Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа
Современное общество предъявляет к образовательному процессу вы-сокие требования. Эти требования относятся и к использованию современ-ных технологий обучения, и к использованию новых форм контроля знаний. Несоответствие между высокими требованиями и их реализацией приводит к снижению мотивации учащихся, низкой успеваемости и утрате интереса к учебе. Традиционная система обучения не справляется с этими проблемами, именно поэтому методисты стали разрабатывать новые технологии в совре-менной педагогической науке.
Диалоговые технологии очень важны на уроках русского языка в связи с социализацией ребенка в окружающем мире. Именно на русском языке ученик должен правильно излагать и отстаивать свои мысли и мнения.
Игровые технологии.
«Учебная дидактическая игра как технология обучения давно интере-сует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориен-тированы на процесс постижения смысла этой деятельности» [Загрекова, 2004, 157].
В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие ком-поненты:
- мотивационный;
- ориентационно-целевой;
- содержательно-операционный;
- ценностно-волевой;
- оценочный [Горбич, 2009, 2].
Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержа-нию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности к игре.
Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспри-нимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично зависимыми, становятся регуляторами игро-вого поведения учащихся.
Содержательно-
Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целена-правленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональ-ные переживания.
Оценочный
компонент игры обеспечивает сопоставление
результатов игровой
Наиболее распространенная и простая форма игры – это игра со словом. Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографи-ческой зоркости, расширение словарного запаса, закрепление грамматиче-ских категорий. Эти игры занимают 5–7 минут и могут проводиться в любое время урока. Если их использовать в качестве «речевой разминки», то с них можно начинать практически каждый урок.
Очень популярной остается у ребят всех возрастов игра на составление слов из букв, входящих в данное слово. В качестве исходного обычно выби-рается орфографически трудное слово: предприниматель, корреспонденция, коммуникация, растительность, приманивание, превосходство и т.п. За одну минуту надо составить из букв, входящих в конкретное слово, как можно больше существительных в начальной форме [Сальникова, 2005, 1].
Во время проверки ученики должны назвать составленные слова. По-беда достается тому, кто последним называет слово, при этом надо внима-тельно следить, чтобы слова не повторялись, т.к. ученик, повторивший уже названное слово, выбывает из игры.
Заметим, что даже короткие слова дают интересные варианты. Так, се-миклассники из слова винегрет составили почти 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит) [Сальникова, 2005, 2].
К этому же разряду относятся загадки.
«Загадка – это не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, ост-роту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, каза-лось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях». [Филипченко, 2008, 110].
Для игры в слова можно использовать шарады, анаграммы, метаграм-мы, и т.д. и предложить такое задание: «Прочитайте (послушайте) описание заданного слова и назовите его» [Горбич, 2009, 11].
Шарада – это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждое из них представ-ляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное.
Три части слова находи подряд:
Когда ликуешь, говоришь «я рад»,
За этим словом назови союз,
А третьей частью будет слово «ус».
Бывает он у старика, есть у кота,
Его ты обнаружишь у кита.
А целое должно на ум прийти,
Когда окружность циркулем
Захочешь провести.
(радиус) [Горбич, 2009, 12].
Анаграмма - это слово или словосочетание, образованное от переста-новки слогов и букв (например: липа – пила, актер – терка), а также при чте-нии справа налево (например: колесо – оселок, кот – ток), в результате чего составляется другое слово.
Они в конструкциях встречаются
Мостов и каменных ворот.
В продукт питанья превращаются
При чтении наоборот.
(арки – икра) [Горбич, 2009, 12].
Метаграмма – это слово, образованное в результате замены одной бук-вы так, чтобы получилось новое слово (например, из слова липа, заменив п на с, получаем другое слово – лиса, сазан – фазан, цапля – капля, карта – пар-та и т.п.).
С буквой «З» – оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» – гнилое место,
Там земля, как будто тесто
(золото – болото) [Горбич, 2009, 12].
Рассмотрим группу игр, направленных на развитие творческих способ-ностей.
Ассоциации.
Учитель называет слово, а ученики по очереди продолжают ряд слов, называя свои ассоциации к последнему названному слову. Игра проходит в быстром темпе. Можно разделить учеников на 2 группы по 10–15 человек и каждой группе предложить свое слово (в противном случае через 15–20 слов теряется всякая связь с исходным словом) [Сальникова, 2005, 3]. Критериями оценивания служат не только общепринятые, но и оригинальность, уместное использование слова.
Творческая разминка.
Учитель называет 2–3 слова, ученики составляют предложение. Чем необычнее слова, тем лучше [Сальникова, 2005, 3]. Такие занятия проходят интересно, увлекательно, но этот прием нельзя использовать часто.
Лингвистические сказки.
Сочинение сказки в 5–7-х классах – прекрасный прием закрепления собственно предметных знаний. В этом возрасте ученики охотно сочиняют волшебные сказки, владеют необходимыми умениями характеристики ска-зочного персонажа, создания зачина и концовки и т.п., поэтому теперь задачу можно усложнить. При написании лингвистической сказки необходимо: 1) максимально представлять в тексте изучаемый лексический, морфемный, морфологический и пр. материал (в зависимости от изучаемой темы и кон-кретного задания); 2) придумать для персонажей такие действия, при описа-нии которых проявятся лингвистические признаки слов и других единиц языка [Сальникова, 2005, 4]. Такую технологию целесообразно использовать в конце изучения того или иного раздела.
Составление кроссвордов может играть роль итогового задания. Со-временные дети с радостью принимаются за разгадывания кроссвордов. Со-ставление кроссворда требует отбора слов в соответствии с изучаемой темой и с учетом их расположения в сетке (не менее 20–30 слов) и умения «зашиф-ровать» слово. Выполняя такую работу, ученики должны обращаться к учеб-нику, справочнику, чтобы набрать необходимое количество терминов, уточ-нить определение понятия [Сальникова, 2005, 4].
Особую группу составляют ролевые игры.
Ролевая игра – современный метод обучения умению общаться. Такие игры помогают вырабатывать свою линию речевого поведения, совершенст-вовать приемы речевого взаимодействия с партнерами, формируют быструю реакцию, способствуют освоению речевых моделей.
Не секрет, что овладение нормами современного литературного языка – одна из сложнейших задач преподавания. Только обязательное и активное включение языковых единиц в речь обеспечивает запоминание и автоматиче-ское их использование. Следовательно, хорошо бы создавать такие речевые ситуации на уроке, чтобы возникала необходимость многократно проговари-вать изучаемые слова [Сальникова, 2005, 5].
В настоящее время существует большое количество игр, которые мож-но использовать на уроках русского языка. Главное, что должен помнить учитель: управляя ходом игры, нужно держать в поле зрения всех учеников класса. Результативность игрового урока зависит от соблюдения всех усло-вий игры.
Компьютерные технологии обучения.
В начале XXI века технология мультимедиа и Интернета получили ши-рокое распространение в нашей жизни, что позволяет их использовать в ка-честве средства обучения, в том числе и на уроках русского языка.
Внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) меняет традиционный взгляд на образование, помогает преодолеть противо-речие между активным использованием различных педагогических техноло-гий и недостаточным ростом эффективности обучения. ИКТ направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения, со-вершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечи-вающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
Основной
целью использование
повышение мотивации обучения;
-
развитие познавательной
-
стимулирование
-
повышение качества
-
совершенствование форма и
Учителя применяют компьютерные технологии как при подготовке к проведению уроков, так и на факультативных занятиях, во внеклассной рабо-те, в методической и воспитательной работе.
«В
одобренной Правительством Российской
Федерации Концепции
Благодаря тому, что информационные технология развиваются быст-рыми темпами, в методической литературе все больше внимание отводится роли компьютерным технологиям.
О.И. Горбич дает классификацию компьютерных технологий. Она вы-деляет презентацию, информационно-обучающие и тестирующие программы.
Другой методист, Е.Б. Крылова, в своей статье «Использование инте-рактивного оборудования на уроках русского языка, литературы, курса «Речь и культура общения»» обращает внимание на возможности, которые предос-тавляют компьютерные технологии:
-
ученик начинает работать
-
у учеников многое получается:
Учащиеся могут делать записи
марке-ром или пальцем,
Информация о работе Интерактивные технологии обучения русскому языку