Индивидуализация познавательной деятельности как средство адаптации пятиклассников к многопредметному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:32, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы: выявить возможность эффективного преодоления школьной дезадаптации пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению.
Гипотеза: В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что школьная дезадаптация пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению может быть успешно преодолена при условии учета стиля индивидуальной познавательной деятельности школьника

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Методическое  и методики исследования.

Для проведения исследования мы использовали следующие  методики:

    • Опросник «Чувства в школе» (С.В. Левченко)
    • Тест-опросник школьной тревожности Филипса
    • Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н.Лускановой)
    • Тест «Стили познавательной деятельности» (Г.В. Иванова, И.И. Левина)

Методика  С.В. Левченко «Чувства в школе»  [Левченко С.В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников// Практика административной работы в школе. — 2005] позволяет определить доминирующие эмоциональные состояния у пятиклассников и выявить преобладающие чувства в школе, определяющие уровень адаптированности учащихся.

Из 16 перечисленных  чувств ученикам предлагается выбрать  только 8, которые они наиболее часто  испытывают в школе. Это позволяет  определить индивидуальный характер переживаний  и общий «эмоциональный портрет  класса».

         Если на фоне одного – двух «негативных» чувств дети выбирают в основном «позитивные», это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезадаптации и начать глубже изучать её причины.

Для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой,  оценки эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями был проведен Тест - опросник школьной тревожности Филипса.[«Тестируем детей» // сост. Т.Г. Макеева. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 ]

Исследования  по данной методике дают представление  как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы так и о частных видах проявления школьной тревожности.

Тест состоит из 58 вопросов, которые можно предлагать  школьникам в письменном виде, а можно зачитывать устно. На каждый вопрос требуется ответить однозначно «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов:

  • Общая тревожность в школе.
  • Переживание социального стресса.
  • Фрустрация потребности в достижение успеха.
  • Страх самовыражения.
  • Страх ситуации проверки знаний.
  • Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
  • Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
  • Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

«Анкета для определения уровня школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г. Лускановой [«Школьный психолог» издательский дом «Первое сентября»]. Цель: изучение школьной мотивации.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а так же применяться для групповой диагностики.

В данную методику включено 10 вопросов, наилучшим  образом  отражающих отношение детей к  школе, учебному процессу. Для  возможности  дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система  бальных оценок. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предлагают выбрать один из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении и предпочтении  учебных ситуаций, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ (не знаю, бывает по- разному и т.д) – 1 балл, ответ, который позволяет судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации  оценивается в 0 баллов. Оценка 2 не было включена для более жесткого разделения детей на группы со высокой, средней и низкой учебной  мотивацией.

Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней  границей дезадаптации. На основе своих  ответов каждый конкретный учащийся может быть отнесен к одному из пяти уровней школьной мотивации:

Первый  уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Второй  уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Третий  уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Сумма баллов, набранная каждым ребенком, фиксируется  непосредственно на заполняемом  им опросном листе. Динамика мотивации совпадает с динамикой процесса адаптации (дезадаптации) учащихся.

Для изучения индивидуального стиля познавательной деятельности мы использовали тест «Стили  познавательной деятельности ученика» [Левина И.И., Иванова Г.В. «Индивидуальные особенности школьников»]. (См. приложение 1).

Данный тест позволяет определить конкретный стиль  познавательной деятельности каждого  ученика и учащихся класса в целом.

 Учет этих  стилей и знание предпочтительных  стилей самого учителя позволяет  получить более высокое качество обучения каждого ученика.

Учитель определяет приемы, учитывая стиль познавательной деятельности школьника. В противном  случает ученик попадает в группу риска.

   Для  выявления учащихся группы риска  необходимо составить карту стилей познавательной деятельности класса. Полученные данные заносятся в таблицу «Характеристика познавательной деятельности  класса». В ней представлены  результаты исследования по методике «Стили познавательной деятельности» и даны рекомендации для учителей-предметников  по работе с конкретными учениками с учетом индивидуального стиля познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Ход исследования и анализ полученных результатов

На первом констатирующем этапе исследования мы провели диагностику адаптации, тревожности и школьной  мотивации пятиклассников в обеих группах в начале учебного года.

Результаты  исследования представлены в таблицах и гистограммах.

Так в таблицах 1 и 2 (приложение 1 и 2) и на гистограмме 1 представлены результаты исследования по методике «Чувства в школе» (С. В. Левченко).

 

 

Гистограмма 1

«Чувства  в школе»


 

 

 

 

 

 

 

 

Мы видим, что большинство пятиклассников, 60% в обеих группах, испытывают беспокойство, находясь в школе. Радость испытывают 36% детей. 32% учащихся испытывают беспокойство за будущие. Спокойствие в школе испытывают лишь  30% пятиклассников, уверенны в себе  только 28%. Неудовлетворенность собой характерна 28% детей. Желание приходить в школу испытывают 20%  школьников. Страх, вызванный посещением школы, присутствует у 20% школьников, а скука у 16% учащихся. Чувство благодарности присутствует у четверых детей (16%). Симпатию к учителям испытывают только три человека(12%). Два человека испытывают раздражение(8%), и столько же обиду (8%).

Таким образом, в начале учебного года у пятиклассников преобладают отрицательные чувства. Для большинства характерно беспокойство, что говорит о низком уровне школьной адаптации.

       Далее мы исследовали степень  проявления школьной тревожности  по методике Филипса.

  На гистограмме  2 показано соотношение видов школьной тревожности у пятиклассников.

 

 

 

 

 

 

 

Гистограмма 2

«Тревожность  пятиклассников в начале года»


 

 

 

 

 

 

 

 

Мы видим, что у большинства  пятиклассников в обеих группах(76%) отмечается общая тревожность в школе. Это общее эмоциональное состояние, связанное с различными формами их включения в жизнь школы.

  Переживание социального  стресса характерно для 68% младших  подростков. 60% учащихся испытывают  проблемы в отношениях с учителями,  что повышает риск снижения  их учебной успешности. Фрустрация потребности в достижении успехов, не позволяющая учащимся достигать высоких результатов характерна 52% учащихся в обеих группах. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих характерен 48% пятиклассников в обеих группах.

 Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу, которая снижает приспособляемость младшего подростка к ситуациям стрессогенного характера и повышает вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды, свойственна 30% учащихся в обеих группах.

Страх самовыражения и демонстрации своих возможностей присутствует у 28% пятиклассников. Страх проверки знаний беспокоит 16% пятиклассников.

Таким образом, в начале учебного года у пятиклассников в  обеих группах присутствует повышенная школьная тревожность, что может привести к возникновению школьной дезадаптации.

   Проведя исследование  школьной мотивации по методике  Н.Г. Лускановой, и проанализировав полученные данные, мы получили следующие результаты: общий уровень школьной мотивации в обеих группах низкий.

  Как показано на гистограмме 3, высокий уровень школьной мотивации не выявлен  ни у кого из пятиклассников. Хорошая школьная мотивация отмечена только у 24%  учеников.

Гистограмма 3

«Учебная мотивация  пятиклассников в начале года»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

48%  учащихся в обеих группах имеют средний уровень учебной мотивации, школа привлекает этих учащихся внеучебной деятельностью. 16% учеников в обеих группах имеют низкий уровень учебной мотивации, они посещают занятия неохотно и испытывают трудности в учебной деятельности.

12% учащихся имеют очень  низкий уровень учебной мотивации,  они проявляют негативное отношение  к школе, испытывают серьезные  трудности: не справляются с  учебной деятельностью, испытывают  проблемы в отношениях с одноклассниками  и во взаимоотношениях с учителями. Школа может восприниматься ими как враждебная среда, то есть в данном случае мы можем говорить о школьной дезадаптации.

Исходя из полученных данных мы видим, что те или иные трудности в мотивационной сфере  испытывают в общей сложности 76% школьников в обеих группах.

И так по итогам первичной  диагностики  в начале учебного года у пятиклассников  присутствует повышенная школьная тревожность, наблюдается  преобладание отрицательных чувств. У большинства учащихся отмечается беспокойство и сниженная учебная мотивация, что говорит нам о низком уровне школьной адаптации.

      Второй  этап исследования формирующий.

      Исходя  из того, что особенно остро  явление школьной дезадаптации  проявляется в процессе учебной  деятельности и знаменуется глубоким  мотивационным кризисом, что ведет к не успешности младшего подростка в  учебной деятельности и тягостному её восприятию, в основу формирующего эксперимента по адаптации пятиклассников к многопредметному обучению положить стиль индивидуальной познавательной деятельности учащихся.

        Под стилем познавательной деятельности  мы понимаем систему предпочтений  ученика и учителя в отношении  специфики поступления информации  и специфических интересов.

Дети с разными учебными стилями отличаются  характером восприятия учебной информации, типом общения со сверстниками и учителями, а так же многими другими параметрами.

  Сущность  теории  и практики, ориентирующихся на  развитие, это рассмотрение идеи  учебных стилей, идеи  индивидуальных различий.

  1. Как основание для индивидуального, личностного развития.
  2. Как рассмотрение возможностей реальной педагогической работы

Иными словами можно  рассматривать это как реализацию антропологической концепции при организации познавательной деятельности учеников.

  Все дети, приходящие  в общеобразовательную школу могут учиться.

Учащихся без мотивации  к учению фактически не существует. Потребность в учении у человека на генетическом уровне.

Многих учащихся лишают учителя, которые не понимают их; родители, которые не знают, как помочь своим  детям; сверстники, обучающиеся более быстро;  сами учебные материалы, которые ориентированы на другие типы учащихся.

Тот факт, что ученики  могут учиться означает, что учителя  должны им помочь и помочь своевременно. Помочь на основе учета стилей обучения, хотя это и не самый  простой способ помощи учащимся, но самый эффективный  из всех известных педагогам. Он гораздо продуктивнее чем поиск совершенных методологий, так как ни один метод не подходит для всех учащихся.

          В обычных классах есть три  типа учащихся, которые входят в группу риска:

    • Учащиеся с не-западным подходом к приобретению новой информации.
    • Учащиеся чей стиль учения не соответствует стилю преподавания учителя (особенно если учитель не обладает гибкостью  или не знает  о различиях в учебных стилях).
    • Учащиеся, чей стиль не совпадает с усредненным стилем класса.

Информация о работе Индивидуализация познавательной деятельности как средство адаптации пятиклассников к многопредметному обучению