Интерактивные технологии обучения русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Современное общество предъявляет к образовательному процессу вы-сокие требования. Эти требования относятся и к использованию современ-ных технологий обучения, и к использованию новых форм контроля знаний. Несоответствие между высокими требованиями и их реализацией приводит к снижению мотивации учащихся, низкой успеваемости и утрате интереса к учебе. Традиционная система обучения не справляется с этими проблемами, именно поэтому методисты стали разрабатывать новые технологии в совре-менной педагогической науке.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

     2. Нет противопоставления с союзом  а 2. Есть противопоставление с союзом а

     3. Нет зависимого слова 3. Есть зависимое слово

     Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке  слышится гром, не рас-катывающийся, а  глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум лив-ня. Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море.

     III группа.

     1. Запишите слова ненавистный, неуклюжий,  негодующий, неправиль-ный, ненавидящий.  Какое из этих слов лишнее  и почему? (Слово неправиль-ный  лишнее, так как может употребляться без не. При затруднении ученикам можно задать вопрос: «Какие слова употребляются без не, а какие нет?»).

     2. Определите, какой частью речи  является каждое слово. Как  вы это делаете?

     3. Почему данные прилагательные  написаны с не слитно? Почему гла-голы ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно? Сделайте вывод.

     4. Прочитайте предложения, записанные  на доске:

     Здесь протекала не глубокая, а мелкая река. Он мне не друг, а враг.

     Почему  не с существительными и прилагательными  в данных примерах пишется раздельно?

     5.Запишите  примеры в тетрадь: 

     Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после  бури небо-склон. Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

     В каком случае не с причастиями  пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику.

     6. Перепишите, раскройте скобки:

     Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно  освежает. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, по-лыхали за рекой.

     Проверим  что у нас получилось в ходе работы каждой группы.

     I группа дает связный ответ  с примерами. II группа – образец  рассуж-дения с примерами. III группа  объясняет примеры, отработанные  самостоя-тельно.

     4. Закрепление нового материала.

     Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Рассмотрим этот случай подробно. (Выполняется одно из упражн6ений из учебника или задание, составленное учителем).

     5. Подведение итогов урока.

     Можем ли мы теперь без ошибок написать те предложения, которые прозвучали в  начале урока? Ответьте, пожалуйста, ребята, и на такой вопрос: «Для чего мы используем причастия в речи?» Внимательно посмотрите на свои записи и попробуйте сделать вывод. (Учитель может задать наводящие вопросы: «Какой темой объединены предложения, с которыми мы сегодня работали? Что помогает авторам сделать описания грозы достоверным? Ка-кими средствами это достигается? Почему?»)

     6. Домашнее задание.

     Составьте сказку-миниатюру о правописании не с причастиями (по же-ланию). Слабые ученики выполняют упражнение из учебника [Горбич, 2009, №18, 12].

     Рассмотрим  содержание технологии концентрированного обучения, которое описывает О.И. Горбич в своей статье.

     Концентрированное обучение – особая технология организации  учеб-ного процесса, при которой  внимание педагогов и учащихся сосредоточива-ется на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уро-ков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели [Горбич, 2009, №18, 12]. Цель этой технологии состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создан6ие оп-тимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обу-чения с естественными психологическими особенностями человеческого вос-приятия.

     В современной научной литературе предметно-ориентированные тех-нологии  широко разрабатываются другими  методистами. Например, в этой области получают развитие внедрение компетентностно-ориентированных заданий в предметное обучение. Компетентностно-ориентированные задания можно применять не только на этапе углубле6ния и обобщения знаний и спо-собов деятельности, но и на этапе контроля, что обусловлено возможностью дифференцировать с их помощью уровень подготовки выпускников [Рябухи-на, 2010, 4].Применение таких заданий позволяет включить старшеклассни-ков в самостоятельную познавательную деятельность, включающую в себя умение исследовать текст, извлекать необходимую информацию из разных источников, а также создавать устные и письменные высказывания, отве-чающие целям и условиям коммуникации.

     Вузовские технологии обучения в школе.

     В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традици-онно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др. [Горбич, 2009, 2].

     Школьная  лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу. Классическая школьная лекция имеет четкую структуру, например такую.

     1. Актуализация темы, определение  задания.

     2. Слушание лекции учителя (20-30 минут).

     3. Активная работа учащихся в  соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.

     4. Обсуждение выполнения заданий.

     5. Подведение итогов.

     6. Рекомендация дополнительной литературы [Горбич, 2009, 3].

     Урок-семинар  – это форма самостоятельной  работы, которая способст-вует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных спо-собностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совер-шенствованию коммуникативных навыков.

     Школьное  семинарское занятие обычно состоит:

     1) из вступительного слова учителя;

     2) сообщений учащихся;

     3) обсуждения сообщений;

     4) подведения итогов семинара [Горбич, 2009, 5].

     Урок-практикум  обычно проводится в конце изучения какой-нибудь темы для того, что систематизировать  и обобщить знания. При подготовке кК такому уроку школьники дома читают пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает разнооб-разный дидактический материал, от качества которого во многом зависит ре-зультативность данного урока. На практических уроках предусматривается использование разного рода вспомогательной литературы: словарей, спра-вочников, таблиц, учебных пособий.

     Схема урока-практикума может быть такой:

     1. Повторение теоретических сведений  по проблеме.

     2. Повторение алгоритмов выполнения  разного рода практических за-даний (графический разбор, составление схем, морфемный разбор, редакти-рование текста и т.д.).

     3. Собственно практикум с использованием  словарей, справочников, учебных пособий.  Работа ведется по карточкам.

     4. Контролирующее задание для всего  класса. Выполняется с самокон-тролем по словарю или справочнику.

     5. Задание на дом [Горбич, 2009, 7].

     Благодаря вузовским педагогическим технологиям, которые использу-ются в современной  школе при обучении русскому языку, обеспечивается мыслительная активность каждого ученика, развивается его самостоятель-ность и повышается авторитет знаний.

     Технологии  личностно-ориентированные.

     Личностно-ориентированные  технологии воплощают гуманистические  идеи в педагогике, психологии и  методике. В данных технологиях ребенок  рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максималь-ной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и про-цессы и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях. Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать критическое и творческое мышление. При этом должны учитываться возрастные возможности ученика.

     Главная идея нового подхода состоит в  переходе от объяснения к по-ниманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка учителя – не на пере-дачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества [Горбич, 2009, 2].

     Одной из разновидностей личностно-ориентированной  технологии яв-ляется мастерская. Сущность этой технологии в том, что в атмосфере  уни-кальным образом организованного  учебного процесса ученики сами добыва-ют и осмысливают знания по предмету.

     В обобщенном виде принципы работы мастерской таковы:

     1) равенство всех участников, включая  педагогов;

     2) ненасильственное вовлечение в  процесс деятельности;

     3) отсутствие оценки (точнее, отметки,  так как оценка есть и должна  быть, но только положительная);

     4) отсутствие соперничества, соревнования;

     5) чередование индивидуальной и  групповой работы;

     6) важность не столько результатов  творчества, сколько самого процес-са;

     7) разнообразие используемого материала;

     8) ответственность каждого за свой  выбор [Горбич, 2009, №20, 5].

     К этому же разряду относится и  технология проектов.

     Работа  над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает в себя несколько  этапов: предварительный выбор старшеклассником темы (с учетом рекомендации учителя); составление пла-на, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собст-венного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление выпускника с крат-кой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта [Горбич, 2009, 2].

     Эта технология актуализирует важнейшие  речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение рабо-тать с  текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.

     Таким образом, личностно-ориентированные  технологии направлены на то, чтобы  ученик сам добывал и осмысливал знания по русскому языку в отличие  от традиционной системы, где источником знания всегда является учитель.

     Диалоговые  технологии обучения.

     Основное  назначение данной технологии состоит  в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные  способы для выражения своих  мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, соз-дающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, из-менения ряда утвердившихся смыслов [Горбич, 2009, 1].

     Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопе-реживание, сотворчество.

     Важным  аспектом является содержание диалога. Образовательная об-ласть «Русский язык» обладает в этом отношении  широкими возможностями. Глубоко человечное содержание предметов данной области знания позволяет одновременно решать три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентированную

     Задача  уроков-диалогов состоит еще и  в том, что школьников нужно учить  полноценному и полноправному участию  в диалоге. Ведь практику участия в обсуждении лингвистических тем учащиеся будут приобретать на уроках русского языка, овладевая умениями диалогической речи [Горбич, 2009, 2].

Информация о работе Интерактивные технологии обучения русскому языку