Инновационные процессы в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 12:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить и охарактеризовать инновации в российском образовании, а также в системе образования города Москвы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов…………………….6
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация…….……...6
1.2 Роль инноваций в развитии школы……….…………………………….24
Глава 2. Характеристика инноваций в системе образования города Тулы…….31
2.1 Анализ программы развития городской системы образования………31
2.2 МОУСШ № 8 как одна из инновационных школ города Тулы………41
2.3 Особенности управления инновационными процессами……………..50
2.4 Сравнительно-сопоставительный анализ уровня развития детей
младшего школьного возраста………………………………………….67
Заключение……………………………………………………………...…………..72
Список литературы………………………………………………………..………..74
Приложения

Работа содержит 1 файл

5ballov-91087.rtf

— 1.48 Мб (Скачать)

    Каким образом инновационная деятельность воздействует на мотивацию учителей к повышению профессионального мастерства?

              Со слов учителей, они стремятся:

     Гимназия № 3 - к самопознанию (86%), самообразованию (14%);

     Школа № 4 - к самопознанию (77%), разработке новых форм работы (4%), методическому обеспечению урока (4%), затруднились ответить 15%;

     Школа № 57 - к самопознанию (78%), изучению новых подходов и технологий (11%), затруднились ответить 22%;

     Школа № 58 - к самопознанию (73%), затруднились ответить 27%.

В среднем 16% учителей затруднились ответить на данный вопрос.  

    Используются ли для поддержания инициативы учителей какие-либо стимулы?

Со слов учителей используются:

     Гимназия № 3 - моральные и материальные (86%);

     Школа № 4- моральные (14%), не ответили 77%;

     Школа 57   - моральные (33%), не ответили 67%;

     Школа 58 - моральные и материальные 87%, не ответили 13%.

Со слов руководителей используются:

     Гимназия № 3 - моральные и материальные;

     Школа № 4 - поощрения и объявления благодарности;

     Школа № 57 - моральные и материальные;

     Школа № 58 - моральные и материальные, повышение квалификационной категории при аттестации. 

    На вопрос «Чем регламентируется Ваш подход к инновационной педагогической деятельности?» учителя ответили следующим образом:

     Гимназия № 3 - концепцией школы Л.Н. Толстого (50%), учебными планами (15%), тестированием (9%), нормативными документами (4%), не ответили 22%;

     Школа № 4 - нормативно-правовой базой (41%), инструкциями и методразработками (18%), распоряжениями (9%), программой по математике (5%), не ответили 27%;

     Школа № 57 - решениями ШМО (33%) и педсовета (22%), желаниями учащихся (11%), ничем (11%), не ответили 22%;

     Школа № 58 - нормативно-правовыми документами и локальными актами (54%), уроком (33%), не ответили 27%.

          Разброс мнений учителей по данному вопросу очевиден. Обращает на себя внимание то, что от 22% до 27% опрошенных уклонились от ответа.

         Можно лишь констатировать, что управление инновационной деятельностью невозможно без регламентирующих документов и все учителя должны быть с ними ознакомлены. 

    Чтобы определить особенности управления инновационными процессами необходимо было выявить, на каком этапе осуществляется инновационная педагогическая деятельность в образовательных учреждениях (в %):

     Таблица 11

     
 
 
Этап
Образовательные учреждения
Гимназия №3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
Руково-дители Учителя Руково-дители Учителя Руково-дители Учителя Руково-дители Учителя
Разработки 0 11 50 8 0 33 0 20
Внедрения 0 28 50 78 100 56 100 80
Функциони-рования 100 58 0 4 0 11 0 0

     Ответы указывают на разногласия опрошенных по данному вопросу (кроме школы № 58). Поэтому охарактеризовать особенности и свойства модели управления инновационными процессами достаточно затруднительно.

     Работа в условиях инновационной педагогической деятельности предполагает изменения в содержании образования, в организационной структуре, в режиме функционирования, в системе управления образовательных учреждений, технологиях обучения, воспитания и развития учащихся, в подготовке, переподготовке и комплектовании педагогических кадров, поэтому необходимо было рассмотреть формы и методы работы при управлении инновационными процессами.

    9. Руководителям был задан вопрос «Произошли ли, на Ваш взгляд, изменения в процессе осуществления инновационной деятельности по различным аспектам педагогической деятельности?». Полученные ответы указывают на то, по каким аспектам, на взгляд руководителей, произошли изменения (в %):

     Таблица 12

     
Аспекты педагогической                      деятельности      Образовательные учреждения
Гимназия №3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
да нет да нет да нет да нет
Содержание образования 100 0 100 0 100 0 100 0
Организационная структура учреждения или структурных подразделений, принимающих участие в инновационной деятельности 100 0 50 0 100 0 67 0
Режим функционирования учреждения 0 100 100 0 0 100 33 33
Система управления 100 0 100 0 100 0 67 33
Технологии обучения, воспитания и развития 100 0 100 0 100 0 100 0
Подготовка, переподготовка и комплектование педагогических кадров 100 0 50 50 100 0 33 67

     Судя по представленным в таблице данным, изменения произошли по указанным аспектам педагогической деятельности практически во всех ОУ.

    10. Инновационная деятельность педагогического коллектива имеет своей целью перестройку содержания образования, его форм и методов.

     Практически все участники анкетирования указывают на то, что в ходе инновационной деятельности изменились формы и методы работы, но при этом около 1/3 респондентов в школах № 4 и № 57 не смогли ответить на этот вопрос. Остальные учителя путаются в этих понятиях. Так и в формы и в методы работы попали: тестирование, индивидуальные занятия, уроки-сказки, уроки-экскурсии, уроки-семинары, моделирование проблемных ситуаций и т.д. 

    11. Руководители в процессе управления осуществляют анализ инновационной деятельности различными методами:

          Гимназия № 3 - тестированием, анкетированием, анализом срезов, посещением уроков, самоанализа деятельности учителей, используется методика НИЛ «Школа Л.Н.Толстого»;

          Школа № 4   - мониторингами;

          Школа № 57  - наблюдением, анкетированием, тестированием, проведением открытых уроков;

          Школа № 58  - коммуникативно-перцептивными методами контроля, сотрудничества администрации с учителями, учащимися и родителями. 

    12. В ходе инновационной педагогической деятельности образовательные учреждения должны получать научно-методическую поддержку со сторону РМО и РМК.

     Удовлетворяет ли учителей помощь, оказываемая специалистами данных учреждений, видно из их ответов в таблицах 13 а и 13 1 (в %): 
 
 

     Таблица 13 а

     
      

     Р М О

Гимназия №3

Школа

№ 4

Школа

№ 57

Школа

№ 58

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

Оказывают помощь в оснащении научно-методическим материалом

50

25

32

32

89

0

60

20

Организуют методобъединения по подготовке учителей

     

75

8

50

14

44

0

87

0

Осуществляет консультирование

70

11

46

18

89

0

80

13

 

     Таблица 13 б

     
 

     Р М К

Гимназия №3

Школа

№ 4

Школа

№ 57

Школа

№ 58

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

Оказывают помощь в оснащении научно-методическим материалом

56

25

23

27

89

0

80

13

Организуют методобъединения по подготовке учителей

53

25

40

14

67

22

80

0

Осуществляет консультирование

61

22

36

18

78

0

73

0

     Оценка работы специалистов РМО и РМК руководителями всех образовательных учреждений удовлетворительная. Но данные в таблицах 13 а и 13 б говорят о том, что от 25% до 32% учителей неудовлетворены оснащением их научно-методическим материалом.  

    13. На вопрос «Какие трудности Вы испытываете в своей педагогической деятельности, работая в новых условиях?» учителя ответили (в %):

Информация о работе Инновационные процессы в образовании