Интерактивные технологии обучения русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Современное общество предъявляет к образовательному процессу вы-сокие требования. Эти требования относятся и к использованию современ-ных технологий обучения, и к использованию новых форм контроля знаний. Несоответствие между высокими требованиями и их реализацией приводит к снижению мотивации учащихся, низкой успеваемости и утрате интереса к учебе. Традиционная система обучения не справляется с этими проблемами, именно поэтому методисты стали разрабатывать новые технологии в совре-менной педагогической науке.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

     Диалоговые  технологии очень важны на уроках русского языка в связи с социализацией  ребенка в окружающем мире. Именно на русском языке ученик должен правильно излагать и отстаивать свои мысли и мнения.

     Игровые технологии.

     «Учебная  дидактическая игра как технология обучения давно интере-сует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориен-тированы на процесс постижения смысла этой деятельности» [Загрекова, 2004, 157].

     В настоящее время в игровой  технологии выделяются следующие ком-поненты:

     - мотивационный;

     - ориентационно-целевой;

     - содержательно-операционный;

     - ценностно-волевой;

     - оценочный [Горбич, 2009, 2].

     Мотивационный компонент связан с отношением ученика  к содержа-нию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и  потребности к игре.

     Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспри-нимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично зависимыми, становятся регуляторами игро-вого поведения учащихся.

     Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся зна-ния и способы деятельности.

     Ценностно-волевой  компонент обеспечивает высокую  степень целена-правленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональ-ные переживания.

     Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление  результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом иг-ры и рефлексию собственной  деятельности.

     Наиболее  распространенная и простая форма  игры – это игра со словом. Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографи-ческой зоркости, расширение словарного запаса, закрепление грамматиче-ских категорий. Эти игры занимают 5–7 минут и могут проводиться в любое время урока. Если их использовать в качестве «речевой разминки», то с них можно начинать практически каждый урок.

     Очень популярной остается у ребят всех возрастов игра на составление слов из букв, входящих в данное слово. В  качестве исходного обычно выби-рается орфографически трудное слово: предприниматель, корреспонденция, коммуникация, растительность, приманивание, превосходство и т.п. За одну минуту надо составить из букв, входящих в конкретное слово, как можно больше существительных в начальной форме [Сальникова, 2005, 1].

     Во  время проверки ученики должны назвать составленные слова. По-беда достается тому, кто последним называет слово, при этом надо внима-тельно следить, чтобы слова не повторялись, т.к. ученик, повторивший уже названное слово, выбывает из игры.

     Заметим, что даже короткие слова дают интересные варианты. Так, се-миклассники из слова винегрет составили почти 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит) [Сальникова, 2005, 2].

     К этому же разряду относятся загадки.

     «Загадка  – это не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых  лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, ост-роту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она  учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, каза-лось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях». [Филипченко, 2008, 110].

     Для игры в слова можно использовать шарады, анаграммы, метаграм-мы, и т.д. и предложить такое задание: «Прочитайте (послушайте) описание заданного слова и назовите его» [Горбич, 2009, 11].

     Шарада  – это загадка, составленная в  стихах, в ней задуманное слово  распадается на несколько отдельных  частей, причем каждое из них представ-ляет собой самостоятельное слово, как  правило, односложное.

     Три части слова находи подряд:

     Когда ликуешь, говоришь «я рад»,

     За  этим словом назови союз,

     А третьей частью будет слово «ус».

     Бывает  он у старика, есть у кота,

     Его ты обнаружишь у кита.

     А целое должно на ум прийти,

     Когда окружность циркулем

     Захочешь  провести.

     (радиус) [Горбич, 2009, 12].

     Анаграмма - это слово или словосочетание, образованное от переста-новки слогов и букв (например: липа – пила, актер  – терка), а также при чте-нии  справа налево (например: колесо – оселок, кот – ток), в результате чего составляется другое слово.

     Они в конструкциях встречаются

     Мостов  и каменных ворот.

     В продукт питанья превращаются

     При чтении наоборот.

     (арки  – икра) [Горбич, 2009, 12].

     Метаграмма  – это слово, образованное в результате замены одной бук-вы так, чтобы получилось новое слово (например, из слова липа, заменив п на с, получаем другое слово – лиса, сазан – фазан, цапля – капля, карта – пар-та и т.п.).

     С буквой «З» – оно блестит,

     В сейфах банковских лежит.

     С буквой «Б» – гнилое место,

     Там земля, как будто тесто

     (золото – болото) [Горбич, 2009, 12].

     Рассмотрим  группу игр, направленных на развитие творческих способ-ностей.

     Ассоциации.

     Учитель называет слово, а ученики по очереди  продолжают ряд слов, называя свои ассоциации к последнему названному слову. Игра проходит в быстром темпе. Можно разделить учеников на 2 группы по 10–15 человек и каждой группе предложить свое слово (в противном случае через 15–20 слов теряется всякая связь с исходным словом) [Сальникова, 2005, 3]. Критериями оценивания служат не только общепринятые, но и оригинальность, уместное использование слова.

     Творческая  разминка.

     Учитель называет 2–3 слова, ученики составляют предложение. Чем необычнее слова, тем лучше [Сальникова, 2005, 3]. Такие  занятия проходят интересно, увлекательно, но этот прием нельзя использовать часто.

     Лингвистические сказки.

     Сочинение сказки в 5–7-х классах – прекрасный прием закрепления собственно предметных знаний. В этом возрасте ученики  охотно сочиняют волшебные сказки, владеют необходимыми умениями характеристики ска-зочного персонажа, создания зачина и концовки и т.п., поэтому теперь задачу можно усложнить. При написании лингвистической сказки необходимо: 1) максимально представлять в тексте изучаемый лексический, морфемный, морфологический и пр. материал (в зависимости от изучаемой темы и кон-кретного задания); 2) придумать для персонажей такие действия, при описа-нии которых проявятся лингвистические признаки слов и других единиц языка [Сальникова, 2005, 4]. Такую технологию целесообразно использовать в конце изучения того или иного раздела.

     Составление кроссвордов может играть роль итогового  задания. Со-временные дети с радостью принимаются за разгадывания кроссвордов. Со-ставление кроссворда требует  отбора слов в соответствии с изучаемой  темой и с учетом их расположения в сетке (не менее 20–30 слов) и умения «зашиф-ровать» слово. Выполняя такую работу, ученики должны обращаться к учеб-нику, справочнику, чтобы набрать необходимое количество терминов, уточ-нить определение понятия [Сальникова, 2005, 4].

     Особую  группу составляют ролевые игры.

     Ролевая игра – современный метод обучения умению общаться. Такие игры помогают вырабатывать свою линию речевого поведения, совершенст-вовать приемы речевого взаимодействия с партнерами, формируют быструю  реакцию, способствуют освоению речевых моделей.

     Не  секрет, что овладение нормами  современного литературного языка  – одна из сложнейших задач преподавания. Только обязательное и активное включение  языковых единиц в речь обеспечивает запоминание и автоматиче-ское их использование. Следовательно, хорошо бы создавать такие речевые ситуации на уроке, чтобы возникала необходимость многократно проговари-вать изучаемые слова [Сальникова, 2005, 5].

     В настоящее время существует большое  количество игр, которые мож-но использовать на уроках русского языка. Главное, что должен помнить учитель: управляя ходом игры, нужно держать в поле зрения всех учеников класса. Результативность игрового урока зависит от соблюдения всех усло-вий игры.

     Компьютерные  технологии обучения.

     В начале XXI века технология мультимедиа и Интернета получили ши-рокое распространение в нашей жизни, что позволяет их использовать в ка-честве средства обучения, в том числе и на уроках русского языка.

     Внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) меняет традиционный взгляд на образование, помогает преодолеть противо-речие между активным использованием различных педагогических техноло-гий и недостаточным ростом эффективности обучения. ИКТ направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения, со-вершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечи-вающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

     Основной  целью использование информационных компьютерных тех-нологий является повышение эффективности урока. Это происходит через реализацию таких задач, как:

     повышение мотивации обучения;

     -  развитие познавательной активности  учащихся;

     - стимулирование самостоятельности  учащихся при подготовке к  уро-кам;

     - повышение качества образования;

     - совершенствование форма и методов  организации учебного процесса 

     Учителя применяют компьютерные технологии как при подготовке к проведению уроков, так и на факультативных занятиях, во внеклассной рабо-те, в  методической и воспитательной работе.

     «В  одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед систе-мой образования  поставлены новые приоритеты. При  этом ведущим является подготовка подрастающего  поколения к жизни в быстро меняющемся ин-формационном обществе… Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационны-ми технологиями. Поэтому жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии, владе-ет современными ИКТ. Кроме этого, на сегодняшний день уровень и темпы внедрения, использования информационных и коммуникационных техноло-гий во многом определяют состояние экономики, качество жизни населения, национальную безопасность, место государства в современном мире» [Боло-тов, 2004, 5]

     Благодаря тому, что информационные технология развиваются быст-рыми темпами, в  методической литературе все больше внимание отводится роли компьютерным технологиям.

     О.И. Горбич дает классификацию компьютерных технологий. Она вы-деляет презентацию, информационно-обучающие и тестирующие программы.

     Другой  методист, Е.Б. Крылова, в своей статье «Использование инте-рактивного оборудования на уроках русского языка, литературы, курса «Речь и культура общения»» обращает внимание на возможности, которые предос-тавляют компьютерные технологии:

     - ученик начинает работать активно:  Первое время для учащихся  – это игра, затем – инструмент  для работы, т.к. дети быстро  привыкают к “доске”. Большой  экран позволяет работать всем вместе, группами, индивидуально. Урок становится динамичнее.

     - у учеников многое получается: Учащиеся могут делать записи  марке-ром или пальцем, рисовать  поверх изображения или текста, передвигать объ-екты, выделять главные  мысли, конструировать, фиксировать свои наблюде-ния. Развиваются творческие способности учащихся, и растет уверенность в себе.

Информация о работе Интерактивные технологии обучения русскому языку