Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 12:28, дипломная работа
Цель работы: изучить и охарактеризовать инновации в российском образовании, а также в системе образования города Москвы.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов…………………….6
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация…….……...6
1.2 Роль инноваций в развитии школы……….…………………………….24
Глава 2. Характеристика инноваций в системе образования города Тулы…….31
2.1 Анализ программы развития городской системы образования………31
2.2 МОУСШ № 8 как одна из инновационных школ города Тулы………41
2.3 Особенности управления инновационными процессами……………..50
2.4 Сравнительно-сопоставительный анализ уровня развития детей
младшего школьного возраста………………………………………….67
Заключение……………………………………………………………...…………..72
Список литературы………………………………………………………..………..74
Приложения
Таблица 14
Варианты ответов | Образовательные учреждения | Среднее
арифмети-
ческое | |||
Гимназия № 3 | Школа № 4 | Школа № 57 | Школа № 58 | ||
Недостаточное оснащение учебно-материальными средствами | 86 | 59 | 78 | 40 | 66 |
Отсутствие помещения | 0 | 13 | 0 | 13 | 7 |
Нет возможности повышать профессиональный квалификационный уровень | 0 | 14 | 11 | 0 | 6 |
Недостаточное оснащение научно-методическим материалом | 31 | 50 | 33 | 54 | 42 |
Ранжирование среднеарифметических данных показывает актуальность проблем, снижающих качество инновационного процесса во всех общеобразовательных учреждениях:
I - недостаточное оснащение учебно-материальными средствами (66%);
II - недостаточное оснащение научно-методическим материалом (42%);
III - отсутствие помещения (7%);
IV
- нет возможности повышать профессионально-
уровень (6%).
То
обстоятельство, что учителя неудовлетворенны
оснащением научно-методическим материалом
со стороны специалистов РМО и РМК (таблицы
11а, 11б), подтверждается рейтинговыми построениями
с той лишь разницей, что количество неудовлетворенных
учителей увеличилось с 25% до 42%. Это позволяет
говорить о недостаточной помощи РМО и
РМК в осуществлении инновационной деятельности
в исследуемых образовательных учреждениях.
Нельзя не отметить недостаточное оснащение
инновационного процесса учебно-материальными
средствами, на что указало 66% учителей.
14. Какая помощь оказывается учителям со стороны администраций образовательных учреждений видно из их ответов (в %):
Таблица 15
Помощь | Образовательные учреждения | Среднее арифме-тическое | |||
Гимназия № 3 | Школа № 4 | Школа № 57 | Школа № 58 | ||
Полная | 64 | 82 | 89 | 73 | 77 |
Недостаточная | 33 | 18 | 11 | 13 | 19 |
Не оказывается | 3 | 0 | 0 | 13 | 4 |
По среднеарифметическим данным 77% учителей говорят об оказании им всесторонней помощи руководителями в условиях инновации, 23% указывают либо на недостаточность, либо на отсутствие помощи и больше всего таких учителей в гимназии № 3 (36%).
Также,
необходимо было
оценить состояния и степень удовлетворенности
педагогического коллектива управленческой
деятельностью инновационными процессами.
15. На вопрос « Насколько Вас удовлетворяет участие в управлении инновационной деятельностью ГУО, РМО и РМК?» руководители ответили (в%):
Таблица 16
Варианты ответов | Образовательные учреждения | |||||||||||
Гимназия № 3 | Школа № 4 | Школа № 57 | Школа № 58 | |||||||||
ГУО | РМО | РМК | ГУО | РМО | РМК | ГУО | РМО | РМК | ГУО | РМО | РМК | |
Удовлетво-ряет | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 100 | 100 | 100 | 0 | 33 | 0 |
Скорее удовлетво-ряет, чем нет | 100 | 100 | 100 | 0 | 50 | 100 | 0 | 0 | 0 | 67 | 67 | 67 |
Скорее не удовлетво-ряет, чем удовлетво-ряет | 0 | 0 | 0 | 0 | 50 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 33 |
Не удовлетво-ряет | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 33 | 0 | 0 |
Если
в гимназии № 3, школах № 4 и № 57 участием
ГУО, РМО и РМК в управлении инновационной
педагогической деятельностью более или
менее удовлетворены практически все
руководители, то в школе 58 1/3 не удовлетворены
участием ГУО и скорее не удовлетворены,
чем удовлетворены участием РМК. Неудовлетворенность
заключается в недостаточности организации
методобъединений для подготовки учителей.
16. На вопрос руководителям «Какие трудности Вы испытываете в процессе управления?» получены следующие ответы:
Гимназия № 3 - жесткие рамки БУП не позволяют в полной мере реализовывать содержание концепции «Школа Л.Н.Толстого», сокращение штатного расписания;
Школа № 4 - недостаточно информации об инновационных технологиях;
Школа № 57 - недостаточно средств для стимулирования педагогической инновационной деятельности;
Школа № 58 - стереотипное мышление отдельных учителей, отсутствие мотивации к инновационной деятельности, недостаточная подготовка учителей.
По
мнению руководителей образовательных
учреждений, указанные причины снижают
эффективность управления инновационной
деятельностью.
17. Какую оценку получила управленческая инновационная деятельность в образовательных учреждениях? По мнению учителей (в %):
Таблица 17
Варианты ответов | Образовательные учреждения | Среднее арифме-тическое | |||
Гимназия № 3 | Школа № 4 | Школа № 57 | Школа № 58 | ||
Управление осуществляется успешно, в соответствии со всеми нормативно-правовыми, управленческими и другими требованиями | 75 | 78 | 89 | 40 | 71 |
В управлении допускаются недочеты и ошибки | 14 | 4 | 11 | 33 | 16 |
Положительных результатов пока нет | 3 | 4 | 0 | 27 | 9 |
Затруднились ответить | 8 | 14 | 0 | 0 | 4 |
По
среднеарифметическим данным большая
часть учителей (71%) говорят об успешности
управления инновационными процессами.
Тем не менее в школе № 58, лишь 40% учителей
указывают на успешность управления.
18. Как оценивают свою управленческую инновационную деятельность руководители образовательных учреждений (в %):
Таблица 18
Варианты ответов | Образовательные учреждения | |||
Гимназия № 3 | Школа
№ 4 |
Школа
№ 57 |
Школа
№ 58 | |
Управление осуществляется успешно, в соответствии со всеми нормативно-правовыми, управленческими и др. требованиями | 0 | 50 | 0 | 0 |
В управлении допускаются недочеты и ошибки | 100 | 50 | 100 | 67 |
Положительных результатов пока нет | 0 | 0 | 0 | 0 |
Затруднились ответить | 0 | 0 | 0 | 33 |
Из данных таблицы видно, что большинство руководителей признают, что в управлении допускаются просчеты и ошибки.
19. Какова степень удовлетворенности учителей управленческой деятельностью видно из таблицы 16 (в %):
Таблица 19
Варианты ответов | Образовательные учреждения | Среднее арифме-тическое. | |||
Гимназия № 3 | Школа № 4 | Школа
№ 57 |
Школа № 58 | ||
Удовлетворены | 47 | 59 | 78 | 6 | 48 |
Скорее удовлетворены, чем не удовлетворены | 33 | 32 | 22 | 47 | 33 |
Скорее не удовлетворены, чем удовлетворены | 14 | 0 | 0 | 47 | 15 |
Не удовлетворены | 6 | 9 | 0 | 0 | 4 |
По
среднеарифметическим данным 81% учителей
в большей или меньшей степени удовлетворены
управленческой деятельностью, осуществляемой
в их образовательном учреждении.
Актуальность проведенных в образовательных учреждениях исследований заключается в том, что полученные результаты позволили по косвенным признакам определить состояние инновационной деятельности и выявить причины, не позволяющие эффективнее осуществлять управление инновационными процессами. Среди этих причин следующие:
недостаточный профессионально-культурный уровень руководителей образовательных учреждений;
неустойчивость прямых и обратных связей в системе «руководитель-коллектив»;
отсутствие
стандартизированных требований к инновационной
деятельности и управлению ею на всех
уровнях образовательной системы.
При всем при этом нельзя не отметить хотя и незначительные, но изменения, происходящие под воздействием инноваций в педагогической деятельности по следующим направлениям:
в качестве и содержании подготовки учителей;
в развитии творческой инициативы педагогов;
в выборе и внедрении новых форм и методов обучения и воспитания учащихся;
в системе требований педколлективов к работе РМО, ШМО и РМК в части обеспечения научно-методическим материалом по инновационной проблематике;
в росте стремления учителей и руководителей ОУ к самопознанию и самосовершенствованию, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности.
2.4 Сравнительно-сопоставительный анализ уровня развития детей младшего школьного возраста
Инновационная школа отличается от традиционной по многим признакам. Но многих интересует, различаются ли инновационные школы. Да, и между инновационными школами существуют существенные различия по некоторым параметрам, например, в форме организации учебных занятий, наполняемости классов, методам преподнесения учебного материала. Следовательно, от этих различий зависит и уровень развития учащихся данных школ по различным показателям.
Основная цель исследования: изучить и сравнить уровень развития психических процессов и личностных качеств детей 1 Б класса МОУСШ № 8 и “школы развития“ по системе М. Монтессори - прогимназии № 2 г. Тула.