Инновационные процессы в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 12:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить и охарактеризовать инновации в российском образовании, а также в системе образования города Москвы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов…………………….6
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация…….……...6
1.2 Роль инноваций в развитии школы……….…………………………….24
Глава 2. Характеристика инноваций в системе образования города Тулы…….31
2.1 Анализ программы развития городской системы образования………31
2.2 МОУСШ № 8 как одна из инновационных школ города Тулы………41
2.3 Особенности управления инновационными процессами……………..50
2.4 Сравнительно-сопоставительный анализ уровня развития детей
младшего школьного возраста………………………………………….67
Заключение……………………………………………………………...…………..72
Список литературы………………………………………………………..………..74
Приложения

Работа содержит 1 файл

5ballov-91087.rtf

— 1.48 Мб (Скачать)

     Одним из путей превращения учения в форму жизнедеятельности ребёнка в условиях учебного процесса выступает событийный подход к его организации. Обучение здесь стараются превратить в события реальной жизни ребёнка. При этом объективная цель обучения сознательно заменяется целью, имеющей для ученика личностный смысл. Такая замена принципиально обозначена в концепции и модели учебного процесса этой школы.

     Никакие методические приёмы не смогут обеспечить превращение урока в событие жизни ребёнка, если цель учебного занятия отстранена от его личностных целей. Учителя школы стараются определить реализацию интересов ребёнка в сфере познания им мира и себя как доминанту реальной педагогической практики, с ними жизнь школы протекает интенсивно и разнообразно, поддерживается любая инициатива. Фестивали искусств, ярмарки, школьные олимпийские игры, турграды и многое другое - это дела, которые содействуют созданию единого коллектива учителей и учащихся.

     Администрация школы - это увлечённые творческие руководители, способные повести за собой единый школьный коллектив.

     Об учителях можно говорить бесконечно. Все они умеют дарить радость общения, творчества, любить, ценить и прощать, владеют приёмами анализа, могут осмыслить новые социально-экономические условия воспитания. Вот почему эта школа является для многих учеников школой радости.

     Модель (портрет) выпускника школы в школе № 8 такова:

    Общечеловеческие качества: теоретическая и интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности суждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность, рефлексия, чувство собственного достоинства.

    Личностные качества: социальная зрелость, осознание себя членом общества, осознание и критическое отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, самоопределение, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения, гражданское мировоззрение, моральная зрелость.

 

2.3 Особенности управления инновационными процессами

     Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем всех уровней в последние годы.

     Управляющая система школы - директор, его заместители, руководители структурных подразделений - эффективна только в том случае, когда принципы и закономерности управления осознаны каждым из них в полном объеме и стали частью их профессионального самосознания. Уровень профессиональной культуры руководителей школы в значительной степени определяет качество инновационной деятельности образовательного учреждения в целом.

     Профессиональный, т.е. культурный, руководитель целеустремленно и настойчиво формирует профессиональную культуру исполнителей, выступающих в качестве субъектов инновационной деятельности, рассматривая подобные усилия как условие обогащения кадрового ресурса инноваций.

     Целью исследования явилось изучение мнений руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.

     Задачи исследования:

     выявить свойства модели управления инновационными процессами;

     2.выявить особенности управления на различных этапах инновационного

        проекта;

     3.определить формы и методы работы при управлении инновационными

        процессами;

     4.оценить состояние и уровень управленческой деятельности в сфере

        инновации;

     3.выявить степень удовлетворенности респондентов качеством управления

        инновационными процессами.

     Объекты исследования - руководители и учителя образовательных учреждений, являющиеся носителями исследуемой проблемы.

     Исследование проведено в образовательных учреждениях, где осуществляется инновационная педагогическая деятельность: гимназия № 3. МОУСОШ № 4,57,58.

     Выборочная совокупность составила 89 человек.

     Полученная от образовательных учреждений информация достаточно сопоставима. В справках отражены данные как непосредственно образовательных учреждений, что позволило сравнить их, так и усредненные показатели, которые дали возможность оценить управление инновационными процессами в целом.

     В исследовании можно выделить несколько общих этапов:

I этап - подготовительный (на этом этапе были выявлены проблема, задачи,

объект, предмет, гипотеза и был сделан выбор методов исследования).

II этап - исследовательский (был осуществлён сбор фактических данных).

III  этап - обработка данных исследования (осуществлён количественный и качественный анализ данных исследования).

IV этап - проведена интерпретация данных и сформулирован вывод.

     Метод исследований - анкетирование. 

     Чтобы определить свойства модели управления инновационными процессами в образовательных учреждениях, необходимо выявить:

     - критерии оценки управления инновационными процессами;

     - профессиональную подготовку учителей;

     - их творческий настрой и проявление инициативы в инновационной

       деятельности.

     - этап инновационной деятельности.

      

    Критериями оценки управления инновационными процессами, со слов руководителей ОУ являются: 
     

    Таблица 7

Образовательные учреждения Критерии оценки управления инновационными процессами
Гимназия № 3 уровень эффективности реализации инновационного процесса
Школа № 4 новизна, актуальность, качество знаний, умений и навыков учащихся
Школа № 57 результативность, принятие инноваций всеми участниками образовательного процесса
Школа № 58 результативность, эффективность, целесообразность, своевременность, использование ресурсов
 

    Требует ли от учителя работа в условиях инновационной педагогической деятельности специальной профессиональной подготовки? На вопрос «Проходили ли Вы подготовку для осуществления педагогической деятельности» получены следующие ответы (в %):

Таблица 8

Варианты ответов      Образовательные учреждения Среднее

арифметическое

Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
проходили подготовку       89       23       56       20      47
не проходили подготовку       11       77       44       80      53
 

     Как видно из информационных данных, во всех образовательных учреждениях есть учителя, прошедшие специальную подготовку для работы в условиях инновационной деятельности: в гимназии № 3 таких учителей более всего (77%); школе № 57 - 56% и в школах № 4 и № 58 - 23% и 20% соответственно.

    Педагогические инновации один из самых сложных видов творчества, опирающийся на самотворчество и индивидуальность учителей и учащихся. При этом имеет значение то, кто является инициатором создания базовой площадки по внедрению педагогических инноваций.

          Из ответов руководителей и учителей следует, что (в %):

     Таблица 9

     

     Варианты ответов

     Образовательные учреждения

Среднее арифметическое

Гимназия № 3

Школа № 4

Школа № 57

Школа № 58

инициатива происходила сверху (от ГУО)

25

27

22

33

27

инициатива происходила снизу (от педколлектива)

30

50

78

7

41

затруднились ответить

45

23

0

60

32

      

     По среднеарифметическим данным 1/3 часть учителей затруднилась ответить на данный вопрос , 1/4.часть - говорит об инициативе сверху и 41% - об инициативе снизу. Такой разброс данных не позволяет установить в целом источник педагогических инноваций. Это касается, в частности, гимназии № 3, школ № 4 и № 58.В школе № 57 большая часть опрошенных (78%) говорит об инициативе педагогического коллектива в инновационной деятельности. 

    В какой мере учителя проявляют личную инициативу по внедрению и осуществлению инновационной деятельности в своем ОУ?

           Со слов учителей видно, что (в %): 
 

     Таблица 10

     
 

Варианты ответов

     Образовательные учреждения

Среднее арифме-тическое

Гимназия № 3

Школа № 4

Школа № 57

Школа № 58

проявляют в полной мере

86

87

78

13

66

проявляют, но лишь частично, т.к. творческие инициативы ограничивает руководство ОУ

14

9

22

73

29

не проявляют, потому что не поддерживают проводимые инновации

0

4

0

14

5

     Среднеарифметические данные указывают на то, что основная часть учителей (66%) в полной мере проявляет личную инициативу в инновационной педагогической деятельности. Между тем в школе № 58 таких учителей лишь 13%. Имеются и такие учителя, кто не проявляют инициативу из-за того, что не поддерживают проводимые в общеобразовательном учреждении инновации.  

Информация о работе Инновационные процессы в образовании