.

Исходя  из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: исторический, природный или экологический, профессиональный. Работу на этом этапе можно организовать в двух вариантах:

- первый  вариант - традиционный - занятия;

- второй  вариант - освоение материала  в разнообразных видах деятельности  детей.

Для занятий  педагог подготавливает конспекты  по разработанному плану, например:

- “История  в гербах”;

- “Руки  трудовые” (отражение в гербах  профессий);

- “То  березка, то рябинка” (экология  в гербах);

- “На  страже Родины” (военная тематика  в гербах);

занятие по ознакомлению с родным городом, районом  с опорой на символику герба;

- викторина  (заключительное занятие).

Такой подход дает возможность педагогу достаточно быстро ознакомить детей с темой  и дать им готовые принципы построения и “расшифровки” российских гербов.

Второй  способ более трудоемкий и требует  от педагога отличного знания материала, ориентации в нем и быстрой реакции, а также наличия большого числа наглядных и дидактических пособий. Ознакомление с темой происходит не на отдельно организованных занятиях, а в процессе всех видов деятельности в течение всего учебного года. Основой является предварительная работа с родителями, выполнение ими заданий на лето - сбора информации о знакомых детям городах России.

Способы организации работы при этом могут  быть следующие. Информация дается детям  в краткой беседе, например, утром, пока накрываются столы к завтраку. Несколько минут этому можно уделить перед обедом, после дневного сна. Варианты начала беседы могут быть самыми разнообразными.

Информация о работе Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников