Инновационные процессы в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 12:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить и охарактеризовать инновации в российском образовании, а также в системе образования города Москвы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов…………………….6
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация…….……...6
1.2 Роль инноваций в развитии школы……….…………………………….24
Глава 2. Характеристика инноваций в системе образования города Тулы…….31
2.1 Анализ программы развития городской системы образования………31
2.2 МОУСШ № 8 как одна из инновационных школ города Тулы………41
2.3 Особенности управления инновационными процессами……………..50
2.4 Сравнительно-сопоставительный анализ уровня развития детей
младшего школьного возраста………………………………………….67
Заключение……………………………………………………………...…………..72
Список литературы………………………………………………………..………..74
Приложения

Работа содержит 1 файл

5ballov-91087.rtf

— 1.48 Мб (Скачать)

     Таблица 14

     
Варианты ответов Образовательные учреждения Среднее арифмети-

ческое

Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
Недостаточное оснащение учебно-материальными средствами 86 59 78 40 66
Отсутствие помещения 0 13 0 13 7
Нет возможности повышать профессиональный квалификационный уровень 0 14 11 0 6
Недостаточное оснащение научно-методическим материалом 31 50 33 54 42
 

     Ранжирование среднеарифметических данных показывает актуальность проблем, снижающих качество инновационного процесса во всех общеобразовательных учреждениях:

     I   - недостаточное оснащение учебно-материальными средствами (66%);

     II  - недостаточное оснащение научно-методическим материалом (42%);

     III - отсутствие помещения (7%);

     IV  - нет возможности повышать профессионально-квалификационный

     уровень (6%).

     То обстоятельство, что учителя неудовлетворенны оснащением научно-методическим материалом со стороны специалистов РМО и РМК (таблицы 11а, 11б), подтверждается рейтинговыми построениями с той лишь разницей, что количество неудовлетворенных учителей увеличилось с 25% до 42%. Это позволяет говорить о недостаточной помощи РМО и РМК в осуществлении инновационной деятельности в исследуемых образовательных учреждениях. Нельзя не отметить недостаточное оснащение инновационного процесса учебно-материальными средствами, на что указало 66% учителей. 

    14. Какая помощь оказывается учителям со стороны администраций образовательных учреждений видно из их ответов (в %):

     Таблица 15

     
Помощь Образовательные учреждения Среднее арифме-тическое
Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
Полная 64 82 89 73 77
Недостаточная 33 18 11 13 19
Не оказывается 3 0 0 13 4

     По среднеарифметическим данным 77% учителей говорят об оказании  им всесторонней помощи руководителями в условиях инновации, 23% указывают либо на недостаточность, либо на отсутствие помощи и больше всего таких учителей в гимназии № 3 (36%).

     Также, необходимо было оценить состояния и степень удовлетворенности педагогического коллектива управленческой деятельностью инновационными процессами. 

    15. На вопрос « Насколько Вас удовлетворяет участие в управлении инновационной деятельностью ГУО, РМО и РМК?» руководители ответили (в%):

     Таблица 16

     
Варианты ответов      Образовательные учреждения
Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
ГУО РМО РМК ГУО РМО РМК ГУО РМО РМК ГУО РМО РМК
Удовлетво-ряет 0 0 0 100 0 0 100 100 100 0 33 0
Скорее удовлетво-ряет, чем нет 100 100 100 0 50 100 0 0 0 67 67 67
Скорее не удовлетво-ряет, чем удовлетво-ряет 0 0 0 0 50 0 0 0 0 0 0 33
Не удовлетво-ряет 0 0 0 0 0 0 0 0 0 33 0 0

     Если в гимназии № 3, школах № 4 и № 57 участием ГУО, РМО и РМК в управлении инновационной педагогической деятельностью более или менее удовлетворены практически все руководители, то в школе 58 1/3 не удовлетворены участием ГУО и скорее не удовлетворены, чем удовлетворены участием РМК. Неудовлетворенность заключается в недостаточности организации методобъединений для подготовки учителей. 

16. На вопрос руководителям «Какие трудности Вы испытываете в процессе управления?» получены следующие ответы:

     Гимназия № 3 - жесткие рамки БУП не позволяют в полной мере реализовывать содержание концепции «Школа Л.Н.Толстого», сокращение штатного расписания;

     Школа № 4 - недостаточно информации об инновационных технологиях;

     Школа № 57 - недостаточно средств для стимулирования педагогической инновационной деятельности;

     Школа № 58 - стереотипное мышление отдельных учителей, отсутствие мотивации к инновационной деятельности, недостаточная подготовка учителей.

     По мнению руководителей образовательных учреждений, указанные причины снижают эффективность управления инновационной деятельностью. 

    17. Какую оценку получила управленческая инновационная деятельность в образовательных учреждениях? По мнению учителей (в %):

 

      Таблица 17

     
Варианты ответов Образовательные учреждения Среднее арифме-тическое
Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
Управление осуществляется успешно, в соответствии со всеми нормативно-правовыми, управленческими и другими требованиями 75 78 89 40 71
В управлении допускаются недочеты и ошибки 14 4 11 33 16
Положительных результатов пока нет 3 4 0 27 9
Затруднились ответить 8 14 0 0 4

     По среднеарифметическим данным большая часть учителей (71%) говорят об успешности управления инновационными процессами. Тем не менее в школе № 58, лишь 40% учителей указывают на успешность управления. 

    18. Как оценивают свою управленческую инновационную деятельность руководители образовательных учреждений (в %):

 

      Таблица 18

     
     Варианты ответов      Образовательные учреждения
Гимназия № 3 Школа

№ 4

Школа

№ 57

Школа

№ 58

Управление осуществляется успешно, в соответствии со всеми нормативно-правовыми, управленческими и др. требованиями 0 50 0 0
В управлении допускаются недочеты и ошибки 100 50 100 67
Положительных результатов пока нет 0 0      0 0
Затруднились ответить 0 0 0 33

     Из данных таблицы видно, что большинство руководителей признают, что в управлении допускаются просчеты и ошибки.

    19. Какова степень удовлетворенности учителей управленческой деятельностью видно из таблицы 16 (в %):

 

      Таблица 19

     
Варианты ответов Образовательные учреждения Среднее арифме-тическое.
Гимназия № 3 Школа № 4 Школа

№ 57

Школа № 58
Удовлетворены 47 59 78 6 48
Скорее удовлетворены, чем не удовлетворены 33 32 22 47 33
Скорее не удовлетворены, чем удовлетворены 14 0 0 47 15
Не удовлетворены 6 9 0 0 4

     По среднеарифметическим данным 81% учителей в большей или меньшей степени удовлетворены управленческой деятельностью, осуществляемой в их образовательном учреждении. 

     Актуальность проведенных в образовательных учреждениях исследований заключается в том, что полученные результаты позволили по косвенным признакам определить состояние инновационной деятельности и выявить причины, не позволяющие эффективнее осуществлять управление инновационными процессами. Среди этих причин следующие:

      недостаточный профессионально-культурный уровень руководителей образовательных учреждений;

     неустойчивость прямых и обратных связей в системе «руководитель-коллектив»;

     отсутствие стандартизированных требований к инновационной деятельности и управлению ею на всех уровнях образовательной системы. 

     При всем при этом нельзя не отметить хотя и незначительные, но изменения, происходящие под воздействием инноваций в педагогической деятельности по следующим направлениям:

     в качестве и содержании подготовки учителей;

     в развитии творческой инициативы педагогов;

     в выборе и внедрении новых форм и методов обучения и воспитания учащихся;

     в системе требований педколлективов к работе РМО, ШМО и РМК в части обеспечения  научно-методическим материалом по инновационной проблематике;

     в росте стремления учителей и руководителей ОУ к самопознанию и самосовершенствованию, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности.

 

2.4 Сравнительно-сопоставительный анализ уровня развития детей младшего школьного возраста

     Инновационная школа отличается от традиционной по многим признакам. Но многих интересует, различаются ли инновационные школы. Да, и между инновационными школами существуют существенные различия по некоторым параметрам, например, в форме организации учебных занятий, наполняемости классов, методам преподнесения учебного материала. Следовательно, от этих различий зависит и уровень развития учащихся данных школ по различным показателям.

     Основная цель исследования: изучить и сравнить уровень развития психических процессов и личностных качеств детей 1 Б класса МОУСШ № 8 и “школы развития“ по системе М. Монтессори - прогимназии № 2 г. Тула.

Информация о работе Инновационные процессы в образовании