Индивидуализация познавательной деятельности как средство адаптации пятиклассников к многопредметному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:32, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы: выявить возможность эффективного преодоления школьной дезадаптации пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению.
Гипотеза: В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что школьная дезадаптация пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению может быть успешно преодолена при условии учета стиля индивидуальной познавательной деятельности школьника

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

Таким образом, трудности во взаимоотношениях учащихся пятых классов с новыми учителями могут быть вызваны стечением многих обстоятельств. Н.Н. Толстых утверждает, что не следует считать смену одного учителя несколькими учителями-предметниками наиболее существенной причиной.                                                               Переход к новым учителям, к большей самостоятельности в учебной деятельности требует от учащихся определённого времени на привыкание к другой манере подачи учебных знаний, и, чем больше различий в этом плане между учителем в начальной школе и классным руководителем в средней школе, тем сильнее вероятность возникновения школьной дезадаптации.Так же ничуть не менее важным становится процесс адаптации учеников   и для их учителей, которые мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей. По этому учителям необходимо вовремя корректировать свою педагогическую позицию, касательно некоторых классов и учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Учет  индивидуального стиля познавательной  деятельности как средство профилактики  школьной дезадаптации.

      Переход школьника в пятый  класс – важный, «переломный»  период в его жизни с этого  времени резко меняется характер  его обучения в школе.

Подросток впервые  приобщается к научному познаванию.  Трудности в адаптации пятиклассника связанны с тем, что от одного учителя, бывшего основным руководителем учения    в начальной школе, он переходит к обучению у нескольких учителей. Они могут быть разными по своим требованиям, манере преподавания, отношению к способностям различных учащихся.

    Эти  и другие факторы сказываются  на всей жизни и деятельности  пятиклассника, создают большое  число противоречивых стремлений  и поступков. 

    Большую  роль в становлении  личности  пятиклассника  играет индивидуализация  обучения.

  Так, отмечается  большое разнообразие в уровнях  развития учебной деятельности  этих подростков: от наиболее  высокого уровня, при котором  не только совершенно самостоятельно  выполняются домашние задания,  но и осваивается новый учебный  материал  и даже новые области знаний;  промежуточный уровень, где самостоятельная учебная деятельность ограничивается только подготовкой домашних заданий  или лишь эпизодически выходит за пределы школьного материала; наиболее низкий уровень, когда отсутствуют  элементарные умения самостоятельной работы даже при  подготовки домашних заданий.

  Проявляются  индивидуальные особенности пятиклассников  и в развитии психических познавательных  процессов.

   Так,  особую роль в познавательной  деятельности играет внимание. Изучение этого психического состояния показало, что выделяются дети с повышенной расторможенностью. Они не могут спокойно сидеть  в течение всего урока, вертятся, мешают другим ученикам, беспричинно смеются (чаще это встречается у мальчиков, чем у девочек). Наиболее часто, как отмечает Буянов,  двигательная расторможенность сочетается с психической незрелостью,  то есть с преобладанием в поведении ребенка реакций, свойственных более младшему возрасту. У этих пятиклассников отмечается низкая устойчивость и плохая распределяемость внимания.

   Выделяется  так же «рассеянные»  ученики,  которые пропускают слова, делают  ошибки из-за невнимательности, забывают  сделать то, о чем их просят  и так далее.

  Особое  внимание в плане формирования  личности учащегося пятого класса, вызывают те, которые относятся к группе «внимательные».

   Они  устойчиво сохраняют способность  к труду, выполняют задание  спокойно, без суеты, лишь изредка  позволяют себе изменить позу. Для этих школьников  основным  является мотив быть «умным»,быть  «лучше всех», но в то же время не все они руководствуются мотивом «быть добрым». Таким образом, хорошее внимание не определяет нравственных качеств личности, а в некоторых случаях может создать предпосылки, для формирования нежелательных качеств ученика. Не менее важно, например, воспитывать внимание у школьников к помощи отстающим одноклассникам.

  Прослеживается  связь  индивидуальных особенностей  во внимании учащихся с их индивидуальными особенностями личности. Так, некоторые подростки меланхолического и флегматического темперамента с трудом переключают свое внимание с одного вида работы на другой и не любят частой смены деятельности. В то же время холерики и сангвиники устают при слишком длительном  однообразном занятии и жаждут смены деятельности.

   Индивидуальные особенности проявляются в развитости у пятиклассников того или другого типа памяти. Школьники с наглядно-образной памятью быстрее запоминают наглядный материал, конкретные предметы, события, лица, факты, а при запоминании и воспроизведении словесного материала стараются облечь его в образы.

Ученики со словесно-логическим типом, быстрее и легче запоминают слова, мысли,  логические рассуждения. Даже наглядный материал они запоминают по средствам словесного обозначения  и логического осмысления.

  У некоторых пятиклассников механическая память развита лучше, чем логическая. Они не умеют смысловой материал разбивать на группы, пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания.  Необходимо таких пятиклассников побуждать к сравнениям, установлению связей внутри предмета и между предметами.  Им необходимо помогать устанавливать  определенные связи между усваеваемым  и  тем, что было изучено ранее. Важно, чтобы такие связи образовывались и между тем, что например, устанавливается на уровне  математики,  и тем, что запоминается во время других предметов.

Индивидуальные различия проявляются у учащихся,  обладающих  разными типами памяти  (зрительная,слуховая,двигательная). Зрительный тип памяти преобладает  у учащихся, которые быстрее и  наиболее прочно, запоминают то, что видят, например, когда сами читают текст. Дети учатся быстрее и стабильнее, если подчеркивают определенные места текста, рисуют графические схемы, делают записи.

  Дети со  слуховой памятью легче запоминают  то, что воспроизводят на слух, когда, например, слушают чтение  или рассказ других, перечитывают  свои записи вслух, пересказывают  наиболее существенные места текста.

   Пятиклассникам  с двигательной памятью помогают запомнить движения, совершаемые ими при записывании, зарисовывании,  при выполнении трудовых действий.

  Особенности типа  памяти не являются чем-то неизменным. Они являются результатом упражнения  в конкретном виде деятельности  и могут быть усовершенствованны.

  Важной задачей  учебно–воспитательной работы с  пятиклассниками является совершенствование  всех видов памяти. Например, ученикам  с недостаточно развитой логической  памятью нужно постоянно упражняться  в логической обработке и запоминании  словесного материала. Логическое запоминания основывается на ассоциациях нового  с ранее известным путем аналогии, установления контрастов, конкретизации отвлеченных представлений, нахождения собственных примеров из личных наблюдений.

   Следует учитывать,  что индивидуальные различия  между учащимися одного и того  же возраста оказываются не редко  гораздо большими, чем между школьниками близких возрастов. Особенно  это касается учащихся пятых классов, где успех учебной  деятельности во многом будет зависеть от индивидуальных особенностей обучаемости.

  З.И. Калмыкова  выделяет  школьников с высокой,  средней и пониженной  обучаемостью.  Учащиеся с высокой обучаемостью  отличаются сформированность положительных  качеств ума.  Для них  характерна  высокая активности, самостоятельность ума, стремление к интеллектуальному напряжению и преодолению трудностей, чувствительность к существенному, легкость,   быстрота и высокий уровень общения,  легкость выделения смысловой опоры. Глубина ума сочетается с гибкостью: они избегают шаблонов,  стараются варьировать способы решения задач, их не  затрудняет переход от решения задач одного типа к другому.

   Для  учащихся этой группы оптимально  обучение, предъявляющие к ним  высокие требования  (и по  содержанию,  и по методам). Более благоприятным для них является закрепление знаний в процессе выполнения заданий  большей трудности, оперирование новыми знаниями  в усложненных условиях. Отсутствие таких условий ведет к снижению интереса к обучению.

Школьников  с  пониженной обучаемостью отличает поверхностность ума.  Они выделяют в качестве существенных первые попавшиеся признаки, яркие детали. Для них характерно смешение понятия, трудность в формировании содержательных обобщений,  подражательность,  умственная пассивность,  неустойчивость ума.

    Для  того, чтобы дети с пониженной  обучаемостью усвоили программный  материал им нужны гораздо  более  развернутое объяснение  с опорой на наглядность, выполнение  большого  количества упражнений  с медленно повышающейся трудностью  многократный   возврат к уже изученному. Особое внимание в работе с такими детьми должно быть уделено формированию рациональных приемов умственной деятельности, умения  учиться, правильной самооценки.

   Наибольшая  по численности группа учащихся  – дети со средней обучаемостью, на которых и рассчитано школьное обучение.  Это достаточно разнородная группа учащихся, но условия обучения в школе больше соответствуют особенностям их психики,  чем особенностям учащихся с повышенной или пониженной  обучаемостью.

  Учителям необходимо знать индивидуальные особенности и учитывать их в учебном процессе всех групп учащихся.

    Принцип  личностного подхода  в обучении  требует, чтобы учитель:

  • Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности мотивов, уровень развитости психических познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, особенностей темперамента в структуре личности каждого учащегося;
  • Использовал в учебном процессе знания  об индивидуальных особенностях учащихся;
  • Постоянно привлекал каждого учащегося к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной и обучающей деятельности, обеспечивающей  прогрессивное развитие личности;
  • Максимально опирался на собственную активность личности;
  • Сочетал обучение с самообучением личности, помогал в выборе целей, методов самообучения.

     Комплексное осуществление этих  требований устраняет упрощенность  индивидуального подхода, обязывает  учителя учитывать не поверхностное,  а глубинное развитие учащихся,  опираясь на закономерности причинно-следственных отношений, учитывать взаимовлияние индивидуальных особенностей разных подструктур личности каждого учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации младших подростков в период   перехода к многопредметному обучению.

2.1.Цель, задачи и гипотеза исследования.

Проведя  теоретический  анализ проблемы социально-психологической  адаптации  младших подростков  в период перехода к многопредметному обучению, мы перешли к практической части исследования.

Цель  исследования – выявить возможность успешной адаптации пятиклассников при условии учета индивидуального стиля познавательной деятельности.

Мы предположили,  что адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю будет эффективна при условии учета индивидуального стиля познавательной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы исследования мы определили систему задач:

  • Определить группу  испытуемых.
  • Изучить уровень адаптации пятиклассников
  • Определить индивидуальный стиль познавательной деятельности испытуемых
  • Выявить влияние учета индивидуального стиля познавательной деятельности  обучающихся на адаптацию к многопредметному обучению.

Исследование  проводилось в три этапа:

    • Первый этап – констатирующий –в начале учебного года (сентябрь 2011 год).
    • Второй этап – формирующий – в середине учебного года ( II-III учебная четверть)
    • Третий этап – контрольный – в конце учебного года (март 2012 год)

Было определено содержание работы, целью которой  мы наметили изучение возможности успешной адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в среднюю.

 

 

 

Экспериментальная база исследования:

    • Экспериментальная группа: в исследовании принимали участие учащиеся 5 «А»  класса СОШ №2 г. Жуковский, 19 человек.
    • Контрольная группа: учащиеся 5 «А» класса СОШ№12 г. Жуковский, 22 человека.

Базовый метод  – эксперимент.

 

 

.

 

 

 

 

Информация о работе Индивидуализация познавательной деятельности как средство адаптации пятиклассников к многопредметному обучению