Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 12:28, дипломная работа
Цель работы: изучить и охарактеризовать инновации в российском образовании, а также в системе образования города Москвы.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов…………………….6
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация…….……...6
1.2 Роль инноваций в развитии школы……….…………………………….24
Глава 2. Характеристика инноваций в системе образования города Тулы…….31
2.1 Анализ программы развития городской системы образования………31
2.2 МОУСШ № 8 как одна из инновационных школ города Тулы………41
2.3 Особенности управления инновационными процессами……………..50
2.4 Сравнительно-сопоставительный анализ уровня развития детей
младшего школьного возраста………………………………………….67
Заключение……………………………………………………………...…………..72
Список литературы………………………………………………………..………..74
Приложения
3) При определении уровня развития логического мышления не оценивается «красота» рассказа, то есть богатство речи, так как это имеет отношение к развитию связной речи, а не к логическому мышлению.
Для того, чтобы определить уровень развития логического мышления в зависимости от возраста, нужно воспользоваться таблицей.
Таблица 22
Определение уровня логического мышления на основе составления сказки по последовательным картинкам.
Баллы | Пятый год жизни | Шестой год жизни | Седьмой год жизни |
1 | Средний | Низкий | Очень низкий |
2 | Высокий | Средний | Низкий |
3 | Очень высокий | Выше среднего | Средний |
4 | --- | Высокий | Выше среднего |
5 | --- | Очень высокий | Высокий |
1 балл - рассказ составлен на основе 2 - 3 картинок.
2 балла - рассказ составлен по 3 - 4 картинкам, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает.
3 балла - рассказ составлен по 5 - 7 картинкам, на уточняющие вопросы отвечает, чётко выявляет логические связи.
4 балла - рассказ составлен по всем картинкам, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает.
5 баллов - рассказ составлен по всем картинкам, на уточняющие вопросы отвечает, чётко выявляет логические связи.
Для анализа уровня развития речи инструкция такова: «Придумай по своим картинкам рассказ, что происходит, о чём говорят, что будет потом.
Если ребёнок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы, например: Кто изображён на картинке? Что ещё? Что они делают? О чём говорят? Что случилось потом?
Не следует составлять предложения вместо ребёнка или предлагать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы - в дальнейшем это помешает вам адекватно оценить уровень речевого развития школьника.
Рассказ ребёнка, описанные им картинки оцениваются следующим образом:
1 балл - ребёнок только перечисляет предметы, изображённые на картинке. На наводящие вопросы отвечает односложно, молчит или говорит, что не знает.
2 балла - ребёнок составляет 2 - 3 описательных предложения, состоящих из имён существительных и глаголов. Часто предложения не связаны между собой.
3 балла - ребёнок составляет рассказ из 4 - 5 предложений. При этом предложения могут отражать события, непосредственно не отображённые на картинке.
4 балла - ребёнок составляет развёрнутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображёнными на картинке. Предложения могут передавать желания, чувства героев.
Для того, чтобы определить уровень развития связной речи надо воспользоваться таблицей.
Таблица 23
Определение уровня развития речи на основе составления рассказа
Баллы | Пятый год жизни | Шестой год жизни | Седьмой год жизни |
1 | Средний | Низкий | Очень низкий |
2 | Высокий | Средний | Низкий |
3 | Высокий | Высокий | Средний |
4 | Очень высокий | Очень высокий | Высокий |
Приложение 5
Диагностика воображения29
«Дорисуй круги, чтобы получились разные фигуры».
Цель: определение уровня развития образного воображения.
Инструкция. Посмотри внимательно, здесь 6 ровных, одинаковых кругов. Подумай и дорисуй их так, чтобы получились разные предметы. Рисовать можно всё. Наталкивать детей на мысль с помощью наводящих вопросов нельзя. Выполнение задания прекращается, ели ребенок больше не может ничего придумать.
Анализ результатов.
Для того чтобы определить уровень развития образного воображения, необходимо сосчитать количество адекватно нарисованных рисунков, отбросить ошибочные, повторы не должны быть.
Количество рисунков:
менее 3 - очень низкий;
3 - низкий;
4 - средний;
5 -выше среднего;
6
- высокий.
Приложение 6
Диагностика
внимания30
а) запомни предметы.
Инструкция.
Ребёнку в течение нескольких секунд показывают
картинку с изображением некоторых предметов,
потом закрывают листом белой бумаги.
Ребёнок должен перечислить все предметы.
Помогать нельзя. Задание считается невыполненным,
если есть хоть одна ошибка.
б) запомни вазу в облачке.
показывается
ваза в облачке, остальные вазы закрыты
листом белой бумаги. Затем вазу в облачке
закрывают рукой и ребёнок должен среди
других ваз выбрать именно эту. Ошибкой
считается, если ребёнок показал не на
ту вазу.
в) концентрация внимания: назови овощи, посуду, которую видишь.
Ребёнку даётся путаница «Овощи» или «Посуда», ребёнок должен одним словом назвать, что изображено на картинке, и перечислить эти предметы. Ошибкой считается, если ребёнок ничего не увидел в путанице.
Приложение 7
Построение заборчика31
Цели: - выявить понимание цели задания, целенаправленность деятельности, способность удерживать инструкцию и контролировать свои действия в процессе работы, темп деятельности, ловкость и скоординированность движений рук, интерес к заданию.
Материалы. Полоски из плотной бумаги красного (8 полосок) и белого (16 полосок) цвета размером 3 на 10. Можно использовать счётные палочки или брусочки.
Инструкция. Перед началом выкладываются в ряд полоски в такой последовательности: КББКББ… Обращают внимание на чередование полосок по цвету и жестом или словами предлагают строить заборчик дальше. В случае необходимости оказывают организованную помощь. Если ребёнку посильно данное задание, то усложняем его: КБКББКБКББ…
Анализ результатов.
Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и проявляют к нему интерес. Качество выполнения зависит от сформированности внимания, навыка самоконтроля, саморегуляции. В тех случаях, когда эти навыки недостаточно сформированы, возможны ошибки, но неадекватность действий не наблюдается. Дети хорошо используют организованную помощь. Достаточно жестом или мимикой выразить недоумение, и ребёнок сразу же ищет ошибки.
Дети умственно отсталые задание не выполняют. Они не владеют анализом образца и выполнение задания сводится лишь к выкладыванию полосок в ряд без учёта заданной цветовой последовательности. Организующая помощь недостаточна. Требуется совместное выполнение, а при повторном выполнении этих же цветовых чередований возникают те же трудности. Интерес к заданию не наблюдается.
Дети с задержкой психического развития понимают смысл задания, но для них большую сложность представляет второй вариант.
Приложение 8
Диагностика внимания32
Цели: выявить аналитико-синтетическую деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант), уметь делать обобщения, логическая обоснованность и целенаправленность, чёткость представлений, использование помощи.
Материалы. 4 рисунка разной сложности.
Анализ результатов.
Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками они способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на второстепенные. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее, у детей с нормальным уровнем развития нет случаев неадекватного выполнения этого задания.
Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задание. К 6 - 7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, форму, но затрудняются дать речевое обобщение по родовой группе даже при наводящих вопросах. Задание в этом возрасте им недоступно.
Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию и выполняют задание. Задание по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий вызывает большие трудности и выполняется лишь некоторыми детьми 7 лет при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Им сложно объяснить принцип выделения и дать речевое обоснование.
Приложение 9
Выявление способности к целостному восприятию геометрических фигур
«Дорисуй треугольники»
Инструкция.
Выдаётся лист с изображением недорисованных
треугольников. Они все одинакового размера.
Их надо дорисовать.
Анализ результатов.
1. Хороший уровень: ребёнок понимает принцип работы, безошибочно дорисовывает треугольники.
2. Средний уровень: то же, что и в первом, но допускает небольшую ассиметрию.
3. Низкий уровень: непонимание принципа работы, искажение формы, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части.
Приложение 10
Направления обучения школ города Тулы33
Таблица 24
Школа | Направление обучения |
СОШ № 1 | Программа «Школа индивидуального выбора». Учащиеся могут выбирать занятия в четырёх направлениях: гуманитарное, естественно-математическое, физическое, развивающее. |
Гимназия № 1 | Естественно-научное и инженерное направления. Предпрофильное и профильное образование. Факультетское: филологическое, физико-математическое с элементами экономики, химико-биологическое с основами медицины. Спецотделения по факультетам: историко-археологическое, русская филология, иностранные языки, медицинское, химическое и др. |
Прогимназия № 1 | Развивающее направление. |
СОШ № 2 «Возрождение» | Эстетическое, гуманитарное направление. Школа возрождает русскую культуру и духовность через свою образовательную программу. |
Гимназия № 2 | Многопрофильная. Предпрофильное и профильное образование.Есть медицинские, инженерные, гуманитарные, лингвистические классы. |
Прогимназия № 2 | Всестороннее физическое и психическое развитие воспитанников и обучающихся с 3 до 10 лет. |
СОШ № 3 | Профильные классы: инженерный, военный; предметные кружки: иностранный язык, черчение, физика, психология, математика. Углубленное изучение отдельных предметов. |
Гимназия № 3 | Педагогический проект «Школа Л. Н. Толстого» как модель непрерывного образования нового типа». Инновационные предметы, способствующие духовному совершенствованию, интеллектуальному развитию и укреплению физического здоровья детей: азбука Л. Толстого, круг чтения, иностранный язык с 1 класса, второй иностранный с 5 класса, ритмика, экология, хореография и др. |
СОШ № 4 | Углубленное изучение отдельных предметов. Есть классы предпрофильной подготовки с углубленным изучением физики, биологии, истории, профильные классы с углубленным изучением тех же предметов. |
Гимназия № 4 | Реализация проекта «Школа Л, Н, Толстого как модель непрерывного образования нового типа», достижение гимназического уровня образования, свобода выбора спецкурсов и курсов дополнительного образования. Предпрофильное и профильное образование: естественно-математическое, социально-экономическое направления. |
СОШ №
6 имени
К. Д. Ушинского |
«Русская народная школа». Предпрофильное и профильное образование: социально-гуманитарный и юридический профили. |
СОШ № 7 | В профильном обучении школа развивает гуманитарно-эстетическое направление. Профильные классы: «Архитектура и градостроение», «Менеджмент». Предпрофильная подготовка - элективные курсы. |
СОШ № 8 | В школе работают предпрофильные и профильные классы. Наиболее востребованные профили: филологический, физико-математический, социально-экономический. |
СОШ № 10 | Правовое воспитание и образование с 5 класса, профильное обучение - юридическое, компенсирующее, оздоровительное. |
Гимназия № 11 | Естественно-научное направление. Углубленное изучение иностранных языков: английский, немецкий, французский. Начальная школа работает по программе "Перспективная начальная школа". Кроме того, в учебном заведении есть предпрофильные 9-е классы по направлениям: социально-гуманитарному и физико-математическому, а также профильное обучение по этим же направлениям. Иностранный язык и ритмика в школе преподаются со 2-го класса. |
СОШ № 13 | Естественно-научный профиль. Направления профильного обучения: физико-математическое, индустриально-технологический профили. |
СОШ № 14 | Профиль: история и компьютерные технологии. Предпрофиль: физико-математический, естественно-научный. |
СОШ № 15 | Предпрофильное обучение по следующим направлениям: естественно-математический и социально-гуманитарный профили. Есть нетрадиционные предметы: экология, экономика и статистика, валеология и др. |
СОШ № 16 | Приоритетные направления - оздоровление и образование. Профильное и Предпрофильное обучение по направлениям: информационно-технологическое, гуманитарное, физико-математическое. |
СОШ № 17 | Юридический и
инженерный профили, Предпрофильное обучение
- курсы по профилям: социально-экономический
(юридический), гуманитарный (филологический),
физико-математический (информационно- |
СОШ № 18 | Общеобразовательное направление обучения. Компьютерные классы. |
СОШ № 19 | Эстетическое направление. Предпрофильное и профильное образование: художественно-графическое, издательское дело (журналистика), реклама. Элективные учебные курсы. |
Гимназия № 20 | Предпрофильные классы: физико-математические, гуманитарные. Профильные: физико-математические, социально-гуманитарные. |
СОШ № 21 | Правовое, краеведческое направления. |
СОШ № 22 | Общеобразовательное направление обучения. |
СОШ № 23 | Эстетическое, спортивное направления, есть дизайн-классы. |
СОШ № 24 | Профильное и Предпрофильное обучение. Физико-математический и социально-экономический профиль. |
СОШ № 25 | Общеобразовательное направление. Предпрофильное и профильное обучение. Информационно-технологический профиль. |
Коррекционная школа № 26 | Коррекционно-развивающее направление. |
СОШ № 28 | Общеобразовательное направление. |
Начальная общеобразовательная школа № 29 | Общеобразовательное направление. |
Гимназия № 30 | Углубленное изучение иностранных языков. |
СОШ № 31 | Предпрофильная подготовка: новые предметы - экология, основы православной культуры, мировая художественная культура, информатика, основы компьютерного дизайна и др. Профильные классы: правовые, иностранных языков, экономика и информатика. Новые предметы: культурология, информационные технологии, экономика и др. |
СОШ № 33 | Классы повышенного обучения, общеобразовательный, класс педагогической поддержки. Классы инженерного профиля, Предпрофильное обучение. |
СОШ № 34 | Экологическое направление. Предпрофильное и профильное образование: на старшей ступени - естественно-математический профиль. |
Коррекционная школа № 35 | Адаптационное, коррекционно-развивающее направление. |
СОШ № 36 | Есть естественно-научные классы. Функционируют основные направления трудового и допрофессионального обучения учащихся. |
СОШ № 38 | Личностно-ориентированное образование, оздоровительная деятельность. Экологическое, валеологическое, спортивное и др. обучение. |
СОШ № 39 | Эколого-валеологическое и спортивное образование, есть предпрофильные классы. |
СОШ № 40 | Экологическое, эстетическое воспитание, гражданское образование учащихся, воспитание. Предпрофильное обучение (элективные курсы). Профильное обучение (элективные курсы): «Карьера и профессиональное самоопределение». |
СОШ № 41 | Гуманитарное направление. Предпрофильное и профильное образование: профильная подготовка по специальности - правоведение. |
Коррекционная школа № 42 | Для учащихся 1- 4 классов - специальная образовательная программа, развитие личности, познавательных способностей детей, подготовка к профессионально-трудовому обучению. Есть занятия с логопедом, ЛФК и «Ритмика». |
СОШ № 43 | Общеобразовательное направление. Индивидуальная программа «Школа семейного типа». Экологическая культура и образование. |
СОШ № 44 | Духовно-нравственное и семейное воспитание. |
СОШ № 48 | Экологическое направление и воспитание учащихся, формирование здорового образа жизни. |
СОШ № 49 | Спортивное и экологическое направление. Предпрофильное обучение. |
СОШ № 50 | Общеобразовательное направление. Предпрофильная подготовка. |
СОШ № 51 | Художественно-эстетическое образование. Предпрофильное и профильное образование. Введено обучение, предшествующее выбору профиля: в учебный план школы включены предметы художественно-эстетического цикла, музыка. Группы раннего эстетического развития детей. Общеобразовательный и художественно-эстетический профили. |
СОШ № 52 | Предпрофильное и профильное образование. Предпрофильные гуманитарные курсы: основы психологии, валеологии, потребительских знаний и др. |
СОШ № 53 | Внутришкольная профилизация - естественно-математическое, социально-экономическое, юридическо-правовое направления, универсальное обучение. |
СОШ № 54 | Классы интенсивного обучения, общеобразовательные классы и классы компенсирующего обучения. Предпрофильное и профильное образование: педагогическое, техническое. |
СОШ № 55 | В школе открыты 3 профильных класса: физико-математический, филологический, информационно-технологический, в которых обучение по указанным предметам ведется на профильном уровне, а другие предметы - на базовом уровне. Учащиеся 10-11 классов получают углубленное среднее профессиональное образование по специальности "юрист". Учащиеся непрофильных классов получают дополнительное образование по программе "Юный спасатель". В 2007-2008 году предполагается набор учащихся как в непрофильные, так и в профильные классы: филологический, информационно-технологический, физико-математический, биолого-географический с преподаванием на профильном уровне биологии, географии, и химии. |
СОШ № 56 | Модель школы эколого-геологического профиля. Предпрофильная подготовка, профильные классы: физико-математический и социально-экономический. |
СОШ № 57 | Предпрофильные классы с юридическим, экономическим и физико-математическим направлениями. Профильные классы с социально-гуманитарным (юридическим), социально-экономическим и физико-математическим направлениям. |
СОШ № 58 с углубленным изучением английского языка | Есть классы раннего и углубленного изучения английского языка, профильные классы: физико-математический, гуманитарный, начальные классы для детей с ослабленным зрением. |
СОШ № 59 | Предпрофильное и профильное образование: химико-биологическое, экологическое. |
СОШ № 60 | Традиции естественно-математического образования, гуманитарное образование, гражданское воспитание. Направления: физико-математическое, экономическое, гражданское. Профильные и предпрофильные классы. |
СОШ № 61 | Есть Предпрофильное и профильное образование. Классы МЧС. Экономический класс. Основное профильное направление: информационно-техническое. |
СОШ № 62 | Социально-экологический профиль обучения и воспитания. Предпрофильное и профильное образование. |
СОШ № 63 имени Маршала Жукова | Эстетическое направление. Предпрофильное и профильное образование. Предметы художественно-эстетического цикла, группы раннего развития детей. |
СОШ № 64 | Разноуровневое обучение: классы интенсивного обучения, классы базового уровня и компенсирующего обучения. Профили: физико-математический, информационно-технологический. |
СОШ № 65 | Раннее эстетическое развитие, экологическое, гражданское, правовое. Предпрофильное и профильное образование. Профили школы: социально-экономический и естественно-математический. |
СОШ № 66 | Предпрофильное обучение, экологическое направление |
СОШ № 67 | Приоритетное направление - народоведческое. Предпрофильное обучение индустриально-технологического характера. |
СОШ № 68 | Направления: художественно-эстетическое, техническое, спортивное, военно-патриотическое, экологическое, гражданско-правовое. Есть автодело. Предпрофильные классы информационно-технологического направления. |
СОШ № 69 | Приоритетное направление - краеведение. Предпрофильное обучение. |
СОШ № 70 | Приоритетные направления воспитания: гражданско-патриотическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное. Планируется открытие профильных классов: технологический оборонно-спортивный, технология поведения человека в ЧС (в сотрудничестве с МЧС). |
СОШ № 71 | Внутришкольная многопрофильная профилизация, универсальное обучение. Технический и гуманитарный профили. |
СОШ № 72 | Предпрофильное и профильное образование. Профильные классы и классы интенсивного обучения, спортивные, математические, инженерные, предпрофильные классы. Программы гуманитарного, математического, юридического, экономического профилей. |
Начальная школа - детский сад № 1 | Физкультурно-оздоровительное, коррекционное, интеллектуальное направления. |
Начальная школа - детский сад № 104 «Материнская школа» | Развивающее направление. |
Начальная школа - детский сад № 144 | Основные направления: познавательно-речевое, физкультурно-оздоровительное. |
Общеобразовательная школа - интернат начального общего образования № 2 | Адаптационное, коррекционно-развивающее направление обучения. Компенсирующее обучение учащихся на этапе начального образования. |