Интерактивные технологии обучения русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Современное общество предъявляет к образовательному процессу вы-сокие требования. Эти требования относятся и к использованию современ-ных технологий обучения, и к использованию новых форм контроля знаний. Несоответствие между высокими требованиями и их реализацией приводит к снижению мотивации учащихся, низкой успеваемости и утрате интереса к учебе. Традиционная система обучения не справляется с этими проблемами, именно поэтому методисты стали разрабатывать новые технологии в совре-менной педагогической науке.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

     I. Введение

     Современное общество предъявляет к образовательному процессу вы-сокие требования. Эти  требования относятся и к использованию  современ-ных технологий обучения, и к использованию новых форм контроля знаний. Несоответствие между  высокими требованиями и их реализацией приводит к снижению мотивации учащихся, низкой успеваемости и утрате интереса к учебе. Традиционная система обучения не справляется с этими проблемами, именно поэтому методисты стали разрабатывать новые технологии в совре-менной педагогической науке.

     Тема  данной курсовой работы – новые  технологии в обучении русско-му языку. Цель курсовой работы – проанализировать новые технологии обу-чения определенному  школьному предмету (русскому языку), дать их клас-сификацию. Данная цель реализуется посредством выполнения следующих задач:

     - рассмотреть отражение в методической  литературе понятийной и со-держательной  стороны понятия педагогических  технологий;

     - проанализировать многоплановость  классификации педагогических технологий  в разной методической литературе;

     - определить причины возникновения  новых технологий обучения;

     - рассмотреть, как методическая  литература раскрывает содержание  новых технологий обучения русскому  языку;

     - основываясь на научной литературе, дать классификацию новым тех-нологиям обучения русскому языку.

     Курсовая  работа состоит из двух глав и приложения. Первая глава по-священа теоретическому обоснованию выбранной темы. Вторая глава пред-ставляет собой практическую часть (конспект урока).

     Для выполнения курсовой работы была использована новая методиче-ская литература. Данная тема рассматривается в статьях методических жур-налов, газетах и научных сборниках.

     Новые педагогические технологии находятся  в центре внимания мето-дистов. В  методической литературе отражены разные аспекты анализируе-мой проблемы:

     - проблемы содержания и понятия  технологии и их классификации  [Горбич, Коротаева];

      - рациональное использование компьютера  и других цифровых ресур-сов  при изучении языков [Бовтенко, Цифровые  …, Шаталова];

     - использование новых интерактивных технологий [Дубовая];

     - создание новых компетентностно  ориентированных технологий [Ря-бухина 2009; 2010];

     - применение игровых технологий [Сальникова, Горбич]

     - использование технологии портфолио  [Черепанова].

     Работа  выполнена с использованием традиционного описательного ме-тода с элементами контрастивного анализа, а методическая разработка де-монстрирует внедрение в школьную практику проектного группового метода.

     Актуальность  выбранной темой обусловлена  быстрыми темпами разви-тия современного общества, а, следовательно, и развитием процесса обуче-ния в современных образовательных учреждениях, а также развитием и вне-дрением новых технологий. В научной методической литературе данная про-блема рассмотрена еще недостаточно, и поэтому ее проведенный анализ сви-детельствует об актуальности работы.

     Возникает необходимость изучения опыта, подробной  каталогизации и обобщения литературы. Именно решению этого вои проса  посвящена на-стоящая работа, новизна  которой и заключается в подробном  анализе имею-щегося материала. 
 
 
 
 

     II. Новые технологии  обучения русскому  языку.

     1.1  Педагогические технологии, их классификация.

     Потребности общества определяют цель современной  школы - сфор-мировать человека, способного и готового к систематическому самостоя-тельному самообучению и саморазвитию [Черепанова, 2004, 41]. Т.о. главной целью любого урока является «воспитание личности, умеющей анализиро-вать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой творческий и критический взгляд на мир» [Халимова]. Все это достигается с помощью педагогических технологий.

     Термин  «технология» появился давно. Он отражен  во многих словарях русского языка. Для  примера возьмем словарные статьи в Большом толковом словаре русского языка под ред. С.А. Кузнецова и Малом Академическом Словаре.

     Технология  -и; ж. (от греч. technē - искусство, мастерство и logos – учение) – 1. Совокупность методов, процессов и средств, используемых при производстве, изготовлении чего-л. Новая, старая т. Компьютерные техно-логии. Т. изготовления детали. Разработать, внедрить технологию. Нару-шать, соблюдать технологию обработки металла. // обычно мн.: техноло-гии, -ий. Совокупность приёмов и способов, позволяющих управлять обще-ственными процессами и отношениями между людьми. Политические тех-нологии. Выборные технологии. 2. Совокупность знаний о способах обработ-ки материалов, изделий и методах осуществления каких-л. производственных процессов. Т. судостроения. Т. окраски изделий из кожи. Секреты техноло-гии [Кузнецов, 1998,469].

     В Малом академическом словаре  слово «технология» определяется как  «1. Совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий, методах  осуществления каких-л. производственных процессов; 2. Совокупность опе-раций, осуществляемых определенным способом и в определенной последо-вательности, из которых складывается процесс обработки материала, изде-лия» [МАС, 1999,].

     Однако  приведенные значения не соответствуют  пониманию термина «технология» в современной методической литературе. Рассмотрим, как трактуется термин «технология» на современном этапе развития педагогиче-ской науки.

     Область педагогических технологий как часть  педагогической науки только начинает оформляться в самостоятельное  направление, в связи с чем  возникает ряд вопросов. Среди них – многозначность дефиниций «педагоги-ческих технологий» [Коротаева, 2008, 29] Так, ряд педагогов придерживают-ся определения, трактующего педагогические технологии как сочетание оп-ределенных приемов и методов: «совокупность способов организации учеб-но-познавательного процесса или последовательность определенных дейст-вий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направлен-ных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка)» [Байко-ва, Гребенкина, 2001, 9]. Другие методисты под технологией в педагогике понимают как процесс: «научного проектирования и точного воспроизведе-ния гарантирующих успех педагогических действий» (Е.Н. Шиянов, И.Б. Ко-това); «оптимизация обучения и воспитания путем анализа факторов, повы-шающих педагогическую эффективность, конструирования и применения методов и приемов, а также их оценки (Р.В. Овчарова)» [Коротаева, 2008, 29]. Такой подход требует от учителя большего знания теории, готовности к ос-мыслению и прогнозированию своих действий, ответственности за получае-мые результаты. Однако есть определения педагогических технологий еще более высокого порядка, где искомое утверждается как определенное науч-ное направление: «наука, исследующая наиболее рациональные пут обуче-ния» (Г.К. Селевко), «новое (с 50-х гг.) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи-ров)» [Коротаева, 2008,29].

     Г.К. Селевко в своей книге «Современные образовательные техноло-гии» дает обзор различных определений понятия педагогических технологий, предложенных разными авторами:

     1. Педагогическая технология –  совокупность психолого-педагогических  установок, определяющих специальный  набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического про-цесса (Б.Т. Лихачев);

     2. Педагогическая технология –  это содержательная техника реализа-ции  учебного процесса (В.П. Беспалько);

     3. Педагогическая технология –  это описание процесса достижения  планируемых результатов обучения (И.П. Волков);

     4. Педагогическая технология –  продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической  деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов);

     5. Педагогическая технология означает  системную совокупность и по-рядок  функционирования всех личностных, инструментальных и методоло-гических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин) [Селевко, 1998,13].

     Из  этого же источника мы можем увидеть, что понятие «педагогиче-ская технология»  может быть представлена тремя аспектами:

     1) научным: педагогические технологии  – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения и проек-тирующая педагогические процессы;

     2)процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, сово-купность  целей, содержания, методов и средств  для достижения планируе-мых результатов обучения;

     3)процессуально-действенным:  осуществление технологического (пе-дагогического)  процесса, функционирование всех  личностных, инструмен-тальных и  методологических педагогических  средств [Селевко, 1998, 15].

     Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качест-ве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реаль-ного процесса обучения.

     В современной методической литературе также отражены различные классификации педагогических технологий. Рассмотрим некоторые из них.

     По  уровню применения педагогических технологий выделяют общепе-дагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии [Селевко, 1998,24].

     По  характеру содержания и структуры  технологии делятся на «обу-чающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, раз-личные отраслевые, частнопредметные, а также  монотехнологии, комплекс-ные (политехнологии) и проникающие технологии» [Селевко, 1998,25].

     По  ориентации на личностные структуры: информационные техноло-гии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам –  ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирова-ние сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технологии са-моразвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эврестические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СПД) [Селевко, 1998,25].

     Стоит отметить, что традиционная система  педагогических технологий в настоящее  время подвержена модернизации. Из этого следует классифика-ция системы педагогических технологий, которая определяется содержанием тех модернизаций и модификаций, которыми подвергаются традиционные технологии:

     а)  Педагогические технологии на основе гуманизации и демократиза-ции  педагогических отношений. Это технология с процессуальной ориента-ции, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, неже-стким демократическим управлением и яркой гуманистической направленно-стью содержания. К ним относится педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литерату-ры как предмета, формирующего человека Е.Н. Ильина и др.

     б)  Педагогические технологии на основе активизации и интенсифика-ции  деятельности учащихся. Примеры: игровые  технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.

     в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и  управления процессом обучения. Примеры: технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), групповые и коллек-тивные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко)

     г) Педагогические технологии на основе методического усовершенст-вования  и дидактического реконструирования  учебного материала: укрупне-ние дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдиева, технология «Диалог куль-тур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умствен-ных действий М.Б. Воловича и др.

     д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтес-сори и др.

Информация о работе Интерактивные технологии обучения русскому языку