Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 12:28, дипломная работа
Цель работы: изучить и охарактеризовать инновации в российском образовании, а также в системе образования города Москвы.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов…………………….6
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация…….……...6
1.2 Роль инноваций в развитии школы……….…………………………….24
Глава 2. Характеристика инноваций в системе образования города Тулы…….31
2.1 Анализ программы развития городской системы образования………31
2.2 МОУСШ № 8 как одна из инновационных школ города Тулы………41
2.3 Особенности управления инновационными процессами……………..50
2.4 Сравнительно-сопоставительный анализ уровня развития детей
младшего школьного возраста………………………………………….67
Заключение……………………………………………………………...…………..72
Список литературы………………………………………………………..………..74
Приложения
Одним из путей превращения учения в форму жизнедеятельности ребёнка в условиях учебного процесса выступает событийный подход к его организации. Обучение здесь стараются превратить в события реальной жизни ребёнка. При этом объективная цель обучения сознательно заменяется целью, имеющей для ученика личностный смысл. Такая замена принципиально обозначена в концепции и модели учебного процесса этой школы.
Никакие методические приёмы не смогут обеспечить превращение урока в событие жизни ребёнка, если цель учебного занятия отстранена от его личностных целей. Учителя школы стараются определить реализацию интересов ребёнка в сфере познания им мира и себя как доминанту реальной педагогической практики, с ними жизнь школы протекает интенсивно и разнообразно, поддерживается любая инициатива. Фестивали искусств, ярмарки, школьные олимпийские игры, турграды и многое другое - это дела, которые содействуют созданию единого коллектива учителей и учащихся.
Администрация школы - это увлечённые творческие руководители, способные повести за собой единый школьный коллектив.
Об учителях можно говорить бесконечно. Все они умеют дарить радость общения, творчества, любить, ценить и прощать, владеют приёмами анализа, могут осмыслить новые социально-экономические условия воспитания. Вот почему эта школа является для многих учеников школой радости.
Модель (портрет) выпускника школы в школе № 8 такова:
Общечеловеческие качества: теоретическая и интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности суждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность, рефлексия, чувство собственного достоинства.
Личностные качества: социальная зрелость, осознание себя членом общества, осознание и критическое отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, самоопределение, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения, гражданское мировоззрение, моральная зрелость.
2.3 Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем всех уровней в последние годы.
Управляющая система школы - директор, его заместители, руководители структурных подразделений - эффективна только в том случае, когда принципы и закономерности управления осознаны каждым из них в полном объеме и стали частью их профессионального самосознания. Уровень профессиональной культуры руководителей школы в значительной степени определяет качество инновационной деятельности образовательного учреждения в целом.
Профессиональный, т.е. культурный, руководитель целеустремленно и настойчиво формирует профессиональную культуру исполнителей, выступающих в качестве субъектов инновационной деятельности, рассматривая подобные усилия как условие обогащения кадрового ресурса инноваций.
Целью исследования явилось изучение мнений руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.
Задачи исследования:
выявить свойства модели управления инновационными процессами;
2.выявить особенности управления на различных этапах инновационного
проекта;
3.определить формы и методы работы при управлении инновационными
процессами;
4.оценить состояние и уровень управленческой деятельности в сфере
инновации;
3.выявить степень удовлетворенности респондентов качеством управления
инновационными процессами.
Объекты исследования - руководители и учителя образовательных учреждений, являющиеся носителями исследуемой проблемы.
Исследование проведено в образовательных учреждениях, где осуществляется инновационная педагогическая деятельность: гимназия № 3. МОУСОШ № 4,57,58.
Выборочная совокупность составила 89 человек.
Полученная от образовательных учреждений информация достаточно сопоставима. В справках отражены данные как непосредственно образовательных учреждений, что позволило сравнить их, так и усредненные показатели, которые дали возможность оценить управление инновационными процессами в целом.
В исследовании можно выделить несколько общих этапов:
I этап - подготовительный (на этом этапе были выявлены проблема, задачи,
объект, предмет, гипотеза и был сделан выбор методов исследования).
II этап - исследовательский (был осуществлён сбор фактических данных).
III этап - обработка данных исследования (осуществлён количественный и качественный анализ данных исследования).
IV этап - проведена интерпретация данных и сформулирован вывод.
Метод
исследований - анкетирование.
Чтобы определить свойства модели управления инновационными процессами в образовательных учреждениях, необходимо выявить:
- критерии оценки управления инновационными процессами;
- профессиональную подготовку учителей;
- их творческий настрой и проявление инициативы в инновационной
деятельности.
- этап инновационной деятельности.
Критериями
оценки управления инновационными процессами,
со слов руководителей ОУ являются:
Таблица 7
Образовательные учреждения | Критерии оценки управления инновационными процессами |
Гимназия № 3 | уровень эффективности реализации инновационного процесса |
Школа № 4 | новизна, актуальность, качество знаний, умений и навыков учащихся |
Школа № 57 | результативность, принятие инноваций всеми участниками образовательного процесса |
Школа № 58 | результативность, эффективность, целесообразность, своевременность, использование ресурсов |
Требует ли от учителя работа в условиях инновационной педагогической деятельности специальной профессиональной подготовки? На вопрос «Проходили ли Вы подготовку для осуществления педагогической деятельности» получены следующие ответы (в %):
Таблица 8
Варианты ответов | Образовательные учреждения | Среднее
арифметическое | |||
Гимназия № 3 | Школа № 4 | Школа № 57 | Школа № 58 | ||
проходили подготовку | 89 | 23 | 56 | 20 | 47 |
не проходили подготовку | 11 | 77 | 44 | 80 | 53 |
Как видно из информационных данных, во всех образовательных учреждениях есть учителя, прошедшие специальную подготовку для работы в условиях инновационной деятельности: в гимназии № 3 таких учителей более всего (77%); школе № 57 - 56% и в школах № 4 и № 58 - 23% и 20% соответственно.
Педагогические инновации один из самых сложных видов творчества, опирающийся на самотворчество и индивидуальность учителей и учащихся. При этом имеет значение то, кто является инициатором создания базовой площадки по внедрению педагогических инноваций.
Из ответов руководителей и учителей следует, что (в %):
Таблица 9
Варианты ответов |
Образовательные учреждения |
Среднее арифметическое | |||
Гимназия № 3 |
Школа № 4 |
Школа № 57 |
Школа № 58 | ||
инициатива происходила сверху (от ГУО) |
25 |
27 |
22 |
33 |
27 |
инициатива происходила снизу (от педколлектива) |
30 |
50 |
78 |
7 |
41 |
затруднились ответить |
45 |
23 |
0 |
60 |
32 |
По
среднеарифметическим данным 1/3 часть
учителей затруднилась ответить на данный
вопрос , 1/4.часть - говорит об инициативе
сверху и 41% - об инициативе снизу. Такой
разброс данных не позволяет установить
в целом источник педагогических инноваций.
Это касается, в частности, гимназии №
3, школ № 4 и № 58.В школе № 57 большая часть
опрошенных (78%) говорит об инициативе
педагогического коллектива в инновационной
деятельности.
В какой мере учителя проявляют личную инициативу по внедрению и осуществлению инновационной деятельности в своем ОУ?
Со слов учителей видно, что (в %):
Таблица 10
Варианты ответов |
Образовательные учреждения |
Среднее арифме-тическое | |||
Гимназия № 3 |
Школа № 4 |
Школа № 57 |
Школа № 58 | ||
проявляют в полной мере |
86 |
87 |
78 |
13 |
66 |
проявляют, но лишь частично, т.к. творческие инициативы ограничивает руководство ОУ |
14 |
9 |
22 |
73 |
29 |
не проявляют, потому что не поддерживают проводимые инновации |
0 |
4 |
0 |
14 |
5 |
Среднеарифметические
данные указывают на то, что основная часть
учителей (66%) в полной мере проявляет личную
инициативу в инновационной педагогической
деятельности. Между тем в школе № 58 таких
учителей лишь 13%. Имеются и такие учителя,
кто не проявляют инициативу из-за того,
что не поддерживают проводимые в общеобразовательном
учреждении инновации.