Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:32, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: выявить возможность эффективного преодоления школьной дезадаптации пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению.
Гипотеза: В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что школьная дезадаптация пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению может быть успешно преодолена при условии учета стиля индивидуальной познавательной деятельности школьника
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУНИЦМПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Г, ЖУКОВСКОГО»
Кафедра «Педагогика и психология» | ||||
Специальность |
педагогика и психология | |||
дополнительная специализация психология управления | ||||
Форма обучения |
очная |
Группа |
П-501 | |
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема |
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К | |
МНОГОПРЕДМЕТНОМУ ОБУЧЕНИЮ | |
Студент |
Заяц А.О. |
Ф.И.О. | |
Руководитель |
Иванова Г.В. |
Ф.И.О. | |
Рецензент |
Левина И.И. |
|
|
|
Цель данной дипломной работы: выявить возможность эффективного преодоления школьной дезадаптации пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению.
Гипотеза: В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что школьная дезадаптация пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению может быть успешно преодолена при условии учета стиля индивидуальной познавательной деятельности школьника
Для достижения цели данной дипломной работы и проверки гипотезы мы определили систему задач:
Методология исследования: При проведении исследования мы опирались на культурно-историческую теорию психического развития Выготского, идеи М.Р. Битяновой, Е.Г. Коблик, Н. Лускановой, а так же на исследования индивидуального стиля познавательной деятельности И.И. Левиной и Г.В. Ивановой.
Объект исследования: школьная дезадаптация пятиклассников в период перехода к многопредметному обучению.
Предмет исследования: индивидуальный стиль познавательной деятельности как фактор преодоления школьной дезадаптации.
Базовый метод исследования: эксперимент.
Методики исследования: Опросник «Чувства в школе» (С.В. Левченко), тест-опросник школьной тревожности Филипса, анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н.Лускановой), тест «Стили познавательной деятельности» (И.И. Левина, Г.В. Иванова)
Практическая значимость данной дипломной работы заключается
в том, что полученные данные могут быть
полезны для работы с данной группой детей.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
I Теоретические основы изучения школьной дезадаптации.
1.1.
Психолого-педагогические
Подростковый возраст традиционно считается одним из самых трудных в психологии воспитания и обучения. Именно на подростковую дезадаптацию, связанную с переходом в среднюю школу, по данным психологов, приходится 18-20% случаев против 5-8% при поступлении в начальную школу. Школьная дезадаптация может проявиться в форме различных нарушений деятельности и поведения.
В ряде психологических исследований проводится мысль о неизбежности дезадаптации в подростковом возрасте, которая обусловлена закономерностями кризиса и как бы « запрограммирована» на этом этапе онтогенеза (С. Холл, Ш. Бюллер, Е. Шпрангер, А. Фрейд). Однако значительная часть психологов считает, что дезадаптация является следствием ряда факторов и условий.
Поскольку особенно остро явления дезадаптации в подростковом возрасте проявляются в процессе учебной деятельности, и наиболее заметными они становятся при переходе из начальной школы в среднюю, то эта сфера жизни подростка требует к себе повышенного внимания. По утверждению В.Е. Каган, именно в этом этапе «между 9-12 годами происходит столь серьезная кристаллизация личностных структур, что многие академические, социальные и личностные характеристики школьника этого возраста дают основание для надежных прогнозов его поведения на 4-6 лет вперед».
Не случайно,
переходному периоду из начальной
школы в среднюю и
В психологии
существует несколько принципиальных
позиций рассмотрения периода 9-12 лет.
Некоторые исследователи
В периодизации Д.Б. Эльконина этот период рассматривается как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами.
Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом (иногда вплоть до так называемого мотивационного вакуума), когда мотивация связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности , тем более тягостной она им воспринимается.
В школе
складывается достаточно
Усвоение
новых знаний, новых представлений
об окружающем мире перестраивает сложившиеся
ранее у детей житейские
Основным
психологическим содержанием
Сформированное
в предшествующий стабильный период
рефлексивное отношение к мере собственных
возможностей в учебной деятельности
переносится в сферу
Божович Л.И.
в своих исследованиях
К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе, особенно в пятом классе, вызываются именно недостаточным уровнем их развития. Такие сложные системы образования, как рефлексия, саморегуляция, произвольность проходят в это время только начальный этап формирования. В дальнейшем они закрепляются и усложняются, распространяются на ситуации, связанные с выполнением не только учебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.
К началу подросткового возраста учебная деятельность теряет своё ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Но она продолжает оставаться основной деятельностью школьников, продолжает быть общественно оцениваемой деятельностью, влиять на содержание и степень развитости интеллектуальной, мотивационной сфер личности учащихся.
Вместе с тем её роль и место в общем развитии детей существенно меняется.
Этап
онтогенеза, следующий за младшим
школьным возрастом,
Уже сначала
обучения в средней школе
Такой путь развития познавательной активности учащихся возможен, по мнению Толстых Н.Н., лишь в том случае если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом, то есть если понимание учения переходит для школьников из области «значений» в область «личностных смыслов».
В современной школе среди складывающейся иерархии ценностей учение не занимает достойного места, познавательная активность школьников развита слабо, отметка выступает главным стимулом и основным конечным результатом учебы. В этих случаях учебная деятельность превращается в сугубо формальную, не выполняя свои функции в развитии детей.
Переходный
период «младший школьный
Каждый
переходный период
В переходный
период от детства к
На эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Существенные
изменения происходят и в
Ребенок иногда оказывается в ситуации выбора между позицией «хорошего ученика» и позицией товарища.
При оптимальном направлении развития школьников эти две системы требований - к позиции ученика и к позиции субъекта общения – не должны противопоставляться, в другом случае вероятность появления конфликтов и с учителями, и со сверстниками увеличивается.
Психология отмечает и изменения в характере самооценки школьников в этот период. Во внимание принимаются в первую очередь не учебные характеристики, качества, проявляющиеся в общении.