Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 12:28, дипломная работа
Цель работы: изучить и охарактеризовать инновации в российском образовании, а также в системе образования города Москвы.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов…………………….6
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация…….……...6
1.2 Роль инноваций в развитии школы……….…………………………….24
Глава 2. Характеристика инноваций в системе образования города Тулы…….31
2.1 Анализ программы развития городской системы образования………31
2.2 МОУСШ № 8 как одна из инновационных школ города Тулы………41
2.3 Особенности управления инновационными процессами……………..50
2.4 Сравнительно-сопоставительный анализ уровня развития детей
младшего школьного возраста………………………………………….67
Заключение……………………………………………………………...…………..72
Список литературы………………………………………………………..………..74
Приложения
Каким образом инновационная деятельность воздействует на мотивацию учителей к повышению профессионального мастерства?
Со слов учителей, они стремятся:
Гимназия № 3 - к самопознанию (86%), самообразованию (14%);
Школа № 4 - к самопознанию (77%), разработке новых форм работы (4%), методическому обеспечению урока (4%), затруднились ответить 15%;
Школа № 57 - к самопознанию (78%), изучению новых подходов и технологий (11%), затруднились ответить 22%;
Школа № 58 - к самопознанию (73%), затруднились ответить 27%.
В среднем
16% учителей затруднились ответить на
данный вопрос.
Используются ли для поддержания инициативы учителей какие-либо стимулы?
Со слов учителей используются:
Гимназия № 3 - моральные и материальные (86%);
Школа № 4- моральные (14%), не ответили 77%;
Школа 57 - моральные (33%), не ответили 67%;
Школа 58 - моральные и материальные 87%, не ответили 13%.
Со слов руководителей используются:
Гимназия № 3 - моральные и материальные;
Школа № 4 - поощрения и объявления благодарности;
Школа № 57 - моральные и материальные;
Школа
№ 58 - моральные и материальные, повышение
квалификационной категории при аттестации.
На вопрос «Чем регламентируется Ваш подход к инновационной педагогической деятельности?» учителя ответили следующим образом:
Гимназия № 3 - концепцией школы Л.Н. Толстого (50%), учебными планами (15%), тестированием (9%), нормативными документами (4%), не ответили 22%;
Школа № 4 - нормативно-правовой базой (41%), инструкциями и методразработками (18%), распоряжениями (9%), программой по математике (5%), не ответили 27%;
Школа № 57 - решениями ШМО (33%) и педсовета (22%), желаниями учащихся (11%), ничем (11%), не ответили 22%;
Школа № 58 - нормативно-правовыми документами и локальными актами (54%), уроком (33%), не ответили 27%.
Разброс мнений учителей по данному вопросу очевиден. Обращает на себя внимание то, что от 22% до 27% опрошенных уклонились от ответа.
Можно лишь констатировать, что управление
инновационной деятельностью невозможно
без регламентирующих документов и все
учителя должны быть с ними ознакомлены.
Чтобы определить особенности управления инновационными процессами необходимо было выявить, на каком этапе осуществляется инновационная педагогическая деятельность в образовательных учреждениях (в %):
Таблица 11
Этап |
Образовательные учреждения | |||||||
Гимназия №3 | Школа № 4 | Школа № 57 | Школа № 58 | |||||
Руково-дители | Учителя | Руково-дители | Учителя | Руково-дители | Учителя | Руково-дители | Учителя | |
Разработки | 0 | 11 | 50 | 8 | 0 | 33 | 0 | 20 |
Внедрения | 0 | 28 | 50 | 78 | 100 | 56 | 100 | 80 |
Функциони-рования | 100 | 58 | 0 | 4 | 0 | 11 | 0 | 0 |
Ответы указывают на разногласия опрошенных по данному вопросу (кроме школы № 58). Поэтому охарактеризовать особенности и свойства модели управления инновационными процессами достаточно затруднительно.
Работа в условиях инновационной педагогической деятельности предполагает изменения в содержании образования, в организационной структуре, в режиме функционирования, в системе управления образовательных учреждений, технологиях обучения, воспитания и развития учащихся, в подготовке, переподготовке и комплектовании педагогических кадров, поэтому необходимо было рассмотреть формы и методы работы при управлении инновационными процессами.
9. Руководителям был задан вопрос «Произошли ли, на Ваш взгляд, изменения в процессе осуществления инновационной деятельности по различным аспектам педагогической деятельности?». Полученные ответы указывают на то, по каким аспектам, на взгляд руководителей, произошли изменения (в %):
Таблица 12
Аспекты
педагогической |
Образовательные учреждения | |||||||
Гимназия №3 | Школа № 4 | Школа № 57 | Школа № 58 | |||||
да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | |
Содержание образования | 100 | 0 | 100 | 0 | 100 | 0 | 100 | 0 |
Организационная структура учреждения или структурных подразделений, принимающих участие в инновационной деятельности | 100 | 0 | 50 | 0 | 100 | 0 | 67 | 0 |
Режим функционирования учреждения | 0 | 100 | 100 | 0 | 0 | 100 | 33 | 33 |
Система управления | 100 | 0 | 100 | 0 | 100 | 0 | 67 | 33 |
Технологии обучения, воспитания и развития | 100 | 0 | 100 | 0 | 100 | 0 | 100 | 0 |
Подготовка, переподготовка и комплектование педагогических кадров | 100 | 0 | 50 | 50 | 100 | 0 | 33 | 67 |
Судя по представленным в таблице данным, изменения произошли по указанным аспектам педагогической деятельности практически во всех ОУ.
10. Инновационная деятельность педагогического коллектива имеет своей целью перестройку содержания образования, его форм и методов.
Практически
все участники анкетирования указывают
на то, что в ходе инновационной деятельности
изменились формы и методы работы, но при
этом около 1/3 респондентов в школах №
4 и № 57 не смогли ответить на этот вопрос.
Остальные учителя путаются в этих понятиях.
Так и в формы и в методы работы попали:
тестирование, индивидуальные занятия,
уроки-сказки, уроки-экскурсии, уроки-семинары,
моделирование проблемных ситуаций и
т.д.
11. Руководители в процессе управления осуществляют анализ инновационной деятельности различными методами:
Гимназия № 3 - тестированием, анкетированием, анализом срезов, посещением уроков, самоанализа деятельности учителей, используется методика НИЛ «Школа Л.Н.Толстого»;
Школа № 4 - мониторингами;
Школа № 57 - наблюдением, анкетированием, тестированием, проведением открытых уроков;
Школа № 58 - коммуникативно-перцептивными
методами контроля, сотрудничества администрации
с учителями, учащимися и родителями.
12. В ходе инновационной педагогической деятельности образовательные учреждения должны получать научно-методическую поддержку со сторону РМО и РМК.
Удовлетворяет
ли учителей помощь, оказываемая специалистами
данных учреждений, видно из их ответов
в таблицах 13 а и 13 1 (в %):
Таблица 13 а
Р М О | ||||||||
Гимназия №3 |
Школа№ 4 |
Школа№ 57 |
Школа№ 58 | |||||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет | |
Оказывают помощь в оснащении научно-методическим материалом |
50 |
25 |
32 |
32 |
89 |
0 |
60 |
20 |
Организуют методобъединения по подготовке учителей |
75 |
8 |
50 |
14 |
44 |
0 |
87 |
0 |
Осуществляет консультирование |
70 |
11 |
46 |
18 |
89 |
0 |
80 |
13 |
Таблица 13 б
Р М К | ||||||||
Гимназия №3 |
Школа№ 4 |
Школа№ 57 |
Школа№ 58 | |||||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет | |
Оказывают помощь в оснащении научно-методическим материалом |
56 |
25 |
23 |
27 |
89 |
0 |
80 |
13 |
Организуют методобъединения по подготовке учителей |
53 |
25 |
40 |
14 |
67 |
22 |
80 |
0 |
Осуществляет консультирование |
61 |
22 |
36 |
18 |
78 |
0 |
73 |
0 |
Оценка
работы специалистов РМО и РМК руководителями
всех образовательных учреждений удовлетворительная.
Но данные в таблицах 13 а и 13 б говорят
о том, что от 25% до 32% учителей неудовлетворены
оснащением их научно-методическим материалом.
13. На вопрос «Какие трудности Вы испытываете в своей педагогической деятельности, работая в новых условиях?» учителя ответили (в %):