Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа
Современное общество предъявляет к образовательному процессу вы-сокие требования. Эти требования относятся и к использованию современ-ных технологий обучения, и к использованию новых форм контроля знаний. Несоответствие между высокими требованиями и их реализацией приводит к снижению мотивации учащихся, низкой успеваемости и утрате интереса к учебе. Традиционная система обучения не справляется с этими проблемами, именно поэтому методисты стали разрабатывать новые технологии в совре-менной педагогической науке.
е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образованя А.М. Лобка
ж) Наконец, примерами комплексных технологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных – «Школа са-моопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Шко-ла для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.) [Селевко, 1998, 30].
Обзор
имеющейся в современной
1.2 Причины возникновения новых технологий обучения русскому языку.
Важнейший элемент определения нации – наличие национального язы-ка (наряду с социальным укладом и единством территории). Как известно, нет языка – нет нации [Матюшкин, 2008, 86]. Вместе с тем, в современном российском обществе не уделяется должного внимания сохранению само-бытности русского национального языка. В результате наблюдается общее снижение культурно-языкового уровня населения, что в свою очередь нега-тивно сказывается на языковой компетенции подрастающего поколения.
Человек, который задумался о родном языке, чем-то похож на рыбу, пытающуюся уяснить себе свойства воды. Рыба не может жить вне воды, и человек не может остаться человеком вне языка [Апина, 2006,3]. В настоящее время отсутствие речевой и орфографической культуры демонстрируются на всех уровнях. Школа – место, где ученики слышат грамотную, настоящую русскую речь. В этой ситуации образцом должен выступать учитель.
С
другой стороны, в системе подготовки
учащихся общеобразователь-ных
- низкая мотивация к изучению русского языка;
-
прежний объем материала при
существенно сократившемся
- снижение интереса учащихся к чтению [Матюшкин, 2008, 86].
На данный момент существуют традиционные технологии, с помощью которых педагоги достигают хороших результатов в обучении русскому язы-ку. Однако проблема повышения общей культурной речевой подготовки уче-ников остается нерешенной и является одним из основных мотивов поиска новых подходов к организации обучения русскому языку, повышению инте-реса к предмету.
Новые подходы обучения русскому языку необходимы не только для того, чтобы повысить грамотность письменной и устной речи среди учащих-ся, но и для подготовки к организации урока учителям. Любой преподаватель русского языка, будь то школьный учитель или преподаватель вуза, постоян-но испытывает дефицит знаний [Добрушина, 2006, 2]. Перед учителем стоит проблема качества текстового материала, использованного в упражнениях. «Я не люблю искусственных, составленных авторами учебника предложений – они скучны и неправдоподобны» - пишет Н.Р. Доброшурина в своей статье «Что такое Национальный корпус русского языка и зачем он нужен школь-ному учителю». К этому аспекту можно отнести и использования Интернета учителем для самоусовершенствования. Существует достаточно крупная сис-тема интерактивных технологий, которая призвана помочь учителю подгото-виться к уроку, найти нужный материал за короткий срок. На сайте Мини-стерства образования и науки Р.Ф. можно найти необходимые документы для осуществления обучения: программы, инструктивные и методические письма, образовательные стандарты, что значительно облегчает планирование работы на год [Шаталова, 2010, 107].
Стоит обратить особое внимание и на то, практически у каждого школьника дома имеется персональный компьютер, и использование подоб-ной техники на уроке воспринимается детьми как обычное явление. Поэтому, если педагог будет использовать информационно-коммуникационные техно-логии на уроке, то это вызовет скорее положительную реакцию со стороны учеников, чем негативный.
В
связи с этим возникает необходимость
модернизации системы обу-чения
русскому языку в школе, реализация
которой возможно посредством внедрения
в дидактико-воспитательный процесс
инновационных технологий, в частности
информационно-
1.3 Новые технологии обучения русскому языку, их классифика-ция.
Системы образования призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, т.к. шко-ла готовит человека к активной деятельности в разных сферах современной жизни. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы обще-ства, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеют большее значение.
В
настоящее время практически
все развитые страны мира осознали
необходимость реформирования своих
систем образования с тем, чтобы
уче-ник, студент действительно стали
центральной фигурой учебного процесса,
чтобы познавательная деятельность
учащегося находилась в центре внима-ния
педагогов-исследователей, разработчиков
программ образования средств обучения
административных работников, т.е. процесс
познания а не препода-вание, как это было
до сих пор при традиционном обучении
[http://scholar.urc.ac.ru/
Итак, постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца XIX - середины ХХ века гораздо в большей степени заинте-ресовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся ус-ловиям жизни. Поэтому при существовании традиционной технологии обу-чения возникает потребность появления новых технологий. Ученик должен стать центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная дея-тельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования средств обучения ад-министративных работников, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.
Эта тенденция обозначилась и среди преподавания гуманитарных наук, в частности русского языка. Проблема использования педагогических тех-нологий в преподавании русского языка в школе волнует ученых и педаго-гов-практиков давно. Например, идея программированного и проблемного обучения широко обсуждались и внедрялись в преподавании русского языка советскими учителями еще в 60-е – 70-е гг. XX века (теория программиро-ванного обучения: В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина и др.; проблемное обуче-ние: М.А. Данилов, В.П. Есипов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшин, С.Л. Рубин-штейн и др.) [Горбич, 2009, 4]. Эта дидактическая традиция развивается и находит все большее применение в современной школе. Ориентиры препода-вания при этом направлены в сторону развития педагогической теории и практики за счет поиска и внедрения новых технологий.
Очень логичную, проработанную классификацию предлагает в своей статье «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» О.И. Горбич. К новым педагогическим технологиям она относит:
-
предметно-ориентированные
- вузовские технологии обучения в школе
-
технологии личностно-
- диалоговые технологии обучения
- игровые технологии
-
компьютерные технологии
Автор, кроме того, подробно раскрывает содержание каждой техноло-гии.
Предметно-
О.И.
Горбич разделяет предметно-
Из-за
того, что к школьникам в современное
общество предъявляет вы-сокие
В
Проекте стандарта полного
В связи с этим, например, методист Е.А. Рябухина предлагает делить содержание обучения русому языку по трем уровням сложности, где первый уровень А может обеспечивать как обучение в общеобразовательных классах, так и индивидуальную образовательную траекторию, выбранную в рамках естественно-научного, математического, технического и других профилей. Уровень сложности В определен как рекомендуемый для учащихся, ориенти-рованных на профильное гуманитарное образование, а также для учащихся, избравших в рамках индивидуальной образовательной траектории именно этот уровень изучения по различным причинам (желание подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ; необходимость усовершенствования языковых и рече-вых умений и т.п.). Уровень С рассматривается как уровень углубленного изучения материала [Горбич, 2009, №18,3].
Автор в своей статье «Современные педагогические технологии обуче-ния русскому языку в школе» приводит пример дифференцированного урока:
Правописание не с причастиями.
Цели урока: познакомить учащихся с правилом написания не с причас-тиями; формировать умение различать частице и приставку не в причастиях.
1. Организационный момент.
2. Пунктуационный диктант:
1)
(Не) забываемое впечатление
2)Светлая полоса, еще (не) закрытая черной тучей, озаряла нашу спаль-ню.
3) Вдруг полил дождь, (не) прекращавшийся в течение целого часа.
4) Сквозь (не) занавешенные окна постоянно была видна молния.
5) Раскаты грома, (не) смолкавшие ни на минуту, держали нас в со-стоянии (не) прекращающегося страха.
Ученик выходит к доске, учитель еще раз читает предложение, ученик объясняет, сколько знаков препинания он поставил и почему. Класс задает 2-3 вопроса по теме «Причастие», комментирует ответ ученика. Учитель ставит оценку. Ученики получают распечатанный текст пунктуационного диктанта. Учитель спрашивает: «В словах какой части речи нужно раскрыть скобки? Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? Какой будет цель сегодняшнего урока?»
1. Работа в группах по изучению нового материала.
I группа.
1. Назовите условия, когда не пишется слитно, а когда раздельно. 2. Сформулируйте правило.
С моря надвигались тучи, они были темно-лиловыми, непросвечиваю-щими. Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила несет наш домик, стоящий на высоком берегу ре-ки и ничем не защищенный от ветров.
II группа.
1. Перепишите в тетрадь таблицу. 2. Заполните ее примерами из уп-ражнения. 3. Подготовьте связный ответ о правилах написания не с причас-тиями.
Не с причастиями
Слитно Раздельно
1. Не употребляется без не 1. Без не употребляется
Информация о работе Интерактивные технологии обучения русскому языку