Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:32, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: выявить возможность эффективного преодоления школьной дезадаптации пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению.
Гипотеза: В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что школьная дезадаптация пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению может быть успешно преодолена при условии учета стиля индивидуальной познавательной деятельности школьника
Обычно для всех этих учащихся характерно предпочтение не-западных подходов к приобретению информации.
Не-западные подходы
Западный мир, с его ориентацией на логику, порядок м технологичность. Непроизвольно помещает в невыгодные условия учащихся с доминирующим правым полушарием, которые зависят от контекста. Относятся к индуктивному типу, склонны к конкретике, сенсорновосприимчивы.
Рефлексивный тип также находится под угрозой риска, как и ученики-кинестетики, для которых редко разрабатываются подходящие виды учебной деятельности.
Очень часто учащиеся с не-западным подходом сами не понимают, что им нужно и считают себя тугодумами.
Стандартные классы не далеко идут в удовлетворении потребностей этих детей.
Так учащиеся с доминирующим правым полушарием нуждаются в гештальте – они получают детали. Им нужно искусство – им дают технологию. Им часто нужен музыкальный фон – им навязывают тишину. Они помнят лица – от них требуют запоминать названия.
Зависимый тип – нуждается в контексте. Однако большинство учебников будьто по естественным наукам, математике, гуманитарным наукам или иностранным языкам написаны вне контекста. Таким учащимся нужно видеть математику на практике - они получают колонки цифр на бумаге. Чтобы изучать и воспринимать новые слова иностранного языка, им необходимо связать их в единый рассказ – им предлагают список слов для заучивания.
Учащимся индуктивного типа требуется видеть правила и принципы «в действии». Обычно они видят правила и принципы изолированно. Им нужно перерабатывать целостную информацию – им предлагают ряд сегментов.
Учащимся- синтетикам требуется возможность интегрировать, творить, созидать свои собственные миры. Им же велят анализировать, разбивать на части и объяснять миры, созданные кем-то другим.
Учащимся конкретного типа необходимо «пробовать вещи, реализовать что-то на практике, прикасаться к предметам. Им дают книжку с объяснениями и картинками. Им нужны выездные экскурсии – они получают фильмы.
Сенсорно-восприимчивый тип склонен к быстрой смене деятельности – их заставляют концентрироваться на одном виде деятельности.
Учащимся рефлексивного типа требуется время на размышление. Их заставляют торопиться и отвечать, чтобы не оказаться « дураками».
Степень риска учащихся визуального типа по мере их обучения в школе меняется, так как старшие классы становятся все более визуально ориентированными. В раннем возрасте учащимся визуального типа необходимо «видеть» ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Их заставляют смотреть в свою тетрадь, говоря, что ответ не на потолке. Они лучше воспринимают письменные инструкции – им дают вербальные указания к текстам. Им нужно зрительно представлять математические задачи – от них требуют устно выполнять задания.
Степень риска учащихся аудиального типа меняется в прямо противоположном направлении; в ходе обучения в школе объём информации, получаемый через аудиальные каналы, практически сводится к нулю. После того, как они научились хорошо читать, от них автоматически ожидают, что они будут воспринимать информацию визуально. Они легче воспринимают статьи и рассказы на слух – им велят прочесть их в книге. Они предпочитают устные объяснения – им дают письменные инструкции. Им нужен звук – они получают тишину.
Кинестетикам требуется движение. Им говорят сидеть смирно. Им нужны физические упражнения в перерывах между уроками - они имеют лишь пять минут, чтобы пройти от одного класса к другому. Им нужно стоять – они должны сидеть. Им необходимо трогать – их заставляют держать руки на парте.
На сколько эти
учащиеся группы риска смогут
выполнять то, что им велено,
развивать в себе основные
стили обучения или
Если они не могут приспособится, вне зависимости от того, на сколько они талантливы, они (получат свои двойки), если только учитель не адаптирует учебный план, виды деятельности на уроке.
Осознание того, что эти учащиеся находятся в группе риска, и того, каковы их потребности, поможет учителю провести эти изменения.
Обычно учителя – предметники
относятся к интровертированном
Учащихся ставят перед
Учащиеся абстрактного нелинейного типа, однако, быстро обнаруживают, что они чужие на собственной территории.
Учителя с конкретным нелинейным стилем обучения (встречаются очень редко) и учителя, способные оценить риск, с которым столкнуться учащиеся конкретного нелинейного типа при работе с учебным материалом абстрактно-линейного характера, дополнят учебник примерами из реальной жизни, что бы повысить успеваемость этих детей и их уверенность в своих силах.
В учебных планах редко
В литературе несоответствие между стилем преподавания учителя и стилем обучения учащегося называется конфликтом стилей.
То, что учитель ожидает от своих учеников на уроке, основывается на его собственных предпочтениях в сфере преподавания – учения. И когда эти предпочтения не совпадают с учебными предпочтениями учащихся, возникает конфликт стилей.
Любопытно, что учителя часто подстраиваются к учебному стилю большинства класса. Иногда это происходит интуитивно. Часто это делается более-менее осознанно.
Как только
учитель меняет стиль
По сравнению с
Понимая это, учитель может модифицировать задания, связанные с текстом, с занятиями по учебнику и использованием раздаточных материалов, что бы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в его классе. Вне зависимости от того, являются ли эти стили основными, и соответствуют ли они стилю преподавания самого учителя.
В этом случае
уровень неуспеваемости резко
снижается, а результаты
Ученики, которые
могли бы оказаться
Суть в том, что бы дать учащимся возможность показать, что они действительно знают и могут делать, а не то, чего они не знают и не умеют.
Равное внимание ко всем учащимся не означает одинакового обращения со всеми.
В экспериментальной группе мы определили стиль познавательной деятельности каждого ученика и класса в целом, использовав для этого тест «Стили познавательной деятельности»
Тест «Стили познавательной деятельности»
Содержание задания |
Ключ |
Задание 1. Если учитель предложил вам выполнить одно и то же задание, но в разных видах, то какую из, ниже перечисленных форм вы предпочтете? 1)Задания в виде открытых вопросов, предполагающих ваши рассуждения. 2)Решения задач 3)В письменном виде 4)В устном виде 5)Демонстрация 6) С фиксированным сроком выполнения 7)С неограниченным сроком выполнения |
1)синтетический тип мышления. 2)Аналитический 3)Визуальный 4)Аудиальны 5)Кинестетический 6)Импульсивный 7)Рефлексивный |
Задание 2. В какую форму работы на уроках математики вы охотно бы включились? 1) Вычисления 2) Доказательство теорем 3) Работа в одиночку 4) Работа в группе 5) Мозговой штурм 6)Письменные задания 7) Устные задания 8) Решение конкретных практических задач
Задание 3 При изучении естественных наук (химии, физики, биологии) оптимальными на уроках являются следующие формы: 1) Мозговой штурм 2) Выделение главного в проблеме 3) Предсказание (прогнозирование) результатов 4) Проведение эксперимента и формулировка выводов 5) Экспериментальные занятия 6) Доклад, сообщение о научных достижениях 7) Чтение дополнительной литературы, работа с учебником 8) Слушание изложения
материала учителем или
|
1)Аналитический 2)Аналитический 3) Аналитический 4)Синтетический 5) Импульсивный 6)Визуальный, рефлексивный 7) Аудиальный 8) Кинестетический
1)Синтетический 2)Синтетический 3)Синтетический 4)Аналитический 5)Кинестетическийки, импульсивный 6)Рефлексивный
7)Визуальный 8)Аудиальный
|
Задание 4 При изучении литературы, истории, русского языка, вы предпочитаете:
|
|
Учет этих стилей и знание предпочтительных стилей самого учителя позволяет получить более высокое качество обучения каждого ученика. Иными слова, при развитии обще интеллектуальных умений учитель определяет приемы, учитывая стиль познавательной деятельности школьника. В противном случае ученик попадает в группу риска, может возникнуть явление школьной дезадаптации.
Для выявления учащихся группы риска мы составили карту стилей познавательной деятельности класса. Данные отображены в таблице 4
Таблица 4
«Стили познавательной деятельности»
Фамилия Имя Ученика |
Стиль мышления |
Каналы поступления информации |
Способ действий | ||||
Синтетический |
Аналитический |
Визуальный |
Аудиальный |
Кинестетический |
Импульсивный |
Рефлексивный | |
1)Попов Д. |
+ |
+ |
+ |
||||
2) Карп С. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
3)Киселёв В. |
+ |
+ |
+ | ||||
4)Емельянова К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
5)Ветрова А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
6)Масюк О. |
+ |
+ |
+ | ||||
7)Климов А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
8) Кученкова А. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
9)Кротов И. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
10)Ахматов Д. |
+ |
+ |
+ |
||||
11) Водовской М. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
12)Нарзаева Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
13) Хачатрян А. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
14)Пугачев С. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
15)Безбородова Н. |
+ |
+ |
+ | ||||
16)Шевченко Д. |
+ |
+ |
+ |
||||
17)Косенкова К |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
18) Ганькова В. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
19) Базлова К. |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
ИТОГО |
8 |
16 |
10 |
6 |
14 |
10 |
12 |
УЧИТЕЛЬ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Из таблицы 4 «Стили познавательной деятельности» мы видим что большая часть учащихся имеет аналитический стиль мышления, канал поступления информации у них кинестетический, а способ действий рефлефлексивный. Учитель-классный руководитель имеет аналитический стиль мышления, каналы поступления информации аудиальный, визуальный, кинестетический, а способ действий рефлескивный. 7 испытуемых №1, №2, №3, №6, №8, №11, №15 находятся в группе риска по отношению к классу, так как стиль их познавательной деятельности не совпадает с основным стилем класса. Тре испытуемых №4, №5, №10 находятся в группе риска по отношению к классу и по отношению к учителю, так как стиль их познавательной деятельности не совпадает со стилем познавательной деятельности класса и со стилем учителя.
На основе данных таблицы 4 мы построили карту стилей познавательной деятельности класса.
Результаты диагностического исследования позволили составить характеристику познавательной деятельности класса, которая представлена нами в таблице 5.
Таблица 5
«Создание баланса на уроке»
Стиль |
Гуманитарные науки |
Естественные науки |
Синтетический |
Сочинения, словотворчество, описание событий, фактов. |
Мозговые штурмы, выделение важнейших компонентов, предсказание результатов |
Аналитический |
Анализ текста, рассказ, задание на поиск ошибок, составление таблиц. |
Проведение эксперимента и определение результата. |
Импульсивный |
Мозговой штурм, деятельность, требующая быстрой реакции, ролевые игры, проверки на уроке чтения – пересказ, соревнование |
Математические «марафоны», экспериментальные занятия |
Рефлескивный |
Работа в малых группах, деятельность требующая отсроченной реакции, чтение проверка после уроков, чтение журналов и краткое изложение, обучение других |
Письменные работы, демонстрация научных достижений |
Визуальный |
Чтение рассказов, чтение с доски, чтение статей |
Чтение книг, письменные работы |
Аудиальный |
Прослушивание рассказа, диалоговый режим, видеоинформация, аудио информация |
Устные задания, прослушивание информации. |
Кинестетический |
Игры и соревнования, группы с переменным составом, работа с магнитофоном и учителем, участие в театрализации |
Проведение экспериментов, решение задач с использованием реальных предметов |