Имидж педагога в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – изучение и характеристика имиджа педагога в современной школе.
Объектом исследования является педагог в современной школе.
Предметом исследования является имидж педагога.
Гипотеза состоит в предположении о том, что изучение характерных особенностей имиджа педагога в современной школе будет способствовать повышению его профессионального мастерства и стимулировать стремление к самосовершенствованию.
Задачи исследования:
Изучить профессиональное мастерство педагога как фактор успешности его педагогической деятельности.
Раскрыть сущность понятия «имидж».
Дать характеристика основных составляющих имиджа современного педагога.
Разработать и провести диагностику профессионально-личностных качеств учителя, наиболее значимых для школьников.

Работа содержит 1 файл

курс имидж педагога.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

     Под имиджем обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

     В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы». [12]

     Понятие «имидж» возникло на Западе в 50-х  гг. и первоначально использовалось в рекламной практике. Далее, в 60-х  гг. этот термин вновь возникает  в сфере предпринимательства  как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже понятие имиджа стало основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошло в политическую и общественную жизнь.

     Американская  исследовательница по имиджу Лилиан Браун (имиджмейкер пяти американских президентов от Кеннеди до Картера) считает, что «профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь, то есть необходимо создать нужный имидж. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни».

           В России понятие  «имидж» появилось сравнительно недавно, при этом происходило слепое копирование западных алгоритмов решения данного вопроса. Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в отечественную литературу был О. Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 г., он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. Другими авторами,  чьи работы посвящались этой  же теме, имидж тоже рассматривался как средство манипулирования массовым сознанием. Позже в отечественной науке такое направление формируется как новая отрасль – имиджелогия. [3, с. 26]

           Имидж можно трактовать как одну из форм социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуального и группового. Поведение человека регулируется не только социальным, но и биологическими и психологическими механизмами; все они взаимодействуют между собой и проникают друг в друга.

     Так как к механизмам социальной регуляции  относятся социальные нормы, ценности, институты, организации, то и имидж  можно отнести к одному из таких механизмов.

           Для того, чтобы лучше представить особенности имиджа как социального регулятора, необходимо построить теоретическую модель имиджа, которая «представляет собой определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности».

           Создать такую модель, – значит представить имидж в  виде идеального объекта, не тождественного объекту эмпирического исследования, обладающего сложной структурой и состоящего из совокупности взаимосвязанных  элементов – частных объектов. [3, с. 49]

           Исследователи имиджа определяют его как набор определенных качеств, которые ассоциируют с  определенной индивидуальностью, и  различают следующие его составляющие:

  • персональные характеристики,
  • социальные характеристики
  • символические характеристики.

     К персональным  характеристикам относятся физические, психологические особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние. Лебон назвал это качество обаянием, Вебер – харизмой.

     Социальные  характеристики связаны с текущей ситуацией, которой, например, деловой человек должен соответствовать. Это достаточно подвижная часть имиджа, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз эти характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. К ним относятся статус, модели ролевого поведения и т.д.

     Символические характеристики, напротив, являются устойчивым и неизменным компонентом. Они связаны с идеологией и культурой. Иначе говоря, существует определенный набор качеств, характеризующий идеальный тип.

     Наряду  с данной точкой зрения в отечественной литературе выделяют еще три возможных подхода к изучению имиджа: функциональный, контекстный, сопоставительный. [11, с. 38]

     Функциональный  подход включает следующие варианты имиджа исходя из разного типа функционирования:

  • зеркальный – это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа более положительный, ибо психологически мы всегда выдвигаем не первое место позитив. Его минус – минимальный учет мнения со стороны;
  • текущий – характерен для взгляда со стороны. Необходимо помнить, недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют имидж не  в меньшей степени, чем реальные поступки;
  • желаемый – отражает то, к чему мы стремимся;
  • корпоративный – это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов работы. Здесь и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности;
  • отрицательный – это имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом, т.е. вариант сознательно конструируемый, а не возникающий спонтанно. При запуске отрицательного имиджа возникает проблема адекватного его опровержения.

     В контекстуальном  подходе имидж классифицируется по способам применения, в котором он функционирует (имидж бизнесмена, государственного служащего, политика, педагога и т.п.).

     Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых характеристик. Их можно сопоставить по ряду параметров: компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т.д. Увидев отличие, можно соответствующим образом перестраивать имидж.

     При формировании любого имиджа (педагога, бизнесмена, политика и т.д.) учитывают различные компоненты. Так, В.М. Шепель выделяет три следующих комплекса:

  • природные качества: коммуникабельность; эмпатичность (способность к сопереживанию); рефлексивность (способность понять другого); красноречивость (способность воздействовать словом);
  • качества, привитые образованием и воспитанием: нравственные ценности; психологическое здоровье; набор технологий общения;
  • качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом.

     Имидж всегда и во все времена играл и играет в жизни людей огромную роль. Несмотря на то, что сам термин «имидж» возник в начале ХХ в., забота о впечатляющем образе (имидже) была присуща и таким известным историческим фигурам, как Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Ричард Львиное Сердце и т.д.

     ХХ  век, в связи с развитием средств  массовой информации (в частности  телевидения), называют веком сотворения, сознательного конструирования того (имиджа), что нужно публике. За многими громкими именами стоят конкретные «создатели» (имижджмейкеры). Они создавали облик кумира, отбирали его тип автомобиля, подбирали тон костюмов, шлифовали его лексикон и др.

     ХХI век – это информационный век, где масса информации обрушивается на нас (особенно с экранов телевидения) ежедневно в виде символов. Символами успеха и преуспевания становятся не только кинозвезды, но и политики, бизнесмены и даже гангстеры – правила игры одинаковы для всех. Поэтому, имидж не только не потерял своей значимости в нашем мире, но и привлек внимание теоретиков и практиков в области социологии и психологии, истории и теории культуры, эстетики, экономики, семиотики и др. [3, с. 138]

     Выводы: Понятие «имидж» возникло на Западе в 50-х гг. и первоначально использовалось в рекламной практике. Далее, в 60-х  гг. этот термин вновь возникает в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже понятие имиджа стало основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошло в политическую и общественную жизнь.

     Под имиджем обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих.

     Исследователи имиджа определяют его как набор  определенных качеств, которые ассоциируют  с определенной индивидуальностью, и различают следующие его составляющие: персональные характеристики, социальные характеристики, символические характеристики.

1.3. Характеристика основных  составляющих имиджа  современного педагога

     Каждый  из нас, будь это студент или молодой  учитель, при упоминании слова «Учитель» мысленно возвращается в прошлое и, вспоминая своих лучших учителей, чаще всего воссоздает в памяти не столько профессиональные качества учителя, сколько учителя как целостную личность.

     Не  случайно среди личности качеств, которые особенно ценят в учителе ученики, чаще всего называют любовь к детям, доброжелательность, чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора, оптимизм и творческое отношение к делу. Чтобы обладать этими качествами, необходимо быть духовно богатой, интеллигентной и творческой личностью. [1, с. 72]

     Глубоко прав был К.Д.Ушинский, который писал  об этом так: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

     Целостный подход к изучению личности учителя - это типологический подход, который позволяет увидеть в каждом отдельно взятом типе что-то оригинальное и неповторимое.

     В дальнейшем исследовании имиджа современного учителя попытаемся представить  идеальную личность учителя XXI века. Каждая из типовых микрохарактеристик, которые будем давать, заключает в себе некоторые доминирующие качества, которые по существу отражают идеальный вариант, что и позволяет описать именно целостную личность.

     Учитель - интеллигентная личность. Он всегда элегантен и опрятен. Он тактичен и доброжелателен. Он носитель прогрессивных взглядов. У него высоко развита критичность мышления, но он сдержан и уважает чужое мнение. Он систематически работает над собой, занимается самообразованием. Он способен к глубокому самоанализу и рефлексии. Ему свойственны высокая эрудиция и общая культура. Он обладает эстетическим вкусом и художественной культурой. Он проявляет постоянный интерес ко всему новому, прогрессивному в искусстве, науке, политике. Будучи интеллигентной личностью, он вбирает в себя лучшие образцы человеческой культуры и стремится к непрерывному творческому саморазвитию. [1, с. 72]

     Учитель - духовно богатая личность. Его духовное богатство прежде всего проявляется в щедрой любви к детям, в высокой нравственности и совестливости. Он считается с мнением как своих учеников, так и коллег-учителей. Духовное богатство личности учителя проявляется в его стремлении понять смысл и цель жизни, свое профессиональное предназначение. Он обладает повышенной чувствительностью к красоте мира, человеческих взаимоотношений. У него высоко развита эмпатия и рефлексия. Он стремится понять все богатство духовного мира растущего человека - ребенка, своего ученика, а потому развивает у себя планетарное и даже космическое мышление.

     Учитель - творческая личность. Он не приемлет рутины и однообразия, а поэтому всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное. Он изначально мотивирован и на творчество. Созидать, творить, выдумывать, пробовать - это его обычное профессиональное состояние.

Информация о работе Имидж педагога в современной школе