Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:32, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: выявить возможность эффективного преодоления школьной дезадаптации пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению.
Гипотеза: В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что школьная дезадаптация пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению может быть успешно преодолена при условии учета стиля индивидуальной познавательной деятельности школьника
2.2.Методическое и методики исследования.
Для проведения исследования мы использовали следующие методики:
Методика С.В. Левченко «Чувства в школе» [Левченко С.В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников// Практика административной работы в школе. — 2005] позволяет определить доминирующие эмоциональные состояния у пятиклассников и выявить преобладающие чувства в школе, определяющие уровень адаптированности учащихся.
Из 16 перечисленных чувств ученикам предлагается выбрать только 8, которые они наиболее часто испытывают в школе. Это позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет класса».
Если на фоне одного – двух «негативных» чувств дети выбирают в основном «позитивные», это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезадаптации и начать глубже изучать её причины.
Для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой, оценки эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями был проведен Тест - опросник школьной тревожности Филипса.[«Тестируем детей» // сост. Т.Г. Макеева. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 ]
Исследования по данной методике дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы так и о частных видах проявления школьной тревожности.
Тест состоит из 58 вопросов, которые можно предлагать школьникам в письменном виде, а можно зачитывать устно. На каждый вопрос требуется ответить однозначно «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов:
«Анкета для определения уровня школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г. Лускановой [«Школьный психолог» издательский дом «Первое сентября»]. Цель: изучение школьной мотивации.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а так же применяться для групповой диагностики.
В данную методику включено 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предлагают выбрать один из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ (не знаю, бывает по- разному и т.д) – 1 балл, ответ, который позволяет судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов. Оценка 2 не было включена для более жесткого разделения детей на группы со высокой, средней и низкой учебной мотивацией.
Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На основе своих ответов каждый конкретный учащийся может быть отнесен к одному из пяти уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Сумма баллов, набранная каждым ребенком, фиксируется непосредственно на заполняемом им опросном листе. Динамика мотивации совпадает с динамикой процесса адаптации (дезадаптации) учащихся.
Для изучения
индивидуального стиля
Данный тест позволяет определить конкретный стиль познавательной деятельности каждого ученика и учащихся класса в целом.
Учет этих
стилей и знание
Учитель определяет приемы, учитывая стиль познавательной деятельности школьника. В противном случает ученик попадает в группу риска.
Для
выявления учащихся группы
2.3. Ход исследования и анализ полученных результатов
На первом констатирующем этапе исследования мы провели диагностику адаптации, тревожности и школьной мотивации пятиклассников в обеих группах в начале учебного года.
Результаты исследования представлены в таблицах и гистограммах.
Так в таблицах 1 и 2 (приложение 1 и 2) и на гистограмме 1 представлены результаты исследования по методике «Чувства в школе» (С. В. Левченко).
Гистограмма 1
«Чувства в школе»
Мы видим,
что большинство пятиклассников
Таким образом, в начале учебного года у пятиклассников преобладают отрицательные чувства. Для большинства характерно беспокойство, что говорит о низком уровне школьной адаптации.
Далее мы исследовали степень
проявления школьной
На гистограмме 2 показано соотношение видов школьной тревожности у пятиклассников.
Гистограмма 2
«Тревожность пятиклассников в начале года»
Мы видим, что у большинства пятиклассников в обеих группах(76%) отмечается общая тревожность в школе. Это общее эмоциональное состояние, связанное с различными формами их включения в жизнь школы.
Переживание социального
стресса характерно для 68% младших
подростков. 60% учащихся испытывают
проблемы в отношениях с
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, которая снижает приспособляемость младшего подростка к ситуациям стрессогенного характера и повышает вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды, свойственна 30% учащихся в обеих группах.
Страх самовыражения и демонстрации своих возможностей присутствует у 28% пятиклассников. Страх проверки знаний беспокоит 16% пятиклассников.
Таким образом, в начале учебного года у пятиклассников в обеих группах присутствует повышенная школьная тревожность, что может привести к возникновению школьной дезадаптации.
Проведя исследование
школьной мотивации по
Как показано на гистограмме 3, высокий уровень школьной мотивации не выявлен ни у кого из пятиклассников. Хорошая школьная мотивация отмечена только у 24% учеников.
Гистограмма 3
«Учебная мотивация пятиклассников в начале года»
48% учащихся в обеих группах имеют средний уровень учебной мотивации, школа привлекает этих учащихся внеучебной деятельностью. 16% учеников в обеих группах имеют низкий уровень учебной мотивации, они посещают занятия неохотно и испытывают трудности в учебной деятельности.
12% учащихся имеют очень
низкий уровень учебной
Исходя из полученных
данных мы видим, что те или иные
трудности в мотивационной
И так по итогам первичной диагностики в начале учебного года у пятиклассников присутствует повышенная школьная тревожность, наблюдается преобладание отрицательных чувств. У большинства учащихся отмечается беспокойство и сниженная учебная мотивация, что говорит нам о низком уровне школьной адаптации.
Второй этап исследования формирующий.
Исходя
из того, что особенно остро
явление школьной дезадаптации
проявляется в процессе
Под стилем познавательной
Дети с разными учебными стилями отличаются характером восприятия учебной информации, типом общения со сверстниками и учителями, а так же многими другими параметрами.
Сущность теории и практики, ориентирующихся на развитие, это рассмотрение идеи учебных стилей, идеи индивидуальных различий.
Иными словами можно
рассматривать это как
Все дети, приходящие в общеобразовательную школу могут учиться.
Учащихся без мотивации к учению фактически не существует. Потребность в учении у человека на генетическом уровне.
Многих учащихся лишают учителя, которые не понимают их; родители, которые не знают, как помочь своим детям; сверстники, обучающиеся более быстро; сами учебные материалы, которые ориентированы на другие типы учащихся.
Тот факт, что ученики могут учиться означает, что учителя должны им помочь и помочь своевременно. Помочь на основе учета стилей обучения, хотя это и не самый простой способ помощи учащимся, но самый эффективный из всех известных педагогам. Он гораздо продуктивнее чем поиск совершенных методологий, так как ни один метод не подходит для всех учащихся.
В обычных классах есть три типа учащихся, которые входят в группу риска: