Имидж педагога в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – изучение и характеристика имиджа педагога в современной школе.
Объектом исследования является педагог в современной школе.
Предметом исследования является имидж педагога.
Гипотеза состоит в предположении о том, что изучение характерных особенностей имиджа педагога в современной школе будет способствовать повышению его профессионального мастерства и стимулировать стремление к самосовершенствованию.
Задачи исследования:
Изучить профессиональное мастерство педагога как фактор успешности его педагогической деятельности.
Раскрыть сущность понятия «имидж».
Дать характеристика основных составляющих имиджа современного педагога.
Разработать и провести диагностику профессионально-личностных качеств учителя, наиболее значимых для школьников.

Работа содержит 1 файл

курс имидж педагога.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Имидж педагога в современной  школе 
 

оглавление 
 
 

 

введение

 

     Учитель, осуществляя связь времен, связь  поколений, передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих поколений. Учитель  – одна из самых сложных и ответственных  профессий. Общество предъявляет к  педагогу более высокие требования, чем к людям других профессий. Именно на учителя возлагается ответственная роль по созданию социальной воспитательной среды, а сам педагог должен выступать одновременно организатором, управителем и частью этой среды. Целью учителя должно быть развитие личности ребенка.

     Современный учитель - это не только передатчик знаний, но, прежде всего личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Педагог, в свою очередь, должен воспринимать ученика как индивидуальность, творческую и саморазвивающуюся личность.

     Заслуживают внимания исследования, посвященные  становлению личности учителя, важнейшим  компонентом которого является педагогическое общение. Данные ряда исследований, проведенных  А.А. Бодалевым, Я.Л. Коломинским, С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьевым, В.С. Мерлиным, А.В. Мудриком и другими, убеждают, насколько важны вопросы совершенствования педагогического мастерства, оптимизации педагогического общения, становления индивидуального стиля деятельности и общения педагога.

     Проблему  профессионального призвания, профессиональной пригодности педагога исследовали  ученые Т.А. Воробьева, Ф.Н. Гоноболин, Л.П. Доблаев, Н.В. Кузьмина, Р.И. Хмелюк, А.И. Щербаков.

     Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Нам представляется важным выделить такие системные компоненты, как конституционные факторы, организационные и коммуникативные качества, мотивационная структура, эмоционально-характерологический базис, а так же стиль педагогического общения.

     Профессиональные  характеристики учителя как субъекта педагогической деятельности проявляются в их совокупности, поскольку учитель как личность, активно действующий субъект педагогического взаимодействия – это целостная сложная система. Эта система может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический портрет учителя, метафорическая форма представленности обобщенного личностно-профессионального образа учителя. Характеристики этого образа складываются в общественном сознании постепенно в результате наблюдений, эмпирических, теоретических и экспериментальных обобщений. При этом наиболее явно все они представлены в психологическом портрете учителя дошкольного и младшего школьного образования. Именно такой учитель обладает наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками и коммуникативными (интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с учителем любого другого уровня и формы образования.

     Требования  к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности.

     В современной педагогике правомерно говорить не только об образе идеального учителя 21 века, но о его имидже как  интеллигентного, конкурентоспособного, высокопрофессионального специалиста.

     Следовательно, данная проблема является актуальной, и в связи с этим мы определили тему исследования: «Имидж педагога в современной школе».

     Цель курсового исследования – изучение и характеристика имиджа педагога в современной школе.

     Объектом  исследования является педагог в современной школе.

     Предметом исследования является имидж педагога.

     Гипотеза состоит в предположении о том, что изучение характерных особенностей имиджа педагога в современной школе будет способствовать повышению его профессионального мастерства и стимулировать стремление к самосовершенствованию.

     Задачи исследования:

  1. Изучить профессиональное мастерство педагога как фактор успешности его педагогической деятельности.
  2. Раскрыть сущность понятия «имидж».
  3. Дать характеристика основных составляющих имиджа  современного педагога.
  4. Разработать и провести диагностику профессионально-личностных качеств учителя,  наиболее значимых для школьников.

     Методы исследования:

  • теоретический анализ и обобщение литературных источников;
  • анкетирование;
  • анализ продуктов деятельности;
  • метод беседы;
  • метод педагогического наблюдения;
  • ранжирование.

 

глава 1.

1.1. Профессиональное мастерство педагога как фактор успешности его педагогической деятельности

 

     Педагогическую  деятельность можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. [15, с. 23]

     В отношении педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных ролей, для успешного осуществления которых необходимы соответствующие способности. В научной литературе им уделено достаточно внимания.

     Применительно к педагогической деятельности наиболее глубокое исследование способностей провела Н. В. Кузьмина. Она выделила основные компоненты деятельности педагога, которым соответствуют те или иные способности: [14, с. 47]

  • конструктивный (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей),
  • организаторско-коммуникативный (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками),
  • гностический (способность приобретать и использовать знания).

В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:

  • обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая;
  • конструктивная и исследовательская;
  • организаторская и коммуникативная;
  • самосовершенствование.

     Реализация  воспитывающей функции требует  от педагога комплекса значимых качеств, к которым относятся такие свойства, как идейная убежденность, долг, гражданственность, коллективизм, ответственность и социальный оптимизм. Прежде всего следует иметь в виду, что педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей. Имена талантливых педагогов широко известны, а вот о бездарных педагогах говорить не принято. Но еще Ч.Дарвин, вспоминая свои студенческие годы, говорил: «Лекции доктора Донкана — это нечто, о чем страшно вспомнить, лекции Джемсона по геологии и зоологии невероятно вялы. Единственный эффект, произведенный ими на меня, состоял в том, что я решился никогда в своей жизни не читать ни одной книги по геологии и ни за что не изучать этой науки». [26, с. 24]

     Вторая  специфическая черта педагогической деятельности — многофакторность воспитательного  процесса. Воспитательный процесс идет в семье, школе, внешкольных учреждениях, при всех формальных и неформальных контактах воспитанника с другими  людьми, его обращении к литературе, искусству, средствам массовой информации. Успех в воспитании каждого конкретного человека зависит от влияния многих факторов и условий. Однако это не принижает роли профессионального педагога. Он выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнить, лишь будучи разносторонне образованным человеком.

     Третья  специфическая черта воспитательного  процесса — его длительность. Конечно, процесс воспитания идет с разной скоростью, но значительно форсировать его нельзя. Ведь для того, чтобы только узнать человека, нужно, как говорит народная пословица, «пуд соли с ним съесть». Нельзя быстро воспитать чуткого трудолюбивого человека. Особенно медленно идет процесс перевоспитания. Нет таких быстродействующих методов, которые бы позволили эгоиста быстро переделать в альтруиста, а лентяя — в труженика. А это, в свою очередь, делает результаты воспитания малозаметными, скрытыми. [29, с. 128]

     Очень часто педагог, прикладывая много сил, долго не видит позитивных изменений. Успешно работать в таких условиях может только терпеливый оптимист. Терпение и оптимизм — важнейшие профессиональные качества педагога. Может быть, поэтому педагоги нашей страны могут так долго успешно работать в условиях перманентной бедности.

     Раздраженность  — это ржавчина педагогической квалификации, и если эта ржавчина стала частью личности, второй натурой, надо срочно менять профессию.

     Четвертая особенность процесса воспитания — концентризм в содержании воспитательной работы. Это означает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности приходится многократно возвращаться.

     Пятая специфическая черта воспитания заключается в том, что это  активный двусторонний процесс. Поэтому важнейшая задача педагога — воспитать у учащихся постоянную потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо вызвать у воспитанников волну собственных усилий, пробудить их внутреннюю активность, максимально развить их самостоятельность. Успешное решение этих задач требует от педагога развитой эмпатии, т.е. способности видеть ситуацию глазами другого человека, умения поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами. [27, с. 392]

     Шестой  особенностью воспитания является то, что результаты этого процесса малозаметны для внешнего восприятия. Проверить и оценить работу воспитателя довольно трудно. Как и все большое, она видится на расстоянии. Конечно, на расстоянии не географическом, а на временном. Поэтому педагог должен быть готов к тому, что его усилий не только быстро не увидят, но его еще и порицать будут, что называется, за чужие грехи. Вот почему педагог должен быть очень скромным человеком, и не только чтобы служить должным примером своим воспитанникам, но и для сохранения своего душевного равновесия при нередких, к сожалению, случаях несправедливого отношения к себе.

     И, наконец, седьмая особенность процесса воспитания: это деятельность, устремленная в будущее. Каждый педагог должен помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся условиях, в иных общественных отношениях.

     Реализация  профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога: [15, с. 52]

  • профессиональной направленности,
  • профессиональной компетентности,
  • профессионально-важных качеств личности.

     Профессиональная  направленность - это интегральное качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. К качествам, характеризующим направленность личности, следует отнести: профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к педагогической деятельности. А также общественную активность, доминантность, социальный оптимизм и др.

     Профессиональная  компетентность - это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирования личности другого человека. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, педагогическая техника, умения и навыки по тематике и другое. [12]

     Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.

     Профессионально-важные качества - это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.

     Педагогическое  мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность. Мы говорим о формировании личности воспитанника и забываем об учителе. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». [14, с. 48]

Информация о работе Имидж педагога в современной школе