Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа
Современное общество предъявляет к образовательному процессу вы-сокие требования. Эти требования относятся и к использованию современ-ных технологий обучения, и к использованию новых форм контроля знаний. Несоответствие между высокими требованиями и их реализацией приводит к снижению мотивации учащихся, низкой успеваемости и утрате интереса к учебе. Традиционная система обучения не справляется с этими проблемами, именно поэтому методисты стали разрабатывать новые технологии в совре-менной педагогической науке.
I. Введение
Современное общество предъявляет к образовательному процессу вы-сокие требования. Эти требования относятся и к использованию современ-ных технологий обучения, и к использованию новых форм контроля знаний. Несоответствие между высокими требованиями и их реализацией приводит к снижению мотивации учащихся, низкой успеваемости и утрате интереса к учебе. Традиционная система обучения не справляется с этими проблемами, именно поэтому методисты стали разрабатывать новые технологии в совре-менной педагогической науке.
Тема данной курсовой работы – новые технологии в обучении русско-му языку. Цель курсовой работы – проанализировать новые технологии обу-чения определенному школьному предмету (русскому языку), дать их клас-сификацию. Данная цель реализуется посредством выполнения следующих задач:
-
рассмотреть отражение в
-
проанализировать
-
определить причины
-
рассмотреть, как методическая
литература раскрывает
-
основываясь на научной
Курсовая
работа состоит из двух глав и приложения.
Первая глава по-священа
Для выполнения курсовой работы была использована новая методиче-ская литература. Данная тема рассматривается в статьях методических жур-налов, газетах и научных сборниках.
Новые педагогические технологии находятся в центре внимания мето-дистов. В методической литературе отражены разные аспекты анализируе-мой проблемы:
- проблемы содержания и понятия технологии и их классификации [Горбич, Коротаева];
- рациональное использование
-
использование новых
-
создание новых
- применение игровых технологий [Сальникова, Горбич]
-
использование технологии
Работа выполнена с использованием традиционного описательного ме-тода с элементами контрастивного анализа, а методическая разработка де-монстрирует внедрение в школьную практику проектного группового метода.
Актуальность выбранной темой обусловлена быстрыми темпами разви-тия современного общества, а, следовательно, и развитием процесса обуче-ния в современных образовательных учреждениях, а также развитием и вне-дрением новых технологий. В научной методической литературе данная про-блема рассмотрена еще недостаточно, и поэтому ее проведенный анализ сви-детельствует об актуальности работы.
Возникает
необходимость изучения опыта, подробной
каталогизации и обобщения
II. Новые технологии обучения русскому языку.
1.1 Педагогические технологии, их классификация.
Потребности общества определяют цель современной школы - сфор-мировать человека, способного и готового к систематическому самостоя-тельному самообучению и саморазвитию [Черепанова, 2004, 41]. Т.о. главной целью любого урока является «воспитание личности, умеющей анализиро-вать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой творческий и критический взгляд на мир» [Халимова]. Все это достигается с помощью педагогических технологий.
Термин
«технология» появился давно. Он отражен
во многих словарях русского языка. Для
примера возьмем словарные
Технология -и; ж. (от греч. technē - искусство, мастерство и logos – учение) – 1. Совокупность методов, процессов и средств, используемых при производстве, изготовлении чего-л. Новая, старая т. Компьютерные техно-логии. Т. изготовления детали. Разработать, внедрить технологию. Нару-шать, соблюдать технологию обработки металла. // обычно мн.: техноло-гии, -ий. Совокупность приёмов и способов, позволяющих управлять обще-ственными процессами и отношениями между людьми. Политические тех-нологии. Выборные технологии. 2. Совокупность знаний о способах обработ-ки материалов, изделий и методах осуществления каких-л. производственных процессов. Т. судостроения. Т. окраски изделий из кожи. Секреты техноло-гии [Кузнецов, 1998,469].
В Малом академическом словаре слово «технология» определяется как «1. Совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий, методах осуществления каких-л. производственных процессов; 2. Совокупность опе-раций, осуществляемых определенным способом и в определенной последо-вательности, из которых складывается процесс обработки материала, изде-лия» [МАС, 1999,].
Однако приведенные значения не соответствуют пониманию термина «технология» в современной методической литературе. Рассмотрим, как трактуется термин «технология» на современном этапе развития педагогиче-ской науки.
Область педагогических технологий как часть педагогической науки только начинает оформляться в самостоятельное направление, в связи с чем возникает ряд вопросов. Среди них – многозначность дефиниций «педагоги-ческих технологий» [Коротаева, 2008, 29] Так, ряд педагогов придерживают-ся определения, трактующего педагогические технологии как сочетание оп-ределенных приемов и методов: «совокупность способов организации учеб-но-познавательного процесса или последовательность определенных дейст-вий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направлен-ных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка)» [Байко-ва, Гребенкина, 2001, 9]. Другие методисты под технологией в педагогике понимают как процесс: «научного проектирования и точного воспроизведе-ния гарантирующих успех педагогических действий» (Е.Н. Шиянов, И.Б. Ко-това); «оптимизация обучения и воспитания путем анализа факторов, повы-шающих педагогическую эффективность, конструирования и применения методов и приемов, а также их оценки (Р.В. Овчарова)» [Коротаева, 2008, 29]. Такой подход требует от учителя большего знания теории, готовности к ос-мыслению и прогнозированию своих действий, ответственности за получае-мые результаты. Однако есть определения педагогических технологий еще более высокого порядка, где искомое утверждается как определенное науч-ное направление: «наука, исследующая наиболее рациональные пут обуче-ния» (Г.К. Селевко), «новое (с 50-х гг.) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи-ров)» [Коротаева, 2008,29].
Г.К.
Селевко в своей книге «
1.
Педагогическая технология –
совокупность психолого-
2.
Педагогическая технология –
это содержательная техника
3.
Педагогическая технология –
это описание процесса
4.
Педагогическая технология –
продуманная во всех деталях
модель совместной
5.
Педагогическая технология
Из этого же источника мы можем увидеть, что понятие «педагогиче-ская технология» может быть представлена тремя аспектами:
1)
научным: педагогические
2)процессуально-
3)процессуально-
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качест-ве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реаль-ного процесса обучения.
В современной методической литературе также отражены различные классификации педагогических технологий. Рассмотрим некоторые из них.
По уровню применения педагогических технологий выделяют общепе-дагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии [Селевко, 1998,24].
По
характеру содержания и структуры
технологии делятся на «обу-чающие
и воспитывающие, светские и религиозные,
общеобразовательные и
По ориентации на личностные структуры: информационные техноло-гии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам – ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирова-ние сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технологии са-моразвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эврестические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СПД) [Селевко, 1998,25].
Стоит отметить, что традиционная система педагогических технологий в настоящее время подвержена модернизации. Из этого следует классифика-ция системы педагогических технологий, которая определяется содержанием тех модернизаций и модификаций, которыми подвергаются традиционные технологии:
а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократиза-ции педагогических отношений. Это технология с процессуальной ориента-ции, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, неже-стким демократическим управлением и яркой гуманистической направленно-стью содержания. К ним относится педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литерату-ры как предмета, формирующего человека Е.Н. Ильина и др.
б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсифика-ции деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.
в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), групповые и коллек-тивные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко)
г)
Педагогические технологии на основе
методического усовершенст-
д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтес-сори и др.
Информация о работе Интерактивные технологии обучения русскому языку