Имидж педагога в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – изучение и характеристика имиджа педагога в современной школе.
Объектом исследования является педагог в современной школе.
Предметом исследования является имидж педагога.
Гипотеза состоит в предположении о том, что изучение характерных особенностей имиджа педагога в современной школе будет способствовать повышению его профессионального мастерства и стимулировать стремление к самосовершенствованию.
Задачи исследования:
Изучить профессиональное мастерство педагога как фактор успешности его педагогической деятельности.
Раскрыть сущность понятия «имидж».
Дать характеристика основных составляющих имиджа современного педагога.
Разработать и провести диагностику профессионально-личностных качеств учителя, наиболее значимых для школьников.

Работа содержит 1 файл

курс имидж педагога.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

       

        Таким образом, из таблицы видно,  что наиболее значимым для  младшего школьника является  личностный компонент педагогического  авторитета. Это такие качества  как доброта, терпеливость, любовь к детям, справедливость. Авторитет учителя строится на том,  каков он во взаимоотношениях с ребенком. Это можно объяснить тем, что младшие школьники ценят в первом учителе, прежде всего, понятные им человеческие качества, а в оценке профессиональных свойств затрудняются. Это связано также с психологией младшего школьника. Для них их учитель самый лучший. До поступления в школу самыми близкими дорогими людьми для ребенка  являются его родные. В школе ребенок попадает в совершено другую обстановку,  с иными требованиями и обязанностями. Учитель становится для ребенка основной фигурой в школе. Он ему доверяет во всём. Учитель становится для ребенка близким человеком, если тот добрый, терпеливый, отзывчивый. И он предъявляет к нему такие же требования, какие он предъявляет к своим близким. Мы думаем, что именно поэтому на первом месте у младших школьников стоит личностный компонент педагогического авторитета.

       

2.2. Методическая разработка деловой игры-аукциона «Диагностика успешности учителя»

 

     Тема: «Диагностика успешности учителя»

     Основная  цель - определить компетенцию заместителя директора по учебной части в области диагностики успешности учителя. [5, 9] 

     Ход работы

     (Завучи  заранее делятся на 3 рабочих группы)

     Ведущий-психолог. Есть много точек зрения на вопрос диагностики успешности учителя. С одной стороны, ничем нельзя измерить благородство души учителя, озарения, которые не берутся ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом и бесконечным диалогом учителя с самим собой. С другой стороны, руководитель должен владеть объективной информацией об уровне деятельности педагога, другими словами, накапливать «досье успехов» своего учителя.

     В течение нашего семинара мы ответим  на вопросы о том, что такое  успешность учителя, как ее измерить, продиагностировать, в чьей компетенции находится эта деятельность. Нам предстоит обсуждать эти вопросы в необычной форме, в форме игры – аукциона.  

     С нами работает жюри (представление  членов жюри) 

     Итак, начинаем аукцион. 

     На  аукцион выставляется лот № 1. Это вопрос: «Что такое педагогическая диагностика?»

     (Группы  предлагают различные варианты  ответов, побеждает группа, представившая  наибольшее количество ответов).

     Педагогическая  диагностика – психолого-педагогическое изучение и анализ всей деятельности педагога, педагогического процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. 

     На  аукцион выставляется лот №2. Это  вопрос: «Какие аспекты включает в  себя понятие «успешность учителя»?

     (Группы  предлагают различные варианты ответов, побеждает группа, представившая наибольшее количество ответов).

     Ведущий раздает таблицы «Успешность  учителя». Обсуждение.

     Ведущий. Поработаем в группах. На листах (приложение 2) обозначены аспекты успешности учителя. В течение 7 минут группа готовится ответить на вопросы:

     - Расшифруйте ваш аспект.

     - Какими средствами диагностируется  данный аспект.

     - В чьей компетенции (завуча  или психолога) находится диагностика  данного аспекта? ( Каждой из трех групп достается по два аспекта).

     Выступление групп. Обсуждение.

     Ведущий раздает таблицы. Обсуждение. Уточнение  деталей.

     Ведущий. И снова – аукцион.  

     На  аукцион выставляется лот № 3. Это  вопрос: «Что необходимо учитывать, чтобы  соблюдать экологичность педагогической диагностики?»

     (Группы  предлагают различные варианты ответов, побеждает группа, представившая наибольшее количество ответов). 

     Экология  педагогической диагностики.

  • Высокий профессионализм руководителя.
  • Принцип «Не навреди!»
  • Соблюдение конфиденциальности, этических норм и правил.
  • Результаты не должны восприниматься как нечто раз и навсегда данное, особенно, когда они благополучные.
  • 1 – 2 теста могут лишь наметить тенденцию, а не подведут итог.
  • Не увлекаться диагностикой.
  • Изучая, понимать и помогать.
  • Прежде чем диагностировать, ставить цели, для чего и для кого это нужно.
  • Сотрудничать с психологом для осуществления технологии и интерпретации результатов
  • Создавать доверительные отношения с коллегами
  • Пользоваться валидными (проверенными, надежными) методиками
 

     Ведущий. Прежде чем начать диагностику, необходимо поставить цель. Основная работа – коррекция, консультирование, помощь и поддержка учителя.

     В группах в течение 5 минут продумайте ответы на вопросы:

     - Область применения полученных  данных

     - Деятельность завуча по результатам  диагностики

     (Участники групп заполняют в таблице последнюю графу)

     Выступление групп. Обсуждение.  

     Области применения  полученных данных.

     - Подготовка педсоветов

     - Создание групп инновационной  деятельности

     - Организация работы в форме  наставничества

     - Аттестация педагогических кадров

     - Оказание методической помощи

     - Распространение положительного  опыта

     Ведущий. Как вы считаете, какие аспекты  успешности учителя приоритетны?

     (Высказывания  участников групп)

     Приоритеты  расставляются в зависимости  от целей деятельности образовательного учреждения. 

     Предлагаем  вам анкету «Оценка уровня творческого  потенциала личности», по которой вы сами можете определить уровень собственного творческого потенциала, а также  использовать в работе с педагогами.

     (Участники  группы заполняют анкету, определяют результаты).

     По  итогам игры проводится подведение итогов игры-аукциона (отмечается группа –  победитель), участники делятся своими впечатлениями о прошедшем мероприятии.  
 
 
 
 
 

 

Заключение

 

     Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

     Однако, учитель в гораздо более высокой  степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить  чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.

     Педагог - не только профессия, суть которой  передавать знания, но и высокая  миссия сотворения личности, утверждения  человека в человеке. В этой связи  можно выделить совокупность социально  и профессионально обусловленных  качеств педагога, определяющих его имидж в современной школе: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность им отдать им свое сердце; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность и др.

     В профессионально-педагогическую направленность педагога входят: идейная убежденность, общественная активность, склонность к доминированию, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция и призвание к инженерно-педагогической деятельности.

     В профессионально-педагогическую компетентность - общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, инженерно-технический кругозор, педагогическая техника, компьютерная подготовленность, умения и навыки по рабочей профессии, общая культура.

     Профессионально-важные качества личности педагога составляют: организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, самостоятельность, креативность в области педагогической и производственно-технологической деятельности и др.

         В ходе исследования мы выяснили, что имидж педагога – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы.

     Подлинный авторитет учителя-воспитателя опирается  не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т.п.    

     Таким образом, можно считать  правомерным и  результативным решение цели, задач и адекватность формулировки  гипотезы данного курсового исследования: изучение характерных особенностей имиджа педагога в современной школе будет способствовать повышению его профессионального мастерства и стимулировать стремление к самосовершенствованию.

 

Список  литературы

 

  1. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.
  2. Березовин, Н.А. Коломинский, Я.Л. Учитель и детский коллектив. – Минск, 1975.
  3. Браун, Л. Имидж – путь к успеху. – СПб., 1996.
  4. Вербова, К.В. Кондратьева С.В. Психология труда и личности учителя: Учебное пособие. – Гродно, 1991.
  5. Диагностика успешности учителя /Сост. Т.В. Морозова. – М., 2001.
  6. Зимняя, И.А., Малахова, В.А. и др. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач. – М., 1980.
  7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. – М., 2001.
  8. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
  9. Клюева, Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М., 2002.
  10. Коммуникативная культура учителя /Сост. О.В. Фромушкина – СПб, 1996 .
  11. Кондратьева, С.В. Учитель – ученик. – М.,1984.
  12. Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Я. Ярошевского. – Р.- н/Д., 1998.
  13. Крутская,  Е. А. Роль имиджа педагога в его профессиональном общении // http://physfac.bspu.secna.ru/conf/phedu/24
  14. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения, – М., 1990.
  15. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Р.н/Д., 2002.
  16. Маркова, А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
  17. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.,1994.
  1. Педагогическая  энциклопедия. / Под ред. И.А Каирова, Ф.Н Петрова. М., 1968.
  1. Психология  труда и личности учителя. / Под  ред. Щербакова А.П. –Л., 1977.
  2. Реан, А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. – М., 1990.
  3. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология. – С.-Пб., 2000.
  4. Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Р.н/Д., 1996.
  5. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М., 1998.
  6. Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.
  7. Синенко, В.Я. Профессионализм учителя//Педагогика. - 1999. - № 5.
  8. Сластёнин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2002.
  9. Столяренко, Л.Д. Педагогика. Для студентов колледжей. – Ростов-на-Дону, 2000.
  10. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1987.
  11. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990.
  12. Якунин, В.А. Педагогическая психология. –С.-Пб., 1998.

Информация о работе Имидж педагога в современной школе