Индивидуализация познавательной деятельности как средство адаптации пятиклассников к многопредметному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:32, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы: выявить возможность эффективного преодоления школьной дезадаптации пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению.
Гипотеза: В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что школьная дезадаптация пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению может быть успешно преодолена при условии учета стиля индивидуальной познавательной деятельности школьника

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

 

Таким образом  с помощью  приводимой ниже формулы учителя  смогут предотвратить факторы риска  при адаптации пятиклассников и  индивидуализировать познавательную деятельность каждого ученика.

  1. Определить стили обучения каждого учащегося
  2. Отметить место каждого ученика на карте стилей
  3. Определить, какие стили входя в усредненный стиль класса
  4. Выяснить, кто не соответствует стилю большинства
  5. Определить стиль преподавания учителя и отметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся
  6. Определить ориентацию учебных материалов (учебников, пособий, раздаточных материалов) и отметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся
  7. Оценить глубину конфликта между учебными стилями учащихся, средним стилем  класса, стилем преподавания учителя и ориентацией учебных материалов. Учащиеся, имеющие конфликты в одной или двух областях, относятся к группе умеренного риска. Учащиеся, стиль которых отличается и от среднего в классе, и от стиля учителя, и от стиля автора учебника, находятся под серьёзной угрозой.
  8. Определить методы включения учащихся «группы риска» в учебный процесс по средствам:
    • Адаптации заданий внутри класса;
    • Творческого использования возможности работы в малых группах;
    • Создания возможностей выбора заданий
    • Индивидуализации домашних заданий;
    • Консультирования учащихся.

Третий этап исследования контрольный. Цель этого  этапа –  выявить эффективность  проделанной  психолого – педагогической работы по снижению  школьной дезадаптации пятиклассников, при условии учета индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся.

Для этого мы провели  повторное исследование в экспериментальной  и контрольной группах. Результаты исследования мы отобразили в гистограммах.

На гистограмме 4 мы отобразили результаты повторного исследования по методике Левченко «Чувства в школе»

Гистограмма4

«Чувства в  школе»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

На гистограмме мы видим,что в экспериментальной  группе беспокойство испытывают лишь 8% учащихся. Радость испытывают 60% младших подростков. Сомнение испытывают только 8% испытуемых, а тревога за будущие присуща 10% младших подростков. Желание посещать школу испытывают 60% учащихся экспериментальной группы. А страх посещения школы свойственен лишь 8% учащихся. Скука, раздражение и обида не присущи ученикам экспериментальной группы. А благодарность свойственна 60% учащихся. Симпатию к учителям  чувствуют 70% учащихся.

Исходя из этих данных,мы можем говорить о том, что после  проведения  психолого – педагогической работы по индивидуализации познавательной деятельности учеников пятого класса, класса с целью успешного преодоления школьной дезадаптации ученикам в основном свойственны положительные чувства.

На гистограмме 5 мы отобразили результаты повторного диагностического исследования по методике Филипса «Тест-опросник школьной тревожности»

Гистограмма 5

«Школьная Тревожность»

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На гистограмме 6 мы отобразили результаты повторного диагностического исследования по методике Лускановой.

Гистограмма 6

«Учебная мотивация»

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема периода  из начальной школы в среднюю  изучены, но недостаточно. Единого мнения о причинах возникновения школьной дезадаптации. В ряде психологических исследований проводится мысль о неизбежности школьной дезадаптации при переходе из начальной школы в среднюю. Об этом говорят С. Холл, Е. Шпангер, Ш. Брюлер. Другие исследователи, среди которых Коблик Е.Г. , Толстых Н.Н., Новикова Е. В. И другие, считают, что школьная дезадаптация является следствием ряда факторов и условий.

Цель нашего исследования - выявить возможность эффективного преодоления школьной дезадаптации пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что школьная дезадаптация пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению может быть успешно преодолена при условии   учета стиля индивидуальной познавательной деятельности школьника

 

В ходе исследования наша гипотеза была подтверждена. Школьная дезадаптация пятиклассников может быть успешно преодолена при условии учета стиля индивидуальной познавательной деятельности учащихся.

Так как при условии  учета индивидуального стиля  познавательной деятельности  учеников учителями предметниками, у участников экспериментальной группы было выявлено: снижение уровня школьной тревожности, преобладание положительных чувств,  повышение уровня учебной мотивации, что говорит нам о том, что учет стиля индивидуальной познавательной деятельности повышает учебную успеваемость пятиклассников и помогает успешно преодолеть школьную дезадаптацию в период перехода к многопредметному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Индивидуализация познавательной деятельности как средство адаптации пятиклассников к многопредметному обучению